Роберт Грейвс. Гераклиада. Рождение Геракла

Николай Ефанов
       ГЕРАКЛИАДА


       РОЖДЕНИЕ ГЕРАКЛА

       
       Великий царь Микен Электрион, тот самый Электрион, что был сыном самого Персея, был глубоко оскорблён поведением своих наглых соседей Телебойцев и Тафийцев, постоянно нападавших на его стада и чинивших насилие над его подданными. Собрав войско, он вместе со своими восьмью сыновьями отправился в поход. Но судьба и боги были немилостивы к нему: в сражении пали все восемь сыновей Электриона, а сам он вернулся, ни с чем.
       

       В отсутствии Электриона Микенами управлял его дальний родственник, человек по имени Амфитрион. Отправившись в поход Электрион, в случае, если боги будут благосклонны к нему, обещал, что выдаст за него свою дочь Алкмену.
       

       Амфитрион знал, что украденный скот находится во владениях царя Элиды. Он заплатил за него значительный выкуп, пригнал скот к стенам Микен и позвал Электриона, чтобы тот опознал свой скот. Электрион же, увидев среди погонщиков скота жителей Элиды, был возмущён и заподозрил Амфитриона в коварстве. Он набросился на того с упрёками, защищаясь Амфитрион неудачно бросил палку, та попала в быка, отлетела от его рогов и убила Электриона.
       

       За это преступление Амфитрион был изгнан из Микен и укрылся в Фивах. Вслед за ним последовала Алкмена, дочь Электриона. Правивший в Фивах царь Креон провёл над ними обряд очищения и соединил их узами брака. Но набожная Алкмена потребовала, чтобы Амфитрион отомстил за гибель её восьми братьев: иначе она никогда не будет принадлежать ему.
       

       Креон позволил ему собрать войско из Беотов, с условием, что освободит Фивы от Таумессийской Лисицы, что он и сделал, получив от афинянина Кефалоса славного пса Лелапса. Тогда то, с помощью Афинян, Фокийцев, Аргивов и Локрийцев, Амфитрион разбил Телебойцев и Тафийцев, острова их передал своим союзникам, один же пожертвовал своему дяде Гелейосу.
       

       Зевс же тем временем узнал, что Амфитрион выполнил всё, что потребовала от него Алкмена, и отомстил за её братьев. И тогда рано утром он вошёл в спальню Алкмены и провёл с ней целую ночь, и ночь та была длиною в три ночи. Это Гермес по совету Зевса приказал Гелиосу погасить солнечный огонь, выпрячь коней из своей колесницы и идти отдохнуть, поскольку зачатие достойного воина не должно было проходить в спешке. Гелиос потом долго вспоминал те счастливые часы, когда день был днём, а ночь - ночью, и Кронос ещё был всесильным богом, и не оставил свою законную жену и не искал любовных утех в Фивах. Гермес посоветовал Луне двигаться по небу помедленнее, чтобы продлить сон людей и чтобы они не заметили ничего необычного. Разбуженная Алкмена с радостью выслушала рассказ Зевса о разгроме Птереалоса под Ахалией и забавлялась с ним как со своим мужем в течение тридцати шести часов.
       

       Наследующий день возвратился Амфитрион. Рассказывал о своих необычайных победах и хотел от неё горячей любви, но Алкмена уставшая от всего предыдущего не разделила его намерений. «Ещё вчера я выслушала всё о твоих свершениях в течение целой ночи и может быть не следует тебе сегодня повторяться».
       

       Амфитрион не мог понять, о чём идёт речь и обратился за советом к вещему Тиресию, который подсказал ему, что Зевс наставил ему рога. После этого он, чтобы не разгневать бога, не смел больше делить ложе с Алкменой.
       

       Вот прошло девять месяцев, и Зевс в первый раз похвалился на Олимпе, что он зачал сына, который вот-вот должен родиться. Оповестил всех, что назовёт его Гераклом, что означает «хвала Гере». Сын его будет владеть славным домом Персея. Тот же час Гера заставила его дать обет, что тот, кто родится в доме Персея до заката, станет славным царём.
       

       Когда Зевс дал клятву, которую ничто не могло отменить, Гера будто бы ни о чём не ведавшая поспешила в Микены, где должна была рожать Никиппа, жена царя Стенелоса. Потом поспешно удалилась в Фивы, села перед дверями Алкмены скрестив ноги, сжала кулаки и сплела пальцы, чем задержала рождение Геракла до той минуты, когда семимесячный ребёнок Эвристея уже лежал в кроватке. Когда Геракл появился на свет, в один час с ним родился его брат близнец Ификл, зачатый Амфитрионом.
       

