Имя - зерцало и посох

Владимир Федотенко
       
Память народа воплощается в потомках, в его языке и в Именах, что дарят они, сыновьям и дочерям. Эти Имена имеют тайную власть и чудесные свойства. Они придают их владельцам радость и вдохновение, доблесть и могущество, любовь и обаяние, здоровье и чадородие....

Имя есть звучащий образ человека, его оберег и предзнаменование, во многом определяющее его судьбу. Оно связывает его с Родом, Родиной, Природой. Ребенка, названного народным, природным Именем, Духи-Покровители воспринимают как своего, родного. Человек с родовитым, благородным Именем человек, знаменитый, а не безродный отщепенец. Утрата собственных Имен есть утрата связи с предками, оскудение народного самосознания. Народ, утративший свои Имена, возникшие и изменявшиеся вместе с ним с начала его существования как этнической общности и по настоящее время, есть народ-сирота.

У вас конечно есть и то и другое, но знаете ли вы, что они означают и какую роль играют в вашей жизни? Общеизвестно, что фамилии появились значительно позже имен. Иногда они давались по названиям селений и областей, откуда человек был родом, иногда основой фамилий являлись личные имена родителей или прозвища и клички, данные когда-то давно одному из предков. Но время шло, значение и смысл многих имён забывались, и их давали, просто памятуя о том, что так когда-то звали деда или прабабку.

 Значительная часть современных русских фамилий образована от имён церковного календаря. Эти имена, иноязычные и чуждые русскому народу, только в XIX-XX вв. стали базой для создания русских фамилий. Не так давно триста - пятьсот лет тому назад такие фамилии были немногочисленны и образовывались обычно от светских вариантов канонических имен (Борисов, Андреев, Нефедов, и т.п.). В основном фамилии образованные от христианских имен, возникли в период массового "офамиливания" русских крестьян не ранее 2-й пол. XIX в.

       Примерно 90% ныне распространённых имен – иностранные: в основном, византийские, латинские и иудейские. Заимствовались таковые у различных народов. И далеко не всегда с умом; иногда они бывают как минимум странными и курьезными, а подчас зазвучи они в переводе с чужого языка, и просто нелепыми…
Но конечно всем будет интересно; о чём думали, какую судьбу загадывали своим детям родители, когда «награждали» их такими именами:

 иудейские имена; Адам - человек (или: глина), Лия – телка, Мария - горькая (или: горемыка)

греческие имена; Анатолий - житель Анатолии (только мама может знать, способствовал ли, житель Анатолии рождению ребёнка), Аркадий - житель Аркадии, центральная область Древней Греции, пастух), Архип - старший конюх
Влас – грубиян, Ипполит - распрягающий коней, Касьян – пустой, Куприян - кипрский (остров Кипр, весьма далеко от Руси), Прохор - начальник хора, Порфирий – пурпурный, Трифон – изнеженный, Родион - житель острова Родос (тоже зело далече), Сидор - дар Исиды (богиня – греческая; дитя-то причём?), Филипп - любящий лошадей, Фока – тюлень, Алла – обмененная , Анастасия – воскресшая, Варвара – балаболка, Ксения – чужая,

латинские имена; Валерий – Валериев, Игнат – неведомый, Капитон – головастик,
Касьян – пустышка, Корнил – рогатый, Герман – единоутробный, Юлий - вертлявый
Алина – неродная, Галина - жительница Галлии (или: курица), Клавдия – хромая, Марина – морская, Таисия - принадлежащая Исиде, Ульяна – юлиева, Юлия – июльская.


И это далеко не полный перечень печальных недоразумений. Вряд ли перечисленные имена смогут толкать имяносца к гордости за себя, своих предков и достижению успехов в жизни.

Точно знаем, что российская творческая интеллигенция в основном правильно ориентируется среди чуждых имен, и правильно применяют их при создании художественных произведений. Возьмите известный всем фильм «Брат». Главный герой, человек со сложной судьбой, воевавший за Родину и беззаветно любящий её, но который убийствами старается вершить справедливость и добро в этом мире. Он верит, что делает правильно. И наверно не зря его имя Данила, переводится как «Бог мне судья».

