Патриотизм

Вонсович-Ясницкая Оксана
       Обращение к Читателю.

       *** Если уважаемый Читатель думает, что вот наконец настал идеальный момент для диспута ( будет столько соблазнительных тем ), то он ошибается.
       Я не поклонница трудов Сталина, Ленина, Гумилёва, "работ" Бандеры ...... ( хотя, я их всех читала и изучала - у нас дают фундаментальное образование). Не буду Вас утруждать, а тем более, агитировать за ту или иную партию.
       Уважаемый Читатель, я не пишу учебник по политологии. Подождите до второй части, - и тогда для Вас будет ясно, что Вы читаете.

                       " Вспомни, Господи, что над нами совершилось;
                       призри и посмотри на поругание наше:
                       Наследие наше перешло к другим, домы наши
                       к иноплеменным;
                      Прекратилась радость сердца нашего; хороводы
                       наши обратились в сетование.
                      Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы
                      согрешили !
                       Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся;
                       обнови дни наши, как древле."

                       ( Плач Иеремии, глава пятая )


       Часть 1.
       
       Бог сотворил Адама и Еву, - и не было у них национальности. Но рассердила первая пара людей Бога, и в наказание он изгнал их из райского сада. Прошло много времени и люди на земле забыли урок, который преподал Всевышний двум первым людям. И решили они, что всё у них хорошо, но для полного счастья не хватает только башни от земли и ... - выше неба. Рассердило это Бога и в наказание лишил он неразумных возможности понимать друг друга. Много национальностей и народностей появилось в то время ( так повествует Библия ). А каждая новая национальность - это новый язык общения.
       Обратимся теперь к более привычному для нас толкованию вопроса о национальностях, народностях, нации.
       Неблагодарное это дело пересчитать все национальности и народности на нашей планете ( всё равно кого - нибудь пропустим ). Но чтобы лучше понять положение вещей попытаемся дать определение "национальности" ( речь идёт не об отдельной детали, а как минимум о решении множеста вопросов ). Дело в том, что определение "националность" связано с такими понятиями, как семья, род, место жительства ( территория проживания ), и исходящее уже из этого - мирное сосуществование разных народов ( как аномалия этого - национализм, фашизм, шовинизм ).
       Ребёнок с рождения впитывает нормы поведения, которые преподают ему родные ( семья ). Иногда это связано с традициями, которые присущи только определённой национальности. Но кроме хороших качеств ребёнок видит и внутрисемейные конфликты, и на своём уровне он пытается во всём разобраться. Психологи считают, что косвенной причиной мировых проблем являются всё те же внутрисемейные конфликты, которые как слоёный пирог откладываются в сознании ребёнка, взращивают определённую личность. Такому человеку развили не мозг ( мышление ), а привычки.
       Идеально, когда семья соблюдает определённые правила рода. Потому, что род - это общность людей, связанных кровнородственными, некоторыми хозяйственными узами и определёнными традициями. В идеале именно родственники ( род ) являются первыми помощниками и защитниками в самых сложных и трудных ситуациях. Род всегда сплачивается в защиту интересов каждого из своих членов. Именно род способен передать традиции той или другой национальности. Отдельный человек не способен к полномасштабной передаче всех традиций рода.
       Кто - то скажет: "Анахронизм !.. Дикость какая ! Вы что же предлагаете нам жить родом, как наши далёкие предки ?" Упаси Боже ! Все мы люди цивилизованные, современные. Одним словом представители своего времени и своих народов. Тем более род, как мы помним, возник из первобытного человеческого стада на рубеже верхнего и нижнего палеолита. А распался с возникновением классового общества. Однако, сценарий жизни некоторых народов имеет в своей основе родовой образ ( современное понятие рода - это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общую родовую фамилию ). Современному родовому образу жизни придерживаются народы Востока, Азии, Африки, у некоторых славянских народов ( сербы, черногорцы, македонцы ) ещё сильно уважение к роду. Эти традиции дали возможность народам выжить в нелёгком развитии человеческого общества. Развивалось общество, претерпевали изменения и внутриродовые отношения. Теперь славянские женщины, вышедшие замуж на Восток, говорят: " Там рождению моего ребёнка чистосердечно радуется весь род. Всегда и во всём родственники помогут..." Это всё просто замечательно, но традиции рода жены и матери в таких случаях не будут передаваться её детьми и внуками, они просто не приживутся в той новой среде. А может, в таких ситуациях женщина просто не имела глубоких и сильных связей со своим родом и терять, в общем - то нечего.
       Давно уже среди людей появилось нездоровое тёмное соперничество в общении родственников. Можно сказать, что наш предпринимательский мир пробовал себя вначале на семейных ( родовых ) отношениях. А теперь мы смотрим со стороны и удивляемся, что оказалось столько потерянных возможностей и идеалов. Куда идём мы в таком развитии ? Может, стоит брать и что - то доброе и умное из прошлого ( не всё же время ориентировать бытовое человеческое общение на политику и предпринимательство ).
       Я не призываю к перестройке этого мира, достаточно просто разобраться в его проблемах.
       Следующая по этапу развития историческая общность людей - народность. Она типична для рабовладельческого и феодального общества. Основана не на кровнородственных связях, а, прежде всего на общности территории, языка и культуры. Народности возникли главным образом посредством слияния родственных племён.
       Всё что характерно для народности имело определённую материальную основу - натуральное, земледельческое по преимуществу, хозяйство с очень слабым общественным разделением труда, крестьянские промыслы, а позднее мануфактура. Возникнув в рабовладельческом, а в некоторых странах в феодальном обществе, некоторые народности сохранились и до наших дней. В наши дни народности приобрели специфические черты жизненного и политического уклада той или другой страны. Такое формирование народности протекает и сейчас в некоторых странах Азии и Африки, с политическими перестройками в Европе и России началось новое формирование народностей этих мест. Народность предшествует нации. Можно сказать, что она имеет в неразвитом виде все признаки нации.