       Некоторые всё же утверждают, что младшим был Геракл, а не Ификл, иные же говорят, что родились они одновременно, а отец небесный Зевс осветил божественным светом дом, в котором состоялись роды. Геракл изначально носил имя Алкайоса или Палаймона.
       

       Когда Гера, по возвращении на Олимп, спокойно хвалилась, как она встретила Эйлетею, богиню рожениц, у дверей Алкмены. Зевс впал в горячку. Схватил свою старшую дочь Ату, которая скрыла от него поступок Геры, и поклялся, что больше никогда не поднимется на Олимп. Держа Ату за золотые волосы, он протащил её по земле и бросил. Зевс не мог нарушить данного им изначально слова и сделать Геракла властителем дома Персея, однако, заставил Геру, поклясться, что если Геракл выполнит двенадцать заданий Эвристея, то он станет богом.
       

       Так уж сложилось, что все любовные похождения Зевса со времён Ниобы, и выбор Алкмены, не были его единственным любовным капризом, многие и многие женщины желали бы соединения с богом для рождения своих детей. Алкмена была одним из потомков Ниобы в шестнадцатом поколении и была последней из смертных невест Зевса, не было у него больше возможности иметь связь с земной женщиной для того, чтобы родить героя равного Гераклу. Пытался взять Алкмену и силой и уговором, принимал облик Амфитриона, говорил ласковые слова и посылал подарки, но всё тщетно. Уверовал, что Алкмена неприступна и однажды утром пожертвовал ей телячий кубок, и та приняла его как должное. Был это тот самый кубок, который отнял у своего отца Посейдона Телебос.
       

       Некоторые утверждают, что Гера ничем особенным не препятствовала родам Алкмены, только послала колдунью и, что Гисторис, дочь Тирессия, нашла её и издала радостный крик из родильного дома (его до сих пор показывают в Фивах), ведьма тут же ушла и потому ребёнок смог родиться. Иные, в этом месте, говорят, что по поручению Геры, препятствовать родам должна была Эйлейтея, а верная служанка Алкмены, золотоволосая Галантис или Галена, вышла из родильного дома и наврала всем, что Алкмена уже родила.


       Захваченная врасплох Эйлейтея, тот час, упала, раскинув руки и ноги, и в этот момент родился Геракл. Галантис рассмеялась обрадованная своим поступком, а Эйлейтея схватила её за волосы и обратила в лисицу. Галантис часто бывала в доме Алкмены, но Гера наказала её за лживость: до конца дней своих она рожала своих детёнышей через уста. Фиванцы, отдавая божественные почести Гераклу, никогда не забывали упомянуть Галантис, начиная обряд с жертвоприношения ей, почитая её как дочь Пройтоса. Утверждают, что она пестовала Геракла, когда он жил в её храме.
       

       Афиняне высмеивают эти рассказы фиванцев и утверждают, что Галантис была обращена в лисицу Гекатой, поскольку испытывала неестественную жажду. Когда Гера продлевала роды Алкмены, Галантис пробегала мимо дома, напугала её и тем ускорила роды.
       

       День рождения Геракла празднуется на четвёртый день каждого месяца, но некоторые говорят, что он родился, когда солнце вступило в десятый знак Зодиака, иные же, считают, что когда Большая Медведица встаёт в полночь в западном направление над Орионом (это происходит, когда солнце опускается в двенадцатый знак) и смотрит на него сверху на десятый месяц его жизни.


1. Алкмена - «сильная в гневе» было изначальное родовое имя Геры. Её суверенную божественную власть защищал Геракл - «хвала Геры» перед происками её ахейского врага Персея - «разрушителя». В конце концов, ахеяне победили и их потомки стали причислять Геракла к узурпаторскому роду Персея. Пренебрежение, с которым Гера относилась к Гераклу, несомненно, более поздний вымысел: чтили его дорийцы, которые заполонили Элиду и поклонялись Гере.


