Костыль из бронзы

Жамин Алексей
Родовое поместье нашего герцога никогда порядком в делах не отличалось. Пригороды Багдада и те были всегда чище нашей базарной площади, и ходить в них было спокойнее. Во всяком случае, так было в то время, когда я консультировал по вопросам образования камней в почках Авицену. У него возникли проблемы с каким-то пациентом знатного рода, кажется, его звали Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази. Жаль, что сходил я туда напрасно. Пациент не дожил, бедняга, до моего визита. Да и анжуйского я с собой в требуемом объёме захватить не мог. Предупреждаю, местное вино лучше не пить, не то что им лечиться. Оно на вкус натуральная серная кислота на четверть разбавленная ослиной мочой. Кстати, мечтаю на всякий случай научиться водить верблюдов, а то в заплечном мешке, едва самому хватило патентованного лекарства до Босфора.

Оставим пока верблюдов в покое. Итак, иду я раз после прогулки на свежем воздухе в свою башню, напеваю под нос мелодичное заклинание и вдруг - теряю сознание. Чтобы я, заслуженный маг и волшебник, личный астролог герцога де Бон Пьяни потерял сознание, требуется, по крайней мере, чёрт с таким же, как у меня стажем и опытом работы. Постепенно прихожу в себя. Внимательно рассматриваю, чем меня чуть не убило. Мысленно прикидываю, что я сделаю с тем, кто на меня уронил это. Уважаем в городе я был настолько, что кроме костра мне ничего никогда не грозило, а тут…. Костыль. Увесистый бронзовый костыль. Не похоже, чтобы он был костылём нашего герцога, потерявшего ногу при переправе через Иордань.

Чувствую, никогда не расскажу о том, что со мною последовало далее, если пущусь в объяснения как и каким образом наш господин и всеобщий любимец, остался при лёгкой хромоте. В следующий раз об этом, сейчас: о костыле. Явно не герцогский, тот раза в два весомей. От моей головы, даже с учётом широкополой шляпы, да ещё и перьев…. Расчёты по системе господина Декарта показывают…, теперь ещё по арабской методике Алгорисмуса…. Как ни считай, всё равно получается, что моя голова никак не должна была выдержать. Конечно, можно задаться вопросом: на сколько же частей, она должна была разлететься? Но вовремя себя останавливаю. Если бы это действительно случилось, то мои расчёты потеряли бы всякий смысл. Опыт превыше всего. До десяти сосчитал бы любой булочник. Сложили бы аккуратно все кусочки в корзину, а тело бросили бы на повозку, отвезли в наш подвал, там его бы препарировал мой учитель, а потом…. Все знают, что бывает потом.

Пока бы мой вываренный в специальном составе скелет окончательно не рассыпался, он бы служил нерадивым студентам как учебное пособие. И на том спасибо. Только душа моя не дождалась бы успокоения ещё долго, а об отдельно стоящем кресте над головой нечего и мечтать при моей работе. Чего же более можно желать от своих сограждан и учителей. Достаю бутылочку анжуйского, с некоторых пор я ношу только медную, и делаю хороший глоток. Приходит полная ясность. Это костыль жены герцога, то есть герцогини де Жо Пе. Что ж, приятно. Беру костыль двумя руками. Занятия магией - это не гимнасий. Тут иногда и чалма здорово пригодится и мантия. Особенно, разумеется, чалма. Стучу костылём в дверь. Грохот слышно у подъёмного моста. Никто не открывает. Тяну дверь за кольцо. И магия не понадобилась – дверь не заперта. Бегу на второй этаж. На третьей ступеньке падаю. Это, считая от первого этажа, конечно. Сбегаются слуги. Помогают. Втроём вносим костыль в залу. И чётвёртый не был бы лишним, но лестница узкая.

Если честно, то я бы предпочёл, чтобы его вообще не роняли, а уж если привелось уронить, то лучше ронять прямо с первого этажа. Обидно, но там только кухня. Вернёмся на второй. Встречает нашу делегацию дуэнья и прогоняет всех моих помощников. Объясняю ей, что нам вдвоём не донести костыль до герцогини, как ни будем мы стараться. В послетравматической горячке, я сумел лишь взбежать на третью ступеньку, а тут целая зала впереди. Ничего не хочет слышать старая карга. Говорит, волоком дотащим. И действительно. Я как Алгорисмус иду себе спокойно сзади, а она тоже совершенно спокойно тащит впереди костыль. Дурак, - это мне-то, - тут колёсико есть потайное для таких непредвиденных случаев, а ты со всей своей магией мозги свои остановил полностью. Дальше не пускает. Не понимает, что я от герцогини должен получить компенсацию, вдруг не смогу ночью выйти на работу, завтра пойдёт дождь, что тогда? Такого позора и убытка для меня не случалось со дня основания моей башни. Минимум один голубой карбункул мне требуется для поправки шишки. Это я донёс до сведения отравы в юбке.

Исчезает карга за занавеской. Альков тут что ли? Не очень долго она там пробыла, слышу шум и шаги. Знакомые шаги, почти родные. Выходит мой учитель, старший колдун. Приказывает мне валить как можно быстрей, а чтобы мне не было от этого очень обидно, то он со мной завтрашним гонораром за отсутствие дождя поделится. Произвожу подсчёты и соглашаюсь, а что мне оставалось делать? Думаю, если половину своего гонорара он мне отдаст, так и хорошо, тот же карбункул и получится, который я собирался получить от герцогини. Выхожу на улицу, и тут до меня доходит вопрос, который ещё в алькове мог бы себе задать: а что собственно мой учитель делает в алькове герцогини? Да и герцогини ли это альков? Уж не снял ли мой учитель по сходной цене любовное гнёздышко на стороне. Казалось бы, какое дело ученику, хоть бы и магу с дипломом, но в должности младшего метафизика пребывающего, до того, где проводит время его учитель. Умолчу даже о том с кем, хотя тут и возникает не последняя для мага этическая проблема, по отношению к своему работодателю. Делаю огромный, можно сказать опустошительный для медной бутылки глоток.

Полная ясность. Не лезь не в своё дело. Бог с ними: «с расходами пополам», - как это принято у магов. Чтобы учитель никогда не обманывал своего ученика, да такого свет не видывал, даже в учёных теориях, а не то что в денежных расчётах. Настроения никакого. Свежий воздух из меня давно выветрился. Иду мимо таверны Бронзовый костыль. Конечно, захожу. Требую себе анжуйского для поправления головы изнутри и замечательный продукт из города Плобер Ле Бем, опять же для неё, но уже для наружного применения. Рекомендую. От гематомы помогает. Выпил одним глотком первую и приложил вторую часть заказа на голову, немного полегчало. Когда полегчало до такой степени, что я вспомнил герцогиню с учителем, то срочно позвал хозяйку на второй этаж в номера.

На следующий день шёл такой ливень, что переполнился ров, и затопило все улицы города до ратуши, а подъёмный мост с тех пор так и не открывается, так и сидим в городе. Магия магией, а ворота и подъёмные механизмы всё же надо мазать иногда пушечным салом. Помогает. Но не это так печально. Половину гонорара я так от своего учителя и не получил. Одно меня успокаивает: он свою тоже.