Но, мы точно также знаем, что почти русская и почти творческая интеллигенция при выводе на экран, или страницы книги, героя похожего на русского, со славянским именем, сразу наливает ему гранёный стакан водки, и заставляет систематически опорожнять его до конца фильма, или так называемой книги. Можно только жалеть, или презирать таких «творцов». Рефлекторная, животная тяга к «длинной деньге» и литературные штампы опорожняют их голову как общественный туалет, а содержимое сливается, к сожалению, на доверчивые молодые головы.

       Имя во многом определяет судьбу человека. Чаще всего за всю свою жизнь человек слышит собственное имя. Имя - это характеристика личной энергетики, которая складывается из фонем в сложный аккорд, который своими звуковыми характеристиками влияет на судьбу человека всю его жизнь. Имя несет в себе сильную энергетику вибраций различных частот, и, поскольку имеет смысловую нагрузку, то в определённой степени программирует судьбу имянаречённого и отражает его будущий характер, судьбу. Помните, «скажи, как тебя зовут, и, я скажу кто ты!»
До и сразу после распада Славянской Общности, то есть прежде чем славянские племена вошли в орбиту влияния чуждых культур, традиции и обычаи не позволяли славянам, в том числе правящей элите, отступать от канона двучленного имени (600 - 1000 года нашей эры). Во время обряда инициации выбиралось новое имя, а старое имя, данное под влиянием чувств и импульса матери, подлежало забвению. Новое осмысленное имя должно было соответствовать характеру ребенка либо качествам, которые хотели бы в нем видеть родители, например:
; Богумил - пусть будет мил богу,
; Гостерад - пусть будет отличаться гостеприимством,
; Мстислав - пусть будет славен местью над врагами.
Как видно, по славянским верованиям, имя было заклятием и магическим знаком, связанным с человеком, его носящим. Благодаря составляющим двучленных имен, сохранённых обычаями и традицией, мы многое узнаем о культуре и системе ценностей наших предков. Вот примеры из различных сфер жизни:
; Жизнь (суффиксы -быт, -жир) - Властибыт, Жирослав, Домажир.
; Положительные ценности (добро-, любо-, мило-, радо-) - Доброгост, Любомир, Радомир, Милострый.
; Отрицательные ценности (не-) - Никлот, Немир, Нерад.
; Смысл познания (мысли-, -мысл, -вид) - Мыслибор, Гостевид, Болемысл.
; Общественное устройство (держи-, гради-, влади-) - Держикрай, Градислав, Владимир.
; Гостеприимство (-гост) - Любогост, Доброгост, Радогост.
; Военная организация (-полк, вой-) - Святополк, Воислав.
; Боевая готовность (буди-, креси-) - Будивой, Кресислав.
; Борьба (бори-, рати-) - Боригнев, Ратибор.
; Достоинства воина (свято-, яро-, пако-) - Святомир, Ярослав, Пакослав.
; Честь, слава (чти-, -слав) - Чтибор, Томислав, Болеслав.
; Семья (брато-, -стрый, сестро-) - Братомил, Желистрый, Сестромил.
; Собственность (семи-) - Семемысл, Семавит.
; Вера (бог-, -бог) - Богуслав, Хвалибог, Молибог, Богухвал.
       Это примеры присутствия в именах ценностей, чувств, верований, общинного образа жизни, организации жизни.

Славянские имена более абстрактны, чем остальные индоевропейские имена. Двучленные имена дольше оставались в употреблении в дворянских семьях. Доказательством этому служат имена королевских и княжеских династий на территории всего Славянского мира. Так, в Польше славянские двучленные имена носили даже властители из династий, этнически ничего общего со Славянством не имевших: Ягеллоны (например, Владислав Варненский), Вазы (например, Владислав IV Ваза). Имена народов имеют смысл только в согласии с территорией и культурой. По древним магическим понятиям, изменяя имя человека, искажают и его судьбу. Были у нас имена связаны с БОРьбой, СЛАВой, МИЛостью, СВЕТом - их заменили иноземные гибриды, имена с утаённым смыслом, не имеющие смысла на русском языке и играющие отрицательную роль в судьбе людей.