2. Диодор Сицилийский называет трёх героев носивших имя Геракла. Один из них был египтянином, другой дактилем с Крита, а третий был сыном Алкмены. Цицерон насчитывает их целых шесть («О природе богов»); Варрон до четырёхсот четырёх Сервий о «Энеиде» Вергилия. Геродот утверждает, что когда он расспрашивал египтян о месте рождения Геракла, то они упоминали Финикию. По Диодору Сицилийскому, египетский Геракл, которого звали Сомом или Хоном, жил за десять тысяч лет до троянской войны, а его греческий однофамилец наследовал его славу. Повествования о Геракле складывались из разных порой не связанных друг с другом мифологических свидетельств: представлявших царя Греции времён эллинской колонизации, мужа племенной нимфы, всесильной богини Луны. Его брат Ификл выступал как близнец и защитник. Богини Луны выступали под десятками имён: Гера, Афина, Аге, Иола, Геба и многими иными. На бронзовом зеркале, найденном в одном из римских погребений, изображён Юпитер освящающий брак между Гераклом и Юноной, сцена изображает, как Юнона завязывает некий узел, который должен развязать Геракл. Похоже, что римляне переняли эту традицию от этрусков, у которых Юнона носила имя «союзница». Для нас достаточно очевидно, что повествования о Геракле можно рассматривать как более поздний вариант вавилонского мифа о Гильгамеше, который достиг Греции через Финикию. Любимым другом Гильгамеше был Энкиду, а у Геракла Иолас. Гильгамеша погубила любовь к богине Иштар, Геракла - любовь Даяны. У того и другого родителями были боги. Оба прошли через ворота ада. И тот и другой убивают льва и похищают божественных быков, осуществляют плавание к далёким Западным островам и парусом для их судна служит львиная шкура. Как и Гильгамеш, Геракл находит траву напиток, из которой даёт бессмертие. И оба они связаны с одним и тем же знаком Зодиака.


3. Зевс подражал Амфитриону, поскольку тот в момент рождения во время коронации божественного царя исполнял роль Зевса и отрекался от своих смертных родителей. Обычай означал, что смертный заступник, а не царь божественного происхождения - старший из братьев близнецов - должен был стать воином, в то время как Ификл должен играть роль божественного царя. У Феокрита Геракл именно младший брат, Геродот же, который называет его сыном Амфитриона, даёт ему прозвище «Алкид», по его предку Алкайосу, а не «Кронид», по предку Кроносу. Дальше Ификла полюбила младшая дочь Креона, а Геракла - старшая, хотя именно младшая должна оставаться рядом с троном, что отражено и в более поздней европейской традиции. В соответствии со «Щитом Геракла» Гесиода, Ификл мог сыграть роль заступника перед Эврестеем, что изменило бы место братьев в мифологии, но этого не произошло. Неизвестно также ничего о каких-либо дружеских отношениях между ними, как между Кастором и Полидевком или между Идасем и Линкеусем. Геракл ни с кем не делится своими функциями, более того, он захватывает те, что принадлежат его брату: и тот остаётся бессильной тенью, лишённой души, забытым и никем не оплаканным. Быть может в Тиринсе, роль близнеца и состояла в постоянном покушении на царскую власть, как в азиатских странах, где религиозный царь резко отличался от царя военного (у японцев Сёгуна).


4. Способ, которым Гера пыталась задержать роды, известен у примитивных народов, например у нигерийцев: произносящих множество заклятий и прочих действий, чтобы отделить естественный процесс от вымышленного, на который отводится всё злое и недоброе.


5. Легенда о живородящей способности лисиц имеет под собой конкретную почву: крайне беспокойные они переносят своих только что рождённых детёнышей во рту, наподобие кошек. Апулей описывает фессалийских женщин одевавшихся как лисицы и прислуживавших Гекате, а Павсаний о человеческих жертвах приносимых Лисице Таумесийской: напомним у Кердо («лисица» или «лисичка») жена Форонеса, которая ввела подобный культ на Пелопоннесе. Фиванский культ Галантис не что иное, как пережиток первородного культа Геры, а когда колдуньи задержали рождение Геракла, они тут же были обращены в лисиц. Миф этот многократно обыгранный всё же приводит к выводу, что устоявшаяся религиозная традиция в Фивах и Арголиде неохотно приняла олимпийскую религию Зевса, и, что колдуньи многократно пытались разрушить дом Персея.


6. Если принять во внимание мнение Овидия о десятом знаке Зодиака и повествовании о Вепре Эримантейском, приносящем Гераклу дитя Гора, то это событие явно происходило зимой и справлялись вместе с иными богами: Зевсом, Аполлоном (богами календарными). Фиванский год начинался в середине зимы. И если Гераклу было десять месяцев в конце двенадцатого, как повествует Феокрит, то Алкмена родила его во время весеннего равноденствия, когда в Италии, Вавилонии и иных местах справлялся Новый Год. Ничего нет удивительного в том, что Зевс осветил дом, в котором происходили роды Геракла. Четвёртый день месяца был посвящён Гераклу, по тем же правилам, как и основателями Олимпийских Игр, посвящался каждый четвёртый год.