Ворона

Замира Цогоева
 

       



       Как – то незаметно лето перешло в осень. Сентябрь и октябрь радовали теплом, а ноябрь начался с холодного дождя, который временами сменялся мокрым снегом. Грязь и слякоть мешали мне работать в саду. Надо сказать, что я, ставшая весной пенсионеркой, все лето провела на даче. Все мои домочадцы давно переехали в город, оставив мне хлопоты по подготовке сада к зиме. Делать нечего, если не я, то кто?
       Многое было уже сделано, деревья с помощью нашего соседа дяди Миши были подстрижены и окучены, кусты роз надежно укрыты еловыми ветками, грядки с клубникой аккуратными рядами давно уже простились с теплом, замерли до весны, кустарники смородины и ежевики тоже приготовились к зимним холодам, теснясь своими ветками к друг другу . Яблони и сливовые деревья стояли совсем нагие, сброшенная с деревьев листва, покрывала землю. Одним словом, сад постепенно засыпал. Хотелось сделать больше, ничего не забыть, все предусмотреть, чтобы каждому кустику, расточку. деревцу сада было хорошо даже в самые жестокие морозы. Накануне отъезда мне удалось приобрести землю для лужайки, которую я намеревалась устроить в будущем году рядом с домом. Водитель грузовика, который привез землю, сбросив её возле ворот, уехал. Мне же предстояло перенести драгоценную (в прямом и переносном смысле) массу к себе во двор. Это была тяжелая работа. Ждать помощи было неоткуда. Вокруг стояла тишина, редко пробегали деревенские собаки, кошки, брошенные нерадивыми дачниками.
       Утром второго дня моей деятельности по переносу земли, я заметила большую черную ворону. Она внимательно следила за мной и не улетала. Ворона изредка каркала, как бы приглашая меня к разговору. Но что сказать вороне, да и не поймет меня она. Когда вся земля была перенесена во двор, мне оставалось разбросать её по намеченному пространству будущей лужайки. Эта работа оказалась еще более трудной. В земле попадалось множество мелких камушков, которые я должна была отбрасывать в сторону, чтобы не испортить вид лужайки. Сортировка камушков давалась мне с еще большим трудом. Руки мои почти заледенели, спина раскалывалась от напряжения. «Что делать? Как быть, как все это переделать, отсортировать, разровнять ?» - спрашивала я себя.
       Чтобы отвлечь себя от тягостных раздумий, я стала разговаривать с вороной. «Ну, что, дорогая? Как мне справиться с этой работой? Не знаешь? Вот, и не знаю, но работаю, устала, да некому мне помочь. Могу рассказать тебе, почему я тут одна мучаюсь. Хочешь, расскажу? Молчишь?» – ворона несколько раз прокаркала. «Неужели отвечаешь?» - обрадовалась я. «Ну, тогда слушай. У меня есть муж, дочь и сын. Но где они? Их нет здесь. Да и не может быть. Сейчас же рабочий день, все заняты. Муж, как всегда, на работе, он у меня инженер, изобретатель. Ему некогда заниматься пустяками, бережет свое время. Сад для него дополнительная нагрузка, которая отвлекает его от главного в жизни – изобретательства. Что я могу с ним поделать? Не знаешь? А я знаю. Ничего я поделать не могу. А дочь? Она пианистка, разве можно ей руки портить подобной работой? Нельзя, значит, от неё помощи ждать нечего. Остается сын, он еще школьник, уроки, подготовительные курсы в институт, спортивная секция совсем не оставляют свободного времени. Кроме того, он не любитель дачи, свободное время предпочитает проводить в городе. Тогда для кого все это делаю я? Можешь ли ты дать мне ответ? Не каркай, не каркай. Все равно я тебя не пойму. Только вот, что я тебе скажу, они не понимают преимуществ, которые нам дает дача. Они ещё не думают о здоровье, слава Богу, они здоровы. Собственных детей пока нет ни у сына, ни у дочери. Отпуск и каникулы хотят проводить весело, беззаботно, где – нибудь на море или в горах. А кто будет следить за садом? Я и только я. Правда, они любят поесть клубничку, яблочки, сливы. Это они любят. Зеленый лучок, огурчики любят тоже. Вот я и стараюсь. Что – то я разговорилась, надо работать дальше. Вон сколько еще осталось сделать». Мой монолог удивительным образом повлиял на поведение вороны. Она начала беспокоиться, виться вокруг меня, то приближаясь, то отдаляясь. Желание быстрее покончить с работой отвлекло меня от вороны, я потеряла её из поля зрения. Каково же было мое удивление, когда, повернувшись лицом к куче земли, я увидела ворону, клювом пытавшуюся захватить камешек. Наконец, ей это удалось. Она откинула его в сторону. Приглядевшись, я увидела поодаль с горой земли несколько мелких камешков. Я стояла, боясь пошевелиться. Догадка молнией блеснула в голове – ворона стала мне помогать. Она начала вместе со мной отбирать и откладывать в сторону камешки.