Каким же образом к середине XVII столетия славянские имена были практически полностью вытеснены из употребления? Что произошло за 2-ю половину XVI- начало XVII в.в.? Ведь к началу царствования Алексея Михайловича (1646г.), использование нехристианских имён в официальных документах практически сведено на нет.

А было так ( справочник .А.Петровского):"...Регистрация новорожденных детей проводилась ТОЛЬКО церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал НИ ОДИН ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были и есть особые книги - месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Во всяком случае, ребенку МОЖНО БЫЛО ДАТЬ ТОЛЬКО ТАКОЕ ИМЯ, КОТОРОЕ ИМЕЛОСЬ В СВЯТЦАХ..."
Смотрим в святцы и умиляемся: 2 февраля (20 января). «Прп. Евфимия - Великого. Прп. Евфимия - схимника и Лаврентия - затворника, Печерских. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида». И вот мальчикам и девочкам, что имели счастье родиться 2 февраля, на выбор предлагалось всего 9 имен, из которых больше половины практически не употреблялись! Получается, что рожденные в этот день ОБЯЗАНЫ были именоваться Евфимием или Лаврентием, а девочки Инной или Риммой!

Святцы появились как выдержки из русских Житий, составлявших основу фундаментального труда "Четьи-Минеи". Великие Четьи-Минеи ("четьи" - др. рус. - для чтения, "минеи" - от греч. месяц) - свод из 12 месячных книг (миней). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой "круг чтения" на каждый день. Известны три 12-томных книжных свода. Каждая из 12 книг насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (так называемый "александрийский лист").

       Но зачем, с какой целью они были составлены?
       В XII-XIII вв. церковники жаловались на то, что их храмы пустуют:
"Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, ТО ВСЕ ТУДА РАДОСТНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, то позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: "Дождливо, холодно" или еще чем-нибудь ОТГОВАРИВАЕМСЯ...
       На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идет, дует ветер, метет метель, но мы ко всему этому ОТНОСИМСЯ ВЕСЕЛО, увлекаясь зрелищем, гибельным для наших душ. А в церкви и крыша есть, и приятный воздух, НО ТУДА ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ".
Язычество продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение. НОВОЕ ЖЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ФОРМИРОВАЛОСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В КНЯЖЕСКО-БОЯРСКОЙ СРЕДЕ
 Христианство во многом поначалу проигрывало язычеству. Даже в XV в. финские племена Водской пятины (С-Петербургская губерния) поклонялись деревьям и камням и приносили им жертвы.

       А.Шмеман пишет: "Христианство на Руси насаждалось "сверху" самой государственной властью". Своей моралью, своим учением, обрядами оно было чуждо исконному язычеству восточных славян. Между христианством и ВЕДИЗМОМ (общепринято и ошибочно называемом язычеством) началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию - синтезу православия и язычества.

       Один из защитников славянского ведизма Ярослав Добролюбов уже в XX в. выражается более категорично: "Христианство - очень жестокая религия, непримиримая к инакомыслию: "Не мир пришел я принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его". (Матф.10) ...И ведь разделил! Мечом и разделил. А что может быть хуже раздора в семье? Что может быть хуже гражданской войны? Стоит ли этот бог хотя бы одного такого раздора? А сколько было их? И в этом же контексте он говорит: "А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцом Моим Небесным". То есть фактически он подводит к тому, что лучше отрекитесь от отца своего, чем от меня. Поскольку иначе в ад.

