Перспективы АПК РФ

Петр Золин
О рекордном урожае этого года в моих статьях упоминание есть.
Как и о выходе всей экономики России на уровень 1990 г.
Приближается к этому уровню и СХ РФ.

Автор этих строк дважды защищал докторскую диссертацию по развитию экономики АПК (на примере Северо-Запада России), с учетом многовековых тенденций расселения. Осенью 2000 г. 5 голосами (меньшинством) против 7 диссертацию отклонили в диссовете родного коллектива (где нет той или иной зависти ?!). Весной 2003 году 13 голосами против 2 диссертацию защитил в СПбГАУ, но в конце 2005 года снял ее с рассмотрения в ВАК. Из Саратова приплыло мерзопакостное заключение экспертного Совета, на все замечания которого подробно ответил. Но заказ и ресурсы противников исследования П.М.Золина были явно сильнее, грозили существованию в СПбГАУ диссертационного Совета. Доктору наук еще одно докторство наук – возможно, - уже и лишнее. Решил - в условиях коррумпированного общества шансов у меня маловато, а затраты с каждым годом удваиваются.
Вместе с тем интерес к проблемам развития АПК остался. Беда моих противников – многие из них демонстративно игнорируют исследования иностранных агроспециалистов и основные международные документы по развитию АПК.

Уже после моей работы (так и ряда других подобных) внимание к иностранным исследованиям и документам вновь усилилось. Ныне идет реализация «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»
http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=18527

Во всех зарубежных странах существует единое мнение, что АПК как важнейший сегмент экономики требует для своего нормального развития долговременных прогнозов и программ. Только долгосрочное прогнозирование позволяет разумно инвестировать основные сферы АПК. Существующие в мире прогнозы условно можно разделить на две большие группы: прогнозы объемов произ¬водства сельскохозяйственной продукции и прогнозы ее потребления.
Для прогнозирования объемов производства сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях широко применяется моделирование экономических процессов, используются коэффициенты эластичности в зависимости от цен реализации продукции и уровня цен на средства производства. Фермерам довольно сложно приспосабливаться к ценам реализации продукции, обусловленным рыночными условиями. Так, сравнительно небольшое повышение цен на рынке зерна приводит к очень быстрому переполнению последнего. И наоборот, при снижении цен фермеры стремятся увеличить объем поставок на рынок зерна с тем, чтобы со¬хранить общую сумму дохода. Зерновая отрасль более гибко может приспособиться к рынку. Сложнее прогнозировать ситуацию в животноводстве, так как повышение или понижение цен на продукцию этой отрасли может привести к цикличности производства. Такой цикл в свиноводстве длится четыре-пять лет, в мясном скотоводстве — девять лет.
Существенное влияние на изменение цен и объемов производства оказывают составляющие издержек производства, т.е. стоимость поставок удобрений, техники, комбикормов.
Для прогнозирования потребления сельскохозяйственной продукции широко, используется экономико-математический аппарат, коэффициенты эластичности. При этом исходят из так называемого закона Эйнгеля, который гласит, что по мере роста доходов населения относительно снижается доля доходов, идущих на продовольствие. Соотношение определяется с помощью коэффициента эластичности. Этот коэффициент показывает процентное изменение спроса на сельскохозяйственные товары при из¬менении уровня дохода на 1%:
где Кэ — коэффициент эластичности; у1 — прирост потребления данного продукта; у — начальная величина потребления данного продукта; х1 — прирост дохода на душу населения; х — начальный доход на душу населения.
Расчеты проводятся по результатам бюджетного обследования конкретных групп населения. Таким образом, прогноз потребле¬ния продукции тесно связан с объемами ее производства и прогнозом уровня доходов населения.
В странах — членах ЕС на основе прогнозирования осуществляется государственное регулирование национальной и аграрной политики. Ежегодно в рамках Общего рынка устанавливаются единые цены на сельскохозяйственную продукцию. В этих странах искусственно поддерживается высокий уровень закупочных цен и всячески стимулируется экспорт сельскохозяйственной продукции. Экспортные субсидии по сравнению с внутренней закупочной ценой по многим видам продукции превышают 30%. В прогнозировании производственных и социальных тенден¬ций на мировом уровне широко используются приемы экстраполя¬ции прошлых лет, метод «Дельфы», балансовый метод. Наряду с прогнозами в мире разрабатываются и целевые программы. Наи¬больший интерес в этом отношении представляют программы, ре¬гулярно разрабатываемые МСХ США. В странах Западной Европы наибольший интерес представляет план Мансхолта, прогнозы французских ученых Веделя, Бергмана, немецких — Бюкенхофа и др.


http://www.oilworld.ru/news.php?view=24303


В практике экономически развитых стран государственные регуляторы в управлении аграрным производством действуют с достаточной активностью, принося позитивные результаты. При этом практичные американцы и не менее практичные японцы, французы и немцы, умеющие считать деньги и рационально их расходовать, берут в расчет то обстоятельство, что необходимость государственной поддержки сельских товаропроизводителей диктуется целым рядом предпосылок объективного характера и объясняется особенностями сельскохозяйственного производства. В экономически развитых странах (США, Франция, Италия, Япония, Германия, Великобритания, Норвегия, Дания и др.) управление агрокомплексом направлено на достижение определенных целей, то есть на получение показателей, предполагаемых изначально при создании сельскохозяйственных предприятий, а впоследствии - при выработке, принятии и осуществлении управленческих решений. В общетеоретическом плане на микроуровне целью создания и деятельности аграрного предприятия (фирмы, кооператива, корпорации и др.) выступает получение прибыли. На макроуровне управление агросистемой за рубежом направлено на достижение трех основных целей (рис.1).
Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы
Целями Программы на 5-летний период являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.


