Первая ласточка

Голиб Саидов
       Прожив более 60-ти лет в Союзе, Мария Семеновна ждала этого часа и наконец-таки, вырвалась из ужасного советского ада. Поселившись в Калифорнии, в силиконовой долине, она наслаждалась райским климатом и настоящей свободой. Только очутившись здесь, она впервые почувствовала себя человеком и по-настоящему ощутила на себе заботу государства. Того самого, которым её вечно пугали, которому она не отдала ни одного своего трудового дня. Все её прошлое, словно кошмарный сон или наваждение, осталось где-то далеко позади и вспоминать о нем больше не хотелось.
       Единственной ниточкой, связывающей её с бывшей родиной, была её семья: сын Иосиф, его жена - простая и кроткая русская женщина - Людмила и двое любимых внука - Рафик и Миша.
       Старшая внучка - Татьяна, выйдя замуж и переехав на Украину, раньше остальных сумела вовремя сориентироваться и переправиться за океан. Обосновавшись с семьей в Сан-Франциско, они с мужем постепенно открыли свое зубоврачебное дело.
       Остальные члены семьи с волнением следили за Таниной судьбой, пока последняя прочно не встала на ноги. Вскоре от неё пришел вызов.
       Баба-Маня оказалась "первой ласточкой", рискнувшей вылететь из насиженного гнезда и теперь ничуть об этом не жалела. Жалость просыпалась только к тем, кто остался там, непонятно чего выжидая и вечно трясясь от страха перед родным государством. Как и всякая еврейская бабушка, она всем сердцем была накрепко привязана к своим внукам, которых она вырастила буквально с пеленок.
       Периодически они созванивались по телефону.
       Один из последних состоялся незадолго до того, как семья, наконец, приняла решение - ехать.
       - Ба-аб,- страшно волнуясь и переживая, произнес в трубку Рафик, - как ты там? Тебе не плохо?
       На что последовал мгновенный ответ, вполне в духе бабы-Мани:
       - Что-о?! "Мне - плохо?" Это вам, там плохо, а мне тут очень даже хорошо!