Особо опасен - лучший фильм Тимура Бекмамбетова

Золотов Яков
Жизнь - сплошная рутина. Бессмысленность существования. Обреченность. Серость. Сколько в мире людей живут этими словами? Глобализация медленно, но верно проникает в умы каждого из нас. А кто мы? Безжизненные роботы или стадо овец? Я приглашаю Вас познакомиться с новым шедевром Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Это история о человеке, отважившемся задать себе вопрос: «Кто я такой?».



«Ты - ничтожество. Твоя начальница в офисе зверски издевается над тобой. Лучший друг уже давно тр****т твою девушку. Ты знаешь об этом, но молчишь, как последнее чмо? Ты - полное ничтожество?» - это сообщение было выдано городским банкоматом Уэсли Гибсону в ответ на запрос баланса. И он нажал клавишу «Подтвердить». Каждый день молодой клерк просыпался под крики своей подруги, которая постоянно требовала обратить на нее внимание, затем он шел на работу, заглянув по дороге в магазин и купив презервативы для друга, заранее зная - с кем он их собирается использовать. В офисе Уэсли ожидало издевательство надменной начальницы, унижавшей работников так, как унижали ее саму в детстве. Помимо всего прочего, Гибсону регулярно требовалось принимать лекарство, чтобы избавиться от сердечных приступов.

Но однажды в аптеке к молодому человеку подошла женщина, которая рассказала о том, что Уэсли - сын одного из лучших в мире ликвидаторов, и что теперь у клерка есть выбор - продолжать гнить изнутри в консалтинговой компании или занять место отца...

Только попав в Голливуд российский режиссер казахского происхождения Тимур Бекмамбетов полностью раскрыл свой профессиональный потенциал. Не побоимся предположить, что скоро он встанет в один ряд с Кончаловским и Михалковым. «Особо опасен» - это не просто ураганный боевик о ничтожном клерке, обнаружившем в себе невиданные способности. Это история о каждом из миллионов людей, что смертельно устали от обыденности и медленно гибнут при свете мониторов на рабочем столе бесконечного офисного муравейника. Однако, суть фильма совсем не в трагичности подобных судеб. Картина рассказывает о том - на что способна вера в собственные силы.

Достаточно принять ответственность за свои поступки и поверить, что наша жизнь зависит только от нас самих и ни от кого больше.

Как только в Интернете появились первые рекламные ролики фильма, зрителю стало ясно - грядет атмосферный боевик со звездами первой величины в главных ролях.

Морган Фримен очень хорошо сыграл роль главаря в «Братстве ткачей». В картине сразу узнается его «фирменная» улыбка, неподдельная харизма и актерский талант метко и точно отражать чувства своего персонажа. Как говорится, играть в кино либо дано, либо противопоказано. В этот раз Морган предстанет зрителю в образе дисциплинированного «начальника», который имеет доступ к «Станку судьбы», выдающему братству имя следующей цели - человека, которого необходимо уничтожить до того, как он совершит нечто ужасное. «Не я хочу их убить, а судьба...».

Звезда Голливуда, Анджелина Джоли, в роли опытной наставницы Гибсона в очередной раз доказала, что ее конек - амплуа женщины-воина. Героиня Джоли по имени Фокс получает цель, отбрасывает все лишнее и неумолимо движется к выполнению поставленных перед ней задач - ее ничто не может остановить.

И, наконец, настоящий прорыв года - молодой актер по имени Джеймс Макэвой - шотландец по происхождению. Среди десятков претендентов Бекмамбетов видел именно Макэвоя в роли главного героя и не прогадал. Актер уже успел сыграть в таких фильмах как «Хроники Нарнии», «Джейн Остин» и «Пенелопа», а сейчас готовится сняться в «Хоббите». Но, тем не менее, Джеймс до сих пор оставался в тени. Несомненно, кинокритики обратят свое внимание на молодого шотландца. «Особо опасен» стал для него настоящим билетом в голливудское будущее - в этом можно не сомневаться. Рассказывать - как Джеймс играет - просто бессмысленно. Это надо видеть. Но первое, на что обращаешь внимание во время просмотра - это глаза. Он мог даже просто молчать, но в глазах на протяжении фильма читались боль, страх, гнев и даже ненависть. Я считаю, что Макэвой просто рожден для подобных драматических ролей.

Конечно, нельзя обойти стороной и спецэффекты. Тут, как говориться, все за нас скажут цифры бюджета - на картину было потрачено более 150 миллионов долларов. Такие, невиданные для российских режиссеров средства, предоставили Тимуру возможность для творческого полета. Чего стоят только смертельное сальто над лимузином под музыку Андреа Бочелли, крушение поезда в пропасть и прыжок с одного небоскреба на другой. Когда же в фильме наступила неожиданная развязка, даже убийства выглядели как произведения искусства. Мы не говорим уже об отсылке к «Дневному дозору» и погоне на красной спортивной машине, которая уничтожила бесчисленное количество встречных автомобилей. Российскому зрителю особенно запомнится погоня героини Джоли на русской «копейке» за скоростным поездом, а также его таран на полном ходу.

Как видите, скучать во время просмотра не придется. Но, основная ценность фильма «Особо опасен» в том, что весь этот «экшн» является всего лишь приложением к философской начинке. Ведь главный герой был сначала ничтожеством, потом он просто принял себя, захотел измениться и узнать - кто он такой на самом деле, тем самым Уэсли спасся от неминуемой гибели в душных стенах офиса.
Думаю, что Тимур Бекмамбетов только что поднял жанр боевика на новый уровень. Забудьте о сотнях просмотренных ранее фильмов с неотягощенными интеллектом героями, их подругами, непонятно зачем мелькающими в кадре и банальными сценариями, которые сделали однообразие синонимом боевика. «Особо опасен» оказался абсолютно не таким, каким его предполагали увидеть.
Также заметим, что режиссер не постеснялся сказать всему миру - откуда он. Великолепный дубляж статичных надписей, «Прощай» на пуле, кириллица на теле Фокс - все это мелочи, но очень уж приятные...

«Особо опасен» стартовал в будний день - самый разгар рабочей недели. Но даже на утренние сеансы кинотеатры были заполнены более, чем на 80%. И последнее, чем Тимур Бекмамбетов просто сразил россиян, стало окончание картины, когда главный герой, отводя глаз от снайперского прицела, спрашивает у зрителя по-русски: «Попал?». На этот вопрос зал просто взорвался восторженными криками.

На мой взгляд, картина совершенна с визуальной точки зрения, не лишена чувства юмора и, самое главное, поучительна. Конечно, Тимур позаимствовал эстетические черты у «Дозоров», «Матрицы» и «Хитмана», но они вплелись в его новое творение весьма гармонично и не выпадают из общей атмосферы фильма.

Рекомендовать «Особо опасен» можно любому зрителю - кто хочет получить адреналин от «зубодробительного» боевика, тот его получит. Кто пожелает увидеть философский смысл, тот его увидит. Нам же остается только радоваться. Мировой кинематограф пополнился еще одним шедевром... как с режиссерской, так и со смысловой точек зрения.