В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении № 1.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
http://www.rshb.ru/gosprograms/now/prognos.php

Доклад о мировом развитии (Всемирный банк)
World Development Report
http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm
http://www.un.org/russian/esa/worlddev2008.pdf


В С Т А В К А 1. Каковы перспективы обеспечения
планеты продовольствием?
Сельское хозяйство в основном успешно удовлетворяет имеющийся в мире реальный спрос на продовольствие. Однако более чем 800 миллионам человек по-прежнему не гарантирована продовольственная безопасность, а сельское хозяйство оказывает пагубное воздействие на окружающую среду. Тем более не ясно, что нас ждет в будущем.
Прогнозное моделирование указывает на то, что наблюдавшаяся в течение длительного времени тенденция к снижению цен на продовольствие на глобальных рынках может смениться противоположной, а это приведет к росту неопределенности в части глобальной продовольственной безопасности. Изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, растущая конкуренция за землю и воду, повышение цен на энергию и неясная ситуация с темпами внедрения в будущем новых технологий – все это порождает серьезные проблемы и риски, затрудняющие прогнозы.
Чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос, в период с 2000 по 2030 годы необходимо будет увеличить производство зерновых почти на 50 процентов, а производство мяса – на 85 процентов.
К этому необходимо добавить растущий спрос на сельскохозяйственное сырье для производства биотоплива, который уже привёл к росту мировых цен на продовольствие.
Чтобы сельское хозяйство могло удовлетворить растущий спрос, необходимы разумная политика и долгосрочные инвестиции, а не просто традиционные методы хозяйствования. Резкий прирост инвестиций особенно необходим для стран Африки к югу от Сахары, где темпы роста обеспеченности продовольствием в расчете на душу населения остаются низкими и по прогнозам, основанным на традиционной модели хозяйствования, объемы импорта продовольствия возрастут более чем вдвое к 2030 году, а последствия изменения климата будут очень серьезными при недостаточном потенциале для адаптации к глобальному потеплению.
Источник: Rosegrant and others 2007.


Источник доходов. По некоторым оценкам, сельское хозяйство является источником дохода для 86 процентов сельского населения. Оно дает работу 1,3 миллиарда крестьян и безземельных работников, обеспечивает “социальную поддержку за счет подсобных хозяйств” в случае экономических потрясений в городах и является основой существования жизнеспособных сельских общин.
Три миллиарда человек из 5,5 миллиардного населения развивающихся стран, то есть почти половина жителей планеты, живут в сельской местности. Примерно 2,5 миллиарда из них являются членами домохозяйств, занимающихся сельским хозяйством, а 1,5 миллиарда – членами мелких крестьянских домохозяйств.
Недавнее сокращение доли населения развивающихся стран, живущего менее чем на 1 долл. США в день, – с 28 процентов в 1993 году до 22 процентов в 2002 году – произошло, в основном, за счет сокращения масштабов бедности в сельской местности (с 37 до 29 процентов), тогда как в городах показатель бедности остается почти неизменным (13 процентов).
Сокращение масштабов бедности среди сельского населения более чем на 80 процентов обусловлено улучшением положения в сельских районах, а не миграцией бедных слоев населения. Соответственно, вопреки распространенному мнению, миграция в города не является основным средством сокращения масштабов бедности в сельской местности (равно как и в мире).
Однако существенное снижение численности бедного сельского населения (с 1 036 млрд. в 1993 году до 883 млн. в 2003 году) имело место только в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (рисунок 1). В Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары численность бедного сельского населения продолжала расти и, по-видимому, будет превышать количество бедных в городах вплоть до 2040 года. Приоритетной задачей в этих регионах является максимальное использование потенциала сельского хозяйства для сокращения масштабов бедности.
• Источник экологических услуг. Используя (зачастую нерационально) природные ресурсы, сельское хозяйство может стать источником как благоприятных, так и неблагоприятных последствий для окружающей среды. На сегодняшний день оно является крупнейшим потребителем воды, усугубляя ее нехватку. Оно же становится основной причиной истощения подземных вод, агрохимических загрязнений, истощения почв и глобального изменения климата, поскольку на его долю приходится до 30 процентов выбросов парниковых газов. Но одновременно сельское хозяйство – это еще и крупный, зачастую непризнанный и неоплачиваемый поставщик экологических услуг, связывающий углерод, регулирующий водосборы и сохраняющий биоразнообразие.
По мере истощения ресурсов, изменения климата и осознания экологических издержек традиционные методы использования природных ресурсов сельским хозяйством становятся все менее приемлемыми.
Настоятельно необходимо снизить уязвимость системы хозяйствования бедного населения сёл перед лицом изменения климата. Усиление внимания к взаимодействию между сельским хозяйством, сохранением природных ресурсов и окружающей средой должно стать составной частью использования сельского хозяйства в интересах развития.

Эти тенденции рассмотрим попозже. Но очевидно, что АПК России все более интегрируется в структуры АПК всего мира. И наше сельское хозяйство испытывает многие из тех тенденций, что связаны и с мировым сельским хозяйством.