  ***"Познай самого себя."
                ( Сократ )
       Любой согласится со мной, что человек - это, с одной стороны - биологическое существо, а с другой стороны - существо общественное. И как общественное, он нас интересует сейчас больше.
       Г. Гейне сказал: "Каждый отдельный человек - целый мир, рождающийся, умирающий вместе с ним; под каждым надгробным камнем - история целого мира."
       Человек живёт. И в этом процессе он развивается ( он развивается и для этого процесса ). На развитие каждого человека влияет окружающая природа, генетические, географические и историко - социальные факторы. Сколько "помощников"... и "контролёров"... И в этом списке нас интересуют - историко - социальные факторы ( хотя иногда не нужно сбрасывать со счетов и всё остальное ).
       Если мы говорим о человеке как существе общественном, то в нашей беседе должны появиться такие понятия, как - индивид и личность.
       Индивид - отдельный человек ( каждый человек ), который является носителем индивидуально своеобразных черт: задатков, влечений и т. д.
       Личность - человек, обладающий сознанием и самосознанием. Сознание рассматривается, как высшая, объединяющая форма психики. Самосознание - это способность человека выделить себя из объективного мира ( но "выделить себя из объективного мира" - это не значит "выделиться". Между понятиями "выделить" и "выделиться" есть существенная разница ), дать отценку этому миру и себе как личности. Вы пишете и получаете рецензии, анализ этих рецензий - это работа Вашего самосознания. Осмысление этого процесса - результат работы Вашего сознания. Мышление и поведение человека в разных ситуациях обозначает постоянные характеристики или черты этого человека. В одной и той же ситуации люди ведут себя по - разному. Это поведение исходит из особенностей их личности.
       На процесс формирования и развития личности влияют - обучение и воспитание. Иногда слышишь: "Ну чего ему не хватало ? Воспитание было на самом высоком уровне !.. Мы такого не получили от своих родителей..." Вообще - то в идеале воспитанием ребёнка занимаются два поколения: дедушки с бабушками, родители. Только в таком случае можно сказать, что ребёнок получает больше для формирования и развития личности, чем его родители ( не забывайте, что родители - это продукт воспитания разных семей. Их общий ребёнок - должен впитать это "разное" плюс "общее").


      







       *** В современном обществе вдруг сталкиваешься с тем, что простой обыватель путает понятия "нация" и "национальность". И это правда.
       Нация - историческая общность людей, которая приходит на смену народности. Одна народность может дать начало образования нескольким нациям ( древнерусская народность служила общим корнем русской, украинской и белорусской наций ). Внутри каждой нации есть различные группы, которые сохраняют местные, специфические особенности материальной и духовной культуры, языка, быта, а бывает и вероисповедования. В составе русской нации имеются, например, такие группы, как поморы, кержаки, камчадалы; в составе украинской - буковинцы, гуцулы, русины. В результате переселений появляются национальные группы, у которых налицо несовпадение государственных границ с местом проживания данной национальности.
       Что же такое национальность ? Это принадлежность каждого члена общества к определённой группе, отличающейся своим языком, психологией, менталитетом, культурой и историей ( и совсем необязательно чтобы их объединяла одна территория ).