       Ведизм менее строг. Он более природен, более естественен. Там в случае, например, засухи вполне приемлемо погрозить в небо кулаком и высказать Сварогу все, что ты о нем думаешь. Христианство же, напротив, за подобное справедливое человеческое "богонедовольство" обещает ад и страшные муки. Русская культура была ЗАДАВЛЕНА христианством. Христианство повернуло её в сторону, ЗАСТАВЛЯЯ ПОСТОЯННО ХВАЛИТЬ САМОЕ СЕБЯ.
В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший архиепископ новгородский, который был не столько богословом, сколько политиком и церковным организатором. Он был двигателем важнейших мероприятий, направленных на укрепление церкви. Соборы, прошедшие в 1547 и 1549 годах, называются "Макарьевскими". На них фактически решали только один вопрос - прославление (т.е. канонизация) русских святых. В 1547 году были канонизованы более 20 человек и положено начало последующим канонизациям святых на Руси. Т.е. до этого момента ОФИЦИАЛЬНО общерусских святых как бы не существовало.
Буквально за 2 неполных года пантеон общерусских святых увеличился сразу на 36 человек! До конца же XVI в. были канонизированы еще 25 святых. Получается, что ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПОЧИТАЕМЫЕ НА РУСИ СВЯТЫЕ БЫЛИ КАНОНИЗИРОВАНЫ МАКАРИЕМ В СЕРЕДИНЕ XVI СТОЛЕТИЯ!

Именно тогда, появились и первые общерусские месяцесловы, в которых пастве предлагалось именоваться указанными христианскими именами!
В последующие годы при Макарии были канонизованы русские святые по всем исконно русским землям: Великий Новгород, Псков, Соловки, Вологда, Великий Устюг, Тверь, Ростов, Москва, Суздаль, Калязин, Муром, Можайск, Смоленск, Пермь и т. д. Всю середину XVI в. на Руси напряжённо работала церковная "фабрика по производству святых".

А что же ответил на всё это обыкновенный народ?
А. И. Клибанов пишет: "Массовая фабрикация святых в середине XVI в. вызвала недовольство в народной среде. Возникали сомнения в святости тех или иных епископов и игуменов, которые сохранились в памяти народной как захватчики крестьянской земли, угнетавшие население поборами, известные своими разгульными пирами...".
Те же крестьяне ПРОСТО НЕ ВЕРИЛИ И НЕ ХОТЕЛИ ВЕРИТЬ в святость тех людей, которые выклянчивали у них деньги, пьянствовали и разбойничали. И приходилось крестьянам выражать своё несогласие и протест "хулой" и "рукоприкладством". Больше нечем!
 В Житии Григория и Касьяна Авнежских описывается что некто именем, сын Иванов, бе же художеством ковач ..., в него же всельшуся духу нечистому, и не токмо хулу на человеки глаголяше, но и на самого бога и на святых его, яко же есть обычай беснующимся творити...
 В 1574 г. крестьяне Ростовской волости сожгли важский Клоновский монастырь. Крестьяне дворцовой Аргуновской волости захватили земли у Троице-Сергиева монастыря.
 В 1577-1578 гг. произошли сильные волнения в Антониево-Сийском монастыре в Подвиньне, куда для наведения порядка был прислан из Москвы специальный "государев посланник". Поводом для выступлений послужило ... составление Жития Антония Сийского! По словам монаха - автора Жития, некоторые из выступавших "крамолующе на святаго хулу держнуша глаголети", т.е. попросту не верили в чудеса и святость Антония.

       В 1551 г. по инициативе Макария был созван собор, который в исторической науке известен под названием "Стоглавый". В ста главах, в которых церковные иерархи выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ русской православной церкви к обычаям славянской старины. Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру ("зернь"), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнес игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и ... ШАХМАТЫ, широко распространённые на Руси! (Однако, спустя 33 года Иван Грозный умирает именно за шахматной доской!)

