03. Валерий Юрьевич Панасюк Счастье Жить

Артём Киракосов
Валерий Юрьевич ПАНАСЮК. Сумы. Фото: Артём Киракосов




Об Артёме Киракосове пишут...



Валерий Панасюк,
кандидат искусствоведения,
г. Сумы, Украина

Валерий Юрьевич Панасюк по образованию и основной деятельности – филолог, культуролог. В настоящее время исполняет обязанности заведующего кафедрой педагогики и психологии Сумского областного института последипломного педагогического образования в Украине, а также преподаватель кафедры истории и теории музыки Сумского государственного педагогического университета им. А.С.Макаренко. Основная сфера научных интересов – художественная культура.


Опубликовано в №7 (19) сумской областной общественно-политической газеты «В ДВУХ СЛОВАХ» за 16.02.2006 год.



Валерий Юрьевич ПАНАСЮК

«СЧАСТЬЕ ЖИТЬ»




Ещё не так давно фотопроизводство было длительным и трудоёмким процессом. Благодаря сложности производимых профессиональных манипуляций, фотомастер был окружён аурой таинственности и загадочности. Он, казалось, не работает, а священнодействует. Он был из разряда посвящённых, способных остановить, запечатлеть мгновения жизни и лики людей, чтобы затем проявить и таким образом обессмертить их. Он делал человеческую память неувядающей. Не зря фото и воспоминания в сознании людей были взаимообусловлены. Отсюда – афористическая подпись на фотокарточках пятидесятилетней давности: «Лучше вспомнить и взглянуть, чем взглянуть и вспомнить». Снимок становился доказательством неутраты быстротекущего времени, возможности пребывания прошлого в настоящем и сохранения настоящего в будущем.

Сегодня же распространённость и доступность фотоаппарата, лёгкость обращения с ним каждого из нас сделали… Нет, не фотографом – «кнопконажимателем». Известно, что в каждом из нас живёт, но чаще всего умирает поэт. Как и фотомастер. В «массовой» фотографии, как во всяком другом «массовом» продукте, личность снимавшего не проявлена, а смыта. Поэтому груды снимков, которые появляются после более-менее значимых для снимавшего событий, представляют собой комок слипшегося цветного монпасье. Они доказывают собой не незыблемость Бытия, а случайность проживаемых жизней.

Редок и радостен случай встречи с подлинным фотомастером таким, как Артём Киракосов (Москва). Выставка его работ «Любовь – песня не для одного голоса» из цикла «Счастье жить» экспонируется в Сумской областной универсальной научной библиотеке.

Артём Киракосов из тех, чей талант называют многогранным. Он один из выдающихся современных художников России, замечательный реставратор, педагог и… И поэт. Он поэт во всём. Его живописные работы – это символический пуантилизм, который восходит к методу поэтов-символистов, желавших посредством слова выразить «невыразимое». Его фотоработы – зримое доказательство реального и «вещного» мира Красоты. Если репортажный фотограф пребывает в поисках сенсаций, то Киракосов – в поисках Прекрасного. Это откровенно декларируемое эстетство является продолжением традиции, идущей от Оскара Уайльда и прерванной всем ходом «неэстетических» событий в истории культуры ХХ века. Правда, сам Мастер во время встречи с сумскими зрителями признался в том, что поиск Красоты им осуществляется планомерно. И спланирован им на десятилетие.

Экспонируемые в Сумах работы – результат его совместного путешествия с женой по Испании в 2002 году. Конечно, всякий путешествующий видит страну по-разному. Можно из окна туристического автобуса. И тогда возникший обобщённый образ страны будет «как у всех». А можно увидеть «свою» Испанию, пройти по собственному маршруту. И тогда она будет уникальной и… разной. У Киракосова это страна «цветных» дворцов и роскошных восточных садов, пустынных улиц и густонаселённых пляжей, мощных крепостей и нежных цветов. Удивляет безупречная композиция работ, цветовой баланс включённых в неё элементов. Это поражает тем более, если учесть, что композиции не постановочные, а спонтанно организованные. Тут важна способность видеть этот «готовый художественный объект» в контексте изменчивой жизни. При этом Киракосов никогда не сваливается в пропасть банального жанра и не взлетает в заоблачные выси безвоздушного глянца. Его работы хранят первородную красоту предмета и одновременно, как в живописи, являют зрителю некую его символическую сущность. И здесь стоит вспомнить ещё об одной культурной традиции – традиции «просвёщенных путешественников». Они, «пропуская» чужоё через свой собственный опыт, фиксировали впечатления в книгах, путевых журналах, дневниках и походных альбомах. В этом убеждаешься тогда, когда слушаешь комментарий А.Киракосова к собственным работам. Каждая из них имеет свою историю, свою биографию. А талант Киракосова-рассказчика уникален, как и талант художника. У современного слушателя возникает то же ощущение причастности к чуду художественного видения, которое было, например, у современников В.Григоровича-Барского, читавших его «Странствования». Ведь «художественное» видение – это видение обострённо личное. И это уникально-личное каждый проецирует на себя. Этим и объясняется возникновение детского воодушевления и головокружительного восторга свидетеля: «будто сам побывал», «будто со мною было». Киракосов харизматичен, как паломник-просветитель. В его фотографиях и устных рассказах проявляется эта редкая способность чужое сделать неотъемлемо своим, а своё позволить легко присвоить другому. Глядя на его работы, вспоминаешь об ушедшей эпохе фотографов-магов, посвящённых в тайны ремесла и Бытия, понимаешь, что счастье – это жить.