       *** В 2004 году я защищала диплом и тема дипломной работы была - " Психолого - социальная работа с коренным малочисленным народом саами на Кольском полуострове". Для написания этой работы я изучила историю, культуру, психологию, быт и проблемы этого народа.
       Но я вдруг столкнулась с интересным для меня вопросом. Оказалось, что некоторые украинцы в России вполне серьёзно, очень резко считают себя представителями малочисленного народа ( со всеми вытекающими ). Чтобы у Читателя не было такой же ошибки, - я думаю, что нужно разобрать и этот вопрос.
       Коренные малочисленные народы - это не нация. Это разрозненные национальности,
которые принадлежат к разным нациям, живущим порой даже за пределами одной страны.
      "Коренные малочисленные народы" - это определение в деталях выглядит так:
- "народ" - это представители той или другой национальности, и граждане какого - либа государства;
- "коренные" - люди, родившиеся и выросшие в этой местности, как их отцы, деды и прадеды;
- "малочисленные" - народы, проживающие на территории традиционного расселения их предков, которые сохраняют самобытный уклад жизни и численность которых не более 50 тысяч человек.

       *** Я иногда задаю себе вопрос - что руководит человеком, который настроен к другим не просто враждебно, а с националистической основой своего восприятия жизни. Уже не говорю сколько дорогого времени он ворует у своей жизни, - он калечит своё здоровье. От его "душевной грязи" страдают окружающие его люди ( а если он обременён властью, то количество его жертв увеличивается, как снежный ком ).
       Национализм... Что это за такая погань ?
       Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе ( и не испачкаться ).
       В противовес ( как сейчас принято говорить - оппозиционный взгляд ) национализму выступает интернационализм ( сильно забытое сейчас в обществе ). Вот эти два очень противоположных полюса мы будем рассматривать.
       Если мы что - нибудь говорим о национализме, тут же совершенно резкое противоположное - интернационализм. Это, как резкое "да", и ответное резкое - "нет".
       Я могла бы написать относительно этой темы что - то вроде такого - "... национализм трактует нацию, как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства..." Вот как ! Но это не научный труд ( по опыту я уже вижу, что чем проще, тем понятнее эти высокие материи ). Но простое объяснение не должно быть слишком простым, потому, что в нём нет тогда смысла.
       Удивительные вещи я для себя недавно выяснила, - есть какая - то часть сравнительно молодых людей, которые умудрились формулировке "национализм" придать национальный характер ( это вроде того, что, например, китаец для себя формулирует национализм по - соему, еврей - по - своему, а итальянец ( и себе ) по - своему ). Есть два объяснения этому:
    1. Эти люди не знают очём они говорят.
    2. Эти люди очень хорошо во всём разбираются, но достаточно трусливы.
       У формулировки "национализм" нет и не может быть национальной принадлежности. Иначе, мы, шагая по националистическим лабиринтам, "упрёмся лбом в головоломку Саркози". Этот господин говорил с руководством нашей страны, договаривался, всё понимал ( когда ему объясняли ), - а когда вернулся в Европу - заявил, что всё здорово напутали переводчики.
       Должно быть одно общее для всех определение национализму. Например, национализм - это проповедывание национальной обособленности и исключительности, недоверие к другим нациям и межнациональна враждыа.
       Национализм помогает развитию капитализма, иначе переход от развитого социализма к капитализму невозможен ( необходима, своего рода, управляемая толпа ). Стремление одной нации на местном уровне замкнуться, обособиться и выражать недоверие к другим национальностям ведёт к возникновению национализма.
       Национализм может выступать и как великодержавный шовинизм господствующей нации. Эта форма национализма отличается пренебрежительным отношением к другим нациям.
       При нормальном социально - политическом развитии страны ( правильное развитие внутренней и внешней политики, нормальное мирное сосуществование государств, достаточная занятость населения в мирных отраслях, здоровое развитие социального мышления, государственное понимание правительством жизни и нужд простого населения и т. д. ) для развития национализма нет достаточной почвы.
       Склонность объяснить свои взгляды многопартийностью приводит к политическому расслоению населения, а это ещё одна тропа к возникновению национализма.
       Многопартийность хороша только для высокообразованного класса, который в процентном соотношении всегда в меньшинстве от остального простого населения. Чтобы ликвидировать прорастание социальных корней национализма нужно знать историю, культуру и психологию других национальностей, проживающих рядом друг с другом. Это приведёт к изначальной терпимости и пониманию людей в обществе.
       Национализм... Куда эта погань только не пролезла. Но ведь не может ребёнок в школе самостоятельно проникнуться идеями национализма, - ему на помощь приходит всё: фильмы и передачи по телевизору, случайно услышанные разговоры взрослых, специальные для него разговоры взрослых, "демократия вседозволенности", непонимание хорошо - плохо... Но стоит ли перечислять дальше, ведь главный помощник - советчик - взрослый человек в семье. Взрослый человек... А ведь это мы с вами ! Наше ( порой своеобразное ) понимание мира порождает в наших детях "бунтующих граждан" этого мира.
       Кто - то скажет: "А ведь Вы не писали об интернационализме". Ну как же ! Я об этом всё время только и говорила. Интернационализм - международное общение людей, когда они сознают единство в решении коренных вопросов. Этот принцип стал реже срабатывать среди простых людей ( нас с Вами ), поэтому мы вот и говорили о национализме.


    продолжение следует