Русские люди, говорилось в Стоглаве, "разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления". "...В мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут…

Монахов собор призвал довольствоваться всевозможными квасами, а "не пьянственным питием, сиречь хмельными и горячими винами". Редкие в России заморские "фрязские" вина разрешалось пить в монастырских обителях, "во славу Божию, а не во пиянство".
Таким образом, Макарий ПОДГОТОВИЛ русскую общецерковную реформу, направленную на искоренение славянской "старины глубокой". Её осуществление растянулось на 100 лет, и было завершено непримиримым патриархом Никоном, однако ПРИНЦИПЫ и УКАЗАНИЯ, сформулированные Макарием и его временем, легли в основу УНИЧТОЖЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ САМОБЫТНОСТИ в лице древней ведической веры. Поскольку большинство славянских имен и прозвищ были не признаны православной церковью, их ожидала печальная участь забвения.
Самым распространённым именем из-за частого упоминания в святцах, стало Иван: В.И. Даль насчитал 62 Ивана в году. А по данным составителя "Словаря русских личных имен" И.А. Петровского в полных святцах. Иван упоминается аж 170 раз! Отсюда и появился пресловутый - "русский Иван". Ведь Иван (Иоанн) - это упрощенное иудейское имя, звучащее на иврите как Иехоханан, то есть "Иегова да будет милостив". Живая связь с Родными Светлыми Силами осуществляется через Родничок - окошке на темени. Во время ритуала крещения это место замазывается особой смесью, чем перекрывается доступ благодатным влияниям Рода и люди, превращаются в христианских "рабов божьих" . От того – то, еще 1000 лет назад, и стали называть крестившихся добровольно, Иванами, не помнящими Рода (родства) своего.
Отметим, что существует другая версия происхождения имени ИВАН. Возможно, что оно происходит от старославянского слова «благовоние», - приятный запах. и намного ранее пришествия христианства на Руси бытовало прозвище ВАНЬКО, которым именовали ребёнка, имея в виду что от чистого душой и телом человека, когда у него нет внутренних болезней и организм свободен от шлаков, всегда идёт специфический приятный запах.
Однако, сегодня, в ХХI веке, несмотря ни на какие препятствия, постепенно нарастает процесс возрождения национального самосознания, расстановка вех в пространственных и временных координатах, процесс духовного объединения славян. Понимание имён как меток различных сторон жизни наших предков, их нравственных и духовных оценок, достижений или притязаний того или иного человека, несомненно, достойное подспорье в осмыслении и возвращении из умышленного захоронения и неуважительного забвения истории жизни наших предков.

 Именуя своих детей, родными, славянскими, именами вы дадите им на освящённой кровью и потом предков родной земле, место силы, опоры, вы облегчите им жизненный путь, создадите условия для достижения успехов и благополучия в жизни.
Итак, какими именами нарекали детей наши предки:


       Мальчики Девочки

Байко –хорошо рассказывающий
Баломир,Беломир, светлый мир, мир Яви Беломира
Барма - несущий
Баско - сияющий
Баташ -отцовский
Бдигост
Бедислав
Бежан
Белобог – имя бога добра, светлых сил
Белолюб Белолюба
Благовест
       
