О радости, о жалости

Мария Выдуманная
О РАДОСТИ, О ЖАЛОСТИ…
и прочих «околодушевных» материях


Сентиментальность сегодня не в моде.
«Телячьи нежности» - предмет осмеяния.
 
Герои нашего времени – жесткие, рациональные, деятельные, коммуникабельные. Никаких идиотов-рыцарей с их «прекрасными дамами», к чьим ногам слагаются подвиги, вроде битв с баранами и ветряными мельницами; никаких серенад под балконами и других романтических вздохов про «любовь-морковь». Про любовь не вздыхают, ею «занимаются». Чем больше, тем лучше. Пионерский девиз «Будь готов – всегда готов!» переместился из области ура-патриотический в область постельной гимнастики, важно именуемой «сексом».
Можно все принимать с восторгом, можно сокрушаться, можно сопротивляться – как желаете.
Но кроме героев есть еще и негерои. Не антигерои, а просто не герои. Люди, которые просто живут. Обыватели так называемые, яростно ругаемые во времена коммунистической идеологии. Или, по Льву Гумилеву, «гармоничные», отвечающие за продолжение рода, в противовес «пассионариям» - спасителям (или губителям) человечества, сжигающим себя во имя прогресса.
Что есть человечество для них? ВСЕ люди – минус близкие. (Очевидно, предполагается, что о них другой благодетель далекий позаботится).
Вот для этих «ВСЕХ» и изобретаются различные рецепты ВСЕобщего счастья, именуемые утопиями. Ради этого будущего «прекрасного далёко» щедро приносится в жертву всякая «мелочь» вроде пресловутых обывателей, в том числе и близких, не способных понять птичьего полета, с их куриной возней.
Веками – кровь, и все во имя чего-то большого и светлого. А счастья всеобщего как не было, так и нет.


«Утопии страшны тем, что сбываются»

Это слова философа Бердяева.

Но зачем говорить об утопиях, если речь о радости?
А потому, что не с пустого места они, утопии, возникают.

По определению, утопия – место, которого нет.
Можно добавить: пока нет. Но очень хотелось бы, чтобы оно было.
И далее – что надо сделать, чтобы оно появилось? Так появляется развернутая рациональная система, показывающая, как воплотить в жизнь описанный идеальный образ. И далее – реализация, во-ПЛОЩЕ-ние. И вот оно – место, которого не было сто лет назад, уже есть. Пофилософствовал голодный Карл Маркс при помощи и поддержке друга Фридриха – и вот, мы имеем то, что имеем. (Кстати, оказывается, К.Маркс прервал работу над «Капиталом» для того, чтобы заняться изучением русского языка, так как нашел, что Россия – идеальное место для воплощения его главной идеи).
Социализм, капитализм…

А счастья как не было, так и нет.
Бедные плачут, богатые тоже плачут…

А может, не там искали?
А может, не то?

Разумеется, «Что такое счастье» - вопрос, избитый до тошноты, как и все ответы на него, один банальнее другого. Но почему-то одни тратят жизнь на сотворение утопических конструкций, другие отказываются от всего во имя классовой, религиозной или еще какой-то великой борьбы…
А все-таки - почему?
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»
А потому, что без этого «не знаю что» жить невозможно.

Вот и ищут, ищут, ищут… И одно придумали – проверили – разочаровались, и другое, и третье… История движется – прогресс, понимаете ли.
И все – не то.

А без чего жить невозможно? Да любому младенцу понятно – без денег. Любой тебе в той или иной форме расскажет про первичность материальных потребностей, необходимость для поддержания физического существования есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т.д.
Еще одна сказка про белого бычка.
И при чем тут радость?

А при том, что уже не первый раз, увы, приходится провожать в последний путь человека с вполне при жизни его удовлетворяемыми материальными потребностями и вспоминать его слова, сказанные незадолго до того, как… «Ничто меня уже не радует». И как потом угасала его душа, усыхали все потребности… Дело доходило до отвращения ко всему, и только одно сверхжелание у человека оставалось: вырваться из этого состояния. Как у иссохшей без дождя земли: радости, радости!... погибаю…
Можно бросить все свои дела и часами утешать человека, но… Не ты ему нужен. Не твоя жалость. Ты хороший, добрый, умный, все понимающий – но ты чужой.
Чужой не поможет.

Почему-то каждый раз, обрезая малину, думаю, как это напоминает людей.
Сухую ветку видно сразу: серая, колючая, ничего на ней нет, только глаза норовит выколоть. Попробуй согнуть – сразу обломится. А обломи-ка живую ветку…
Так и люди. Высыхают без любви, без радости. Сереют, черствеют, перестают плодоносить, даже листьев уже нет.
И главный Садовник где-то наверху выламывает эту отжившую ветку.

«Бог есть любовь». Бог – это источник жизни, то есть то, без чего существование невозможно. Если Он любовь, значит - она источник.
Но (еще раз: «Уф!...») – что такое любовь? «Секс» пресловутый, которым нужно исправно «заниматься»? (Как на работу ходить, или другое какое нужное дело делать – качественно, без лишних эмоций и речей). Тогда проститутки должны быть самыми здоровыми, счастливыми, вечно цветущими, вечно живущими. Однако они почему-то раньше всех «изнашиваются». Неувязочка.
О жизненной энергии тоже говорится много и часто. Называют ее в разных системах по-разному, но суть одна! И нет необходимости тратить годы на изучение данных систем, чтобы эту суть понять.
Каким бы цинизмом ни прикрывались, боясь прослыть старомодным, – все ищут любви. Настоящей. Цинизм – до тех пор, пока не нашел. Или если уже потерял веру в ее существование, хотя бы для тебя – то есть это одна из форм безнадежности.


«Все бабы дуры, все мужики козлы…»

Тоже «мудрость» бородатая, в аргументах не нуждающаяся.
Но, однако, изрекая ее, кто-то с разбегу прыгает в объятия следующего «козла», не успев осушить слезы от услуг предыдущего, а кто-то, потеряв свое сокровище, чахнет-чахнет, да и в омут головой, хотя за версту видно, что драгоценный представитель вражеской «фауны» явно этого не стоил. (Про чужих-то «козлов» и «дур» всегда все понятно).
И почему-то слабо в таких случаях помогают рассказы высокооплачиваемых специалистов по душе про комплексы-самооценки-конфликты с собственной личностью и пр. Может быть, мешает «жаловаться» знание того, что ты тут далеко не первый «ревешь» в эту дорогую жилеточку, для которой все твои страдания в лучшем случае научный интерес представляют. С любой «финитой» ты все равно в какую-нибудь категорию, папочку, полочку попадешь, где лежат такие же, как ты. В самом замечательном – тебя обзовут «первым случаем в моей практике». Но сил это почему-то не прибавляет.
Так же и со священником, чьи уши выслушивают такое количество похожих исповедей, что боль исповедующегося уже до души его не доходит, застревая где-то в защитном фильтре профессионализма. И уходишь с чувством, что нет смысла утомлять его очередными душевными излияниями, чтобы получить тот же шаблонный «рецепт».
Наверное, обычная соседка, безвозмездно выслушивающая тебя, то поохав, то поахав, то поддакнув, то вот мудростью о козлах подкрепив, больше пользы приносит для облегчения души, чем утомленные профессионалы.
«Эмоциональное выгорание» - термин в современной психологии. Наблюдается у специалистов, работающих с большим количеством людей: педагогов, медиков, продавцов и т.д. Является следствием их профессиональной деятельности, своего рода защитной реакцией психики.
В самом деле, если проблемы каждого пациента, клиента, ученика, посетителя проживать как собственные, всем сердцем – никакой души не хватит. Вот и «выгорают» со временем настоящие эмоции, вырабатывается безразличие, деятельность сводится к механическому набору профессиональных штампов.
Вроде бы все понятно и простительно: пожалеть надо представителя «публичной» профессии, когда он тебе хамит, а не обижаться.
Но вот вопрос: почему же тогда некоторые учителя, врачи, управленцы, продавцы, проработав десятки лет с полной эмоциональной отдачей, сохранили живое сердце и любовь тех, кому его отдавали?


Нарисуйте нам Солнечный город…

Когда-то Эдуард Хиль пел песню, припев которой врезался в память на всю жизнь:

«Он ходил от звезды к звезде –
Зажигал от звезды звезду…
Он ходил от беды к беде –
И гасил за бедой беду…
Он ходил от цветка к цветку –
Зажигал от цветка цветок,
У ночей отбирал тоску,
Чтобы ты тосковать не мог.

Больше он ничего не умел,
Больше он ничего не хотел…»

Современный «супергерой» должен поступать как раз наоборот. Пожалуй, людей с таким черным сердцем все-таки немного, но беда в том, что толпы негероев им подражают. Как такое чудовище ухитрилось прорваться в идеалы, кто знает.

С всеобщим счастьем, даже и будущим, одна хитрость наблюдается: для того, чтобы образовались эти чудо-города и страны всеобщего благоденствия, надо сначала человека переделать – «подогнать» его под некий идеальный образ с определенным набором качеств, соответствующих ценностям будущего идеального общества.

