О философии отдыха. Аскет и сибарит...

Леди Чаттерли
В качестве эпиграфа:
- А как ты отдыхаешь? Водка, наркота, девочки?
- А никак, я просто не напрягаюсь...

Итак, господа философы, отдых является необходимой жизненной ценностью, способствующей восстановлению потраченных на труд душевных, физических, моральных и прочих сил. Но виды отдыха бывают разными. При рассмотрении аспектов философии отдыха многие путают понятие отдыха и сибаритство, посему предлагаю тщательно рассмотреть эти понятия, дабы разграничить смысл и упорядочить осмысление. В свою очередь нельзя не отметить и философскую линию "сибаритство-аскетизм", в которых точно отражены единство и борьба противоположностей, но к этому мы вернемся позже.

Сибари;т - по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью. Обычно под сибаритом понимается праздный, избалованный роскошью человек. Или, несколько шире, человек, живущий в роскоши, удовольствиях и праздности; или человек, любящий роскошь и удовольствия. Вероятно, через франц. sybarite "изнеженный, сибаритский" из лат. sybar–ta, греч. Subar…thj "житель города Сибарис, в Лукании, основанного ахейцами и жителями Тройзена". Этот город славился пышностью и разнузданностью (Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка)

Является ли праздность (она же сытость и зажратость) видом отдыха? Несомненно. Но - изредка, ибо любой физиолог Вам скажет, что фактор времени при смене видов деятельности - один из решающих: хорошо только то, что в меру. К примеру, то, что можно назвать видом праздного времяпрепровождения - это вылазка на природу (смена комфортных домашних тапочек на походно-полевые условия), поход в хороший ресторан (смена количества съеденного на качество ассортимента) , санаторно-курортный досуг (смена домашнего велотренажера на услуги профессионального массажиста), туризм в виде турне по странам близнего и не очень зарубежья (смена впечатлений от привычных пейзажей) и т.п. Масса позитивных впечатлений и быстрая забывчивость мелких неудобств гарантируют почти полноценное восстановление жизненного тонуса. Но возводить праздность бытия в ранг жизненной философии? Кто-то скажет: мол, с книжкой/подружкой/кружкой пива на диване я бы вечно жил бы в горизонтальном положении. И его назовут философом. Который, почесав пивной животик, добавит для вящей убедительности: "Чтобы абсолютно ничего не делать и отрастить себе ногти как у китайского мандарина, нужно иметь много денег, чтобы всё, что нужно для тебя, делали другие!" От себя, относящей свою персону к философам-стоикам, добавлю: " на деньги, которые нужно заработать!" А где у нас денег раздают просто так и немеряно? - ммм,философский вопрос из серии риторических...

Итак, вывод - сибариство как вид отдыха имеет не только позитивное влияние при ограниченном во времени появлении, но еще и дорого стоит...

Что можно противопоставить сибаритству? Правильно, аскетизм, аскезу. Аскет, греч. ;;;;;;; - гимнаст, атлет, борец; упражняющийся в чем-либо. Первоначально "аскеза" - спортивные упражнения. У пифагорейцев "аскеза" означала воздержание и рассматривалась как один из элементов аристократического идеала и образа жизни. Интересно раскрыт смысл аскезы в философии Н.А. Бердяева, послужившей основой для рассмотрения феномена удовольствия в культуре.

Нужна ли современному человеку, активно участвующему в социальной жизни, аскеза? Николай Александрович Бердяев утверждал, что современный человек нуждается в аскезе как особом методе защиты личной свободы и сохранения человеческого достоинства. Аскеза способствует укреплению силы воли, а волевой тренинг ведет к повышению духовной энергии, дающей человеку не только власть над материальным миром и возможность сопротивляться стремлению собственной плоти к безмерному насыщению, но также способность к сопротивлению потребительской и гедонистической направленности общества. Современное общество с помощью информационных технологий манипулирует желаниями человека, превращая их в коммерческую силу, которая управляет и их ростом, и способами реализации. Аскетический образ жизни ведет человека к духовной независимости от власти мира, выражает «духовную крепость личности в противостоянии соблазнам мира, личность порабощающим» [Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 134].

В своей оценке роли аскезы Н. Бердяев продолжает мысль В. Соловьева: «Долгое время думали, а многие опять начинают думать, что высшая добродетель, или святость, состоит в аскетизме, в «умерщвлении плоти», в подавлении естественных влечений и привязанностей, в воздержании и бесстрастии. Мы видели, что в этом идеале, несомненно, есть истина, т.к. ясно, что высшая, или духовная сторона в человеке должна преобладать над низшею, или материальною, и усилия воли в этом направлении как акты духовного самосохранения, суть первое условие всякой нравственности, - нельзя, однако, первое условие превращать в последнюю мысль. Человек должен укреплять дух и подчинять ему плоть не потому, чтобы в этом была цель его жизни, а потому, что, только освободившись от рабства слепым и злым материальным влечениям, может человек служить как следует правде и добру и достигнуть своего положительного совершенства» [В.С. Соловьев. Оправдание добра. М., 1996. С. 100].

Итак, господа философы, быть или не быть, работать или отдыхать, жить, играючи, или играть как в жизни - вот в чем вопрос! В любом случае я желаю Вам не напрягаться...