Теории заговора. Против противников

Демид Морозов
       Ознакомился недавно с записями некоего широко известного в узких кругах мыслителя и философа, одна из которых была посвящена едкой критике так называемых "теорий заговора". Имя его я оглашать не буду, чтобы не делать ему антирекламы - хотя некоторые ценят её наравне с рекламой, но мне не хотелось бы бросать тень на его имя, тем более что в целом его мысли и воззрения представляют для меня немалый интерес.
       В ней, в этой записи, говорилось, что любая Теория Заговора наносит ущерб прогнозированию будущего.
       Чем?
       Уже тем, что превозносит значение одного отдельно взятого фактора выше небес, в то время как событийная канва будущего формируется ВСЕМИ факторами вместе взятыми.
       Однако по ходу размышлений мне пришёл в голову довольно доходчивый - можно даже сказать, популистский - аргумент против этого.
       Поскольку взаимодействие всех факторов в сумме нельзя спланировать, то в целом мы имеем силу Слепого Случая. Правильно? Иными словами, те, кто отвергает теории заговора, тем самым заявляют, что глобальными мировыми процессами управляет Господин Random.
       Чем слаба эта версия?
       Возьмём любую компьютерную игру, где человеческий разум так или иначе противостоит случайным процессам или заготовленным программным алгоритмам.
       Возьмём Battle City, где игроку на одном слабеньком виртуальном танке противостоят двадцать превосходно экипированных танков с разным вооружением, действия которых в целом случайны. Трудно ли им противостоять? Опытный игрок делает это, извините за каламбур, играючись. Возьмём StarCraft - сложную стратегию реального времени, где опытный мастер-госу может противостоять сразу семи компьютерным оппонентам, которыми управляют машинные инстинкты-скрипты.
       Понимаете, к чему я клоню?
       Если бы те нехорошие вещи, которые возмущают нас в окружающем мире и которые потенциально угрожают существованию общества, возникали и формировались исключительно под воздействием Слепого Случая или Господина Random'а, то Разум давно нашёл бы способ им противостоять.
       Мне могут возразить, что на Тёмной Стороне тоже стоят силы Разума. Но я спрошу: неужели эти силы Разума ОСОЗНАННО ЖЕЛАЮТ поддерживать существование определённых угроз для общества? Или постепенную мутацию общества в нечто отвратительное технотронно-тоталитарное?
       Если "да" - тогда эти гипотетические силы Разума, выступающие на Тёмной Стороне, как раз и являются идеальным субъектом Теории Заговора.
       Если "нет" - то Разум, правильно осознающий свои действия и свои цели, должен быть сильнее их.
       Что могут сказать на это господа Противники Теорий Заговора?
       Прежде всего, они могут рискнуть заявить, что мир наш и без того достаточно хорош, а обратное утверждают лишь неудачники и паникёры. Что ж, им сильно повезёт, если они не наткнутся на человека, которому не будет лень приводить примеры того, как наша цивилизация шагает по краю.

       Следует сказать, что при начале набора текста я не был особо уверен, что мне имеет смысл его набирать.
       Даже не из параноидально-конспирологических соображений. Если у нашей реальности и есть незримые властелины, то они охотно позволяют существовать бесчисленным фантастическим домыслам об их природе и их планах, зная, что среди этого мутного океана никто и никогда не доберётся до истины. Хотя, как знать? Лично я бы на их месте всё же перестраховался, не допуская широкой публикации чересчур близких к истине произведений. Благо что сделать это достаточно легко, отклонив под тем или иным предлогом писательскую рукопись.
       Правда, для этого у них должны быть "свои люди" буквально в каждом издательстве, во что трудно поверить.
       Если организация человеческая. А если нет?
       Хотя будь наши незримые властелины "астральными зелёными человечками", способными контролировать сознание, мир наш не был бы озабочен теориями заговора. И тогда был бы заведомо исключён сам факт публикации этого моего поста. Мне просто не позволили бы задуматься на эту тему. Эти мысли никогда не оформились бы в моём мозгу.
       А часто ли они оформляются?
       Интересная деталь: среди множества произведений, рассматривающих возможность тайного контроля над человечеством со стороны некоей древней или магической группировки - или инопланетян - существует до крайности мало произведений, которые рассматривали бы гипотезу контроля над человечеством со стороны невидимых существ, располагающих телепатической мощью.
       "Зловещий барьер" Эрика Фрэнка Рассела.
       "Паразиты сознания" Колина Уилсона.
       И это - всё. Хотя казалось бы, что данная тема должна быть перспективна для конспирологов и фантастов.
       В чём же дело - в естественном человеческом нежелании чувствовать свою слабость перед подобным гипотетическим противником? Или в том, что систематическое воздействие на наш мозг всё же осуществляется, и лишь отдельные умы способны преодолеть его?
       С другой стороны, существует немало произведений в спектре религиозной литературы, так или иначе затрагивающих эту тематику.
       Значит ли это, что подобным произведениям позволяют существовать, зная, что им всё равно никто не поверит? Или что "астральные зелёные человечки" действительно в чём-то сродни чертям, так что "религиозная вера" ограждает от них? Мне бы не хотелось в это верить, поскольку религии не предлагают никакой программы искоренения "астральных зелёных человечков" кроме следования религиозным императивам.
       Возможен и третий вариант, делающий религии частью вражеского плана.
       Мне бы не хотелось подробно останавливаться ни на одном из этих вариантов, хотя бы потому что часть из вас уже начала зевать и морщиться, едва я заговорил об "астральных зелёных человечках". Их существование - вещь недоказуемая.
       Почему же я вообще рассматриваю эту подверсию?
       Видите ли, деструктивные процессы, которые происходят с нашей цивилизацией в последние десятилетия буквально на каждом шагу, кажутся имеющими вездесущий и всепроникающий характер - и не направленными против какого-либо конкретного государства или конкретной культуры. Их мишенью как будто является человечество в целом.
       И напрашивается вывод, что инициатор этих процессов, если он существует
       1) либо находится на надёжно укреплённых позициях внутри человечества;
       2) либо не принадлежит к человечеству.