Например, «Свобода, равенство, братство, счастье…»
Слаще всего, конечно, свобода – для себя. Что хочу, то и делаю. Мораль – для рабов, для слабых. Но почему-то именно те, кто больше всех печется о своей абсолютной свободе без всяких обязательств и ограничений, в конечном счете лишается даже простой свободы передвижения в своем доме и за его пределами без сопровождения.
Певец свободы и сверхчеловека Ницше сказал: «Бог умер» и сошел с ума 7 января, в день православного Рождества.
Сегодняшние «сверхчеловечки», чья профессия «наезжать», не знают, наступит ли для них завтрашнее утро. Впрочем, никто ни в чем не может быть уверен полностью. Но если речь идет о «сверх» - то какой же ты «сверх», если от твоей воли ничего не зависит? Ты вообразил, что можешь распоряжаться чужой жизнью: лишать покоя, имущества и даже самого существования, но ты не можешь оградить свою.

В данном случае можно сказать «Слава Богу» тому, что идеалы не вечны. Идеал со временем становится нормой, норма через некоторое время становится догмой, идолом – препятствием на пути живого. Но живое сильнее, оно сносит идолов, обламывает, как те же сухие ветки.

Этот супергерой уже порядком поднадоел. Значит, время его истекло.

Сердце тоскует по другой жизни, другим героям.

Есть ли сегодня то место, где можно спокойно ходить по земле? Где странник может идти пешком из деревни в деревню, не опасаясь лиходеев, поджидающих за каждым деревом и кочкой?

Пугают третьей мировой войной – а разве ее еще нет?
Нигде никто, за тысячи километров от официальных зон военных действий, не может быть безмятежен. Зло может поджидать в театре, в метро, в парке – где угодно. И никакие государства с их законами и силовыми ведомствами не в состоянии защитить своих граждан.

Очевидно, Homo sapiens потерпел поражение. Гипертрофия «рацио» сопровождается обмелением души и все идет наперекосяк.

Так и хочется возвестить: грядет Homo cardiens – человек сердечный!
Да что-то мешает такому чудо-пророчеству. Сердечные-то ведь быстрее погибают…
А так было бы здорово размечтаться о Новом Царстве, где люди не хамят и подлостей не делают. И нет для них большего удовольствия, чем радость ближнему доставить (да и дальнему, если тот рядом оказался), где все на сердечной гармонии держится…
Только зачем колесо изобретать – Рай давно придуман. Самая вечная утопия. Все остальные – только попытки приближения, поиск путей к Граду Обетованному…

Сердцу дышать нечем.
Расскажите Новую Сказку! Придумайте новый мираж! Чтобы захотелось встать и идти дальше.
Скажете: «Мы идем к правовому государству».
Ах, сердце трепещет, как птица, от нетерпения!

Права, права… Права-то есть, но и только.

Как захочется плакать – открой Конституцию, или в суд сходи, иск какой подай – авось, полегчает.
Увы, ехидством делу не поможешь.

А перемены неизбежны. Судя хотя бы по количеству «субпассионариев». Таким красивым словом Л.Н.Гумилев называет самый неуважаемый слой населения. Обилие же их говорит о близкой гибели этноса. Но этнос – не человек. Этнос погибнет, а люди останутся. И образуют что-то новое.

Идеал – далекий прогноз. Именно он является ядром утопии.
Какого идеала сегодня душа просит? Вслушайтесь в свое сердце, присмотритесь – и увидите смутные очертания следующего Солнечного города.


«Мы в ответе за тех, кого приручили…»
(А.С.Экзюпери, «Маленький принц»)

А еще думается мне, что радость сердечная и есть та самая животворящая энергия, дающая силу жить. У любви настоящей глаза светятся радостью, и видно, что все существо поет и навстречу рвется. И сердце не ошибается, когда любят – каждое движение души любимого-любимой чувствуешь, как свое.
И жалость – тоже проявление любви. Жалеют по-настоящему, по-доброму именно того, кого любят. Та жалость, которая унижает, портит – не жалость. Это снисхождение, проявляемое тобой, сильным-великодушным (как ты сам про себя думаешь) по отношению к тому, кого ты не уважаешь и осуждаешь, да пройти мимо, не проявив «сочувствия», некрасиво. Это подаяние не от души.

Живая вода – эмоции. Река.
А разум – берега. Выйдет река из берегов – все затопит вокруг. Обмелеет, высохнет – жизнь кончится.
Берегите ближних, не жалейте живой воды.
Если он (она) сказал (сказала): «Ничто меня уже не радует…» - бросьте все дела, спешите. Это сигнал SOS.