Благовеста
Благодар
Белобрад


Белогор
Белогость


Балемил, Балемила, -сокр; Балша, Баоша, Бая
Бажен, Бажай, Бажан - желанное дитя Бажена
Белослав - БЕЛ - белый и СЛАВ – славить, Белослава;
 Белун, Белояр, Беляй, Беляк, Белян Беляна
Белка
Белоснежа
Беримир - заботящийся о мире.
Берислав, Борислав – заботящийся о славе Берислава, Борислава,сокр.; Борина, Бория Боряна, Боса, Босна
Берегиня
Берисава, сокр.; Биса Бисения Бисера
Берёза
Благослав - прославляющий доброту, Блажислав, Блажко
Благослава сокращённо: Блага, Благана, Благица
Благомир – гармония и мир, Блажимир, Блажен Благомира
Божко Божок Богиня, сокр.; Богиша, Богна, Божица
Благолюб – любящий порядок, спокойствие Благолюба,
Благомил, Блажен Благомила, Благота Благуша Бладая
Блажа Блажена
Благояр
Благород Благорода
Блестан
Близгост, Близна
Близомир
Боброк, Волынец, Бобрыня, Бова
Богдан, Божко - ребёнок, данный Богом Богдана, сокр.: Божена, Божа, Божедана
Боголепа
Богомил, Богумил - милый Богу. Богумила, Божемила
Богумир, Божимир -
Богуслав, Богослав, Божеслав – славящий Бога Богослава, Богуслава
Богухвал – хвалящий богов Богухвала
Богурад, Божирад
Боголюб Боголюба
Божидар - подаренный Богом, Богуш Богша, Бодин, Бож, Божан, Божедар, Божидар Божидара, Божедара
Божибор – божий борец
Боживой
Божейко, Божен, Божедом
Боеслав
Боиборз, Бой
Бойдан, Бойкан, Бойко Бойка
Болебор
Болеград
Боледруг
Болелют
Болемест
Болемир
Болемысл
Болерад
Болечест
Болеслав Болеслава
Болх, Большак, Бонята, Борай
Борзивой
Борзигорд
Борзират
Борейко
Борживой – полон сил бороться
Борзосмысл - быстромыслящий
Борзун – резче, быстрее, Борзята
Боривит – мудрый,сильный воин
Боригнев –яростный боец
Боривой – яростно сражающийся
Борил - сражавшийся
Бориполк – воевавший со многими
Борислав – славен в боях
Борич -
Борослав, Боруслав – славе в в сражениях, Бортень, Борута Борут Борята, Борко, Борн,
Боримир - борец за мир, миротворец.
 Боща - упитанный
Ботко, Ботук - крепыш
Боян, Баян - сказатель Бояна, Баяна
Бразд
Бранен Бранибор Бранивой Браниволк Бранилюб Браним Бранимир Браниполк
Бранирад, Бранислав Бранитех Бранко, Бранкован, Браносуд
 Братислав - От БРАТИ - бороться и СЛАВ - славить Братислава, Бреслава
Бративой Братило
Братимир Братислав Братодраг Братолюб Братомил Браторад Братослав
Братша
Брезан Бремислав Бренко Бреслав Бретислав Брко Бровка Бронивит Бронислав
Бронута Брячислав
       Бронислав, Бранислав - защитник славы, сокращенно: Броня. Бронислава, Бранислава, сокр.; Бора Брена

Будай Будивит Будигост Будило Будимил
 Будислав Будовец Будорад Буй Буйгнев Буйко Буймир Буйсил

Будимир - миротворец. Будимира
Будислав Будислава, сокр.;Будя, Будиля
Будимила,
Буеслав – славен буйством, неукротимостью Буеслава
Бунислав Бунко Буривой Бурой Буря Бус Буслай Бутко
Бушуй Буяк Буян Былята Быслав Быхан
Вавула Вадим Вадимир Вадислав Важин Вакора
Валдай Валибук Валигора Вандыш Варган Вартислав Варяжко Вас Ватрослав Вацлав

Ведамысл, Ведомысл – мыслящий по Ведам
Ведан Веденя Ведислав Ведогость Ведолюб Ведомир Ведомысл
Ведогор
Ведаслава
Ведана
Везнич Векослав
Векожизн Векомир Векослав
Векослава
Велибор
Велеба Велезвезд Велемир Велемудр Велес Велибуд
Велибор Велига Велигор Велигость Велигур Велидух Велижан Велизар Великосан
Велилюб Велимир Велимудр Велимысл Велинег Велислав Велко
Венд Венд Венцеслав
Велимир - большой мир Велимира, сокр.; Велина, Велинка, Велиша, Велько, Веля, Вела, Велена, Велика
       Велимудр - многознающий.
Велислав - наиславнейший. Велислава, сокращённо: Вела, Велика, Величка.
Велияр
Вепр Вербан Верен Веретень Верещага Верислав Верна Вернигора Верослав Вертигора
Вертижир Вