Гопак - отрывок -

Вонсович-Ясницкая Оксана
  ( отрывок из повести ) 

      Было это так давно, что и вспоминать точное время уже ни к чему. А вот место, где произошла эта история в современном мире немного сместилось, хотя название той земли осталось прежнее - Украина. В те времена ( о которых идёт речь ) это название только и осталось в глубокой памяти коренных жителей той земли. Да и удивляться тут нечему, - соседние страны сплотились и поглотили обширные и богатые земли на краю моря Чёрного. Никто той силе противостоять не смог. Как ржа точит металл, так и захватчики перекраивали разум и быт украинцев - медленно и твёрдо. Некоторые успели "перекроиться", хотя разве можно переделать себя до такой степени чтобы стать неузнаваемым для своих родителей. Хоть говори по - польски - да поляком не станешь. А поляки сами "с глубоким поклоном" стали рабами литовскими. И вот появилось новое государство, где один раб другого угнетал - хозяином себя показывал. Долго это было, - может век, может два. В плену таком, год за 100 можно посчитать. Вроде и земля родная, да не своя уже.
       А жизнь и в неволе продолжалась. Люди встречали друг друга, влюблялись, свадьбы играли, рождение и крещение детей праздновали. Все эти жизненные радости отмечались душой с бОльшей половиной печали и горечи. Зависимость от пана, бедность, нищета, национальное унижение... Что тут в таком котле своё личное может остаться ?
       И вот, в эти мутные времена в маетке одного польского пана ( а было это где - то на современной Хмельнитчине) среди холопов ( а именно так тогда называли поляки простых украинцев, ещё иногда - быдло. Прошу прощение, но исторические факты, - а мы мудрствуем - откуда слова берутся) появились два любящих друг друга сердца. Парубка звали Микола, а дивчину - Марией ( как только её родителям удалось так красиво назвать своё дитя,- "верные псы" панские просмотрели такую вольность). Решили влюблённые обвенчаться, уже и разрешение у пана получили. Идут счастливые молодые пыльной дорогой до своего села от панского двора. А при дороге увидели они кобзаря слепого ( так в старые времена по земле украинской ходили слепые музыканты, играли на старинном музыкальном инструменте - кобзе).
       Услышал слепой, что кто - то идёт, - развернул кобзу, которая была у него за спиной и запел тягучую песню об Украине, о мире, в котором нет правды. Поёт и на кобзе играет, а она "плачет" в его руках мелодией из самой души слепого музыканта.
  - Ой, диду, услышит Вас наш пан или его помощники - беды необерётесь. Батогами бить будут, - уже скольких так забили. - У Марии слёзы появились на глазах.
  - Добрая ты душа, дивчина. Но если бы я любую вражину боялся и всем кланялся, то давно бы сгнил, как человек с этой земли.
  - Диду, - Микола решил успокоить старика,- у нас скоро свадьба. Вон к пану за разрешением ходили... Приходите к нам. Мы приглашаем Вас. Просили батько и мать, и мы Вас просим. - Молодые поклонились кобзарю.
  - Прийду. Обязательно прийду. А чей же ты будешь ?
  - Я - сын Захария Кондратюка. Нас в селе все знают.
       Слепой мягко обнял кобзу, как живую, боясь причинить ей боль.
  - И я знаю твоего батька. Мою ластивку он сделал. - И уже тише. - Прийду. Обязательно прийду. - В подтверждение своих слов он кивал головой с седыми, как снег белыми волосами.
       Рядом с беседующими колосилась пшеница. Богатые и широкие панские поля... Деревья росли только около села. Но возраст их верно веками исчислялся: широкие в обхвате стовбуры и могучие ветки. Не деревья, - великаны.
       Посреди села ( приблизительно деля его пополам ) протекала неглубокая речка. Вековые ивы могуче склонились над водой, а в некоторых местах их пряди - веточки спускались аж до самой воды. Всё это отражалось в тихо движущейся водяной глади. Иногда пробегал ветерок, ветви тогда передвигались мерным правильным движением ( это, когда всё обязательно возвращается на свои места ). Кусочки солнца, запутавшиеся в ветках, в такт этим движениям "проливались", высвечивая теплоту речки.
       Молодые прошли через всё село неширокой пыльной стэжкой - тропинкой, которую до них протоптали сотни босых ног. Хата ( изба ) кузнеца Данилы ( отца Марии ) была на краю села, рядом расположилась небольшая кузнеца. Кузнеца... Крыша да две стены. Пан не дал материал на большее строительство. Боится пан кузнеца. Зимой и летом работает Данила в продуваемой всеми ветрами кузне. Как он до своего возраста дожил, только удивляться можно.
       Первая хата в селе от кузни - это хата Захария Кондратюка. Большая семья, - детей мал - мало меньше ( Микола третий сын - старший для младших). И хотя Захарий на все руки мастер, большого изобилия в семье нет. Если бы не было зависимости от пана, то Кондратюки, умением своих рук, давно бы в сытости жили. А так, - холопская доля.
       Молодята расстались у калитки Марииной хаты.
       До свадьбы осталось два дня. А ещё столько нужно было подготовить обеим семьям к этому празднику, хотелось хоть немного счастья и веселья - и детям, и себе. Гулять будет всё село, ещё и из соседних пригласили. Свадьба небогатая ( а по современным меркам - просто нищая ), но и то, родня с обеих сторон помогла. Это в современном мире между родственниками рыночные отношения установились. А в те далёкие времена, что было делить родственникам "высокоморально - рыночного" между собой ? Ой, что это мы о современном мире, да о современном мире, - на древней Украине люди свадьбу играть собрались, а мы отвлеклись от повествования...