- Милая Ворона, какая же ты умница, помощница моя! Как мне благодарить тебя. Ах, ты чудо – птица! Как же ты поняла мои страдания? - Я продолжала наблюдать за птицей. Ворона не переставала трудиться. Она уже набросала довольно большую кучку камушков.
- Отдохни, - пыталась я остановить её, - скоро стемнеет, пора заканчивать, пойдем, я накормлю тебя. - Создавалось впечатление, что ворона понимает мою речь. Она встрепенулась, взмахнула крыльями и взлетела на ветку, стоявшего рядом, дерева. Я направилась к дому, ворона последовала за мной, она пролетела мимо меня и опустилась на перила крыльца.
- Подожди меня здесь, я вынесу тебе еду, - сказала я. Ворона осталась сидеть на месте. Она дождалась меня, поклевала зерно, которое я вынесла из дома, съела кусочек сыра, и, прокаркав несколько раз, взмыла вверх и скрылась из виду. На следующий день я увидела ворону, как только вышла из дому. Она каркнула, приветствуя меня, и сразу же полетела к куче с землей. На этот раз работа у нас пошла быстрее и веселее. Я что – то говорила вороне, она меня внимательно слушала, изредка испуская воронье карррр. Так прошло три дня. Ворона все это время была рядом. Она внимательно наблюдала за моими действиями, помогала по мере своих вороньих сил. Я очень привязалась к вороне и даже дала ей имя. Я стала называть её Варей. Я кричала ей по утрам «Варя, завтракать!» Ворона тотчас появлялась на крыльце. «Варя, работать.» И тут же Варя тянула какие – то веточки в компостную кучу. Однажды она схватила большую ветку, которую я собиралась распилить на дрова. Ветка не поддавалась Варе, она была очень тяжелой. Ворона несколько раз подлетала ко мне совсем близко, будто пыталась позвать на помощь. Я давно поняла её намерения, но ждала, что же будет дальше. Я делала вид, что занята другой работой. После безуспешных попыток привлечь мое внимание к этой тяжелой ветке, ворона улетела. Оставшись одна, я начала винить себя за бездействие. Через минут 10 – 15 появилась моя Варя в сопровождении трех больших своих собратьев. Вороны схватили тяжелую ветку за мелкие веточки и стали тянуть в разные стороны.
- Ах, вы глупые. Так у вас ничего не получится, дайте – ка, я вам помогу - Приподняв ветку, я поволокла её по земле. Вороны с веселым карканьем сопровождали меня прямо до компостной кучи. Поблагодарив птиц, я вернулась к своим делам. « Вот вам и вороны, наверное, так и должно быть, чтобы наши взаимоотношения с живым миром, что вокруг нас, были бы такими же добрыми и полезными».
В тот день мы с вороной Варей работали уже более двух часов. Вдруг ворона прекратила работать и взлетела высоко вверх. Она беспокойно захлопала крыльями и беспрерывно каркала. «Почувствовала опасность» - подумала я. Это чувство тревоги передалось и мне. Вокруг не было ни души. Вдалеке послышался шум мотора. «Кто – то едет сюда» - мне стало не по себе. Я быстро прошла в дом, задвинула засов на входной двери и затаилась.
- Есть кто живой? - услышала я знакомый голос и вздохнула с облегчением. Муж счастливый и довольный шел от калитки к дому.
- Катуся, выходи, муж приехал. – широко улыбаясь, на крыльце появился мой изобретатель.
- Как ты здесь оказался? Что – нибудь случилось? – я, было, испугалась, но веселое настроение мужа успокоило меня.
- Ты знаешь, какое сегодня число? - спросил муж
- Знаю, но ничего особенного в этот день у нас не было. Какая – нибудь дата?
- Сегодня день завершения дачного сезона. Без тебя дома нет жизни, дети обязали меня привезти тебя домой без всяких разговоров, собирайся.
- Я не могу, у меня еще есть дела, потом у меня тут завелся друг. Я должна попрощаться. – Ворона не заставила себя ждать. Она подлетела ко мне на довольно близкое расстояние, прокаркала что – то, видимо, грустное, потом взмахнула крыльями и улетела. «Попрощалась» - поняла я. Почему – то защемило сердце, как от разлуки с близким человеком. «До новых встреч, Варя, нам было хорошо вместе» - проводив взглядом ворону, я побрела к дому.
- Что происходит? – муж недоуменно посмотрел на меня. – С кем ты беседуешь?
- С природой, мы же её часть, не так ли? –
- Кто же возражает, но близкая к тебе часть природы – дети и муж, очень соскучились и ждут, не дождутся твоего приезда. Поторопись со сборами, пора в дорогу. – Почему – то на душе стало легко и спокойно. « Я нужна семье, детям, мужу! Чего еще желать? Конец дачному сезону, пора домой!»
       Вернувшись в городскую квартиру, в суете домашних дел, я часто вспоминала мою ворону Варю и очень надеялась на новую встречу с ней будущим летом.
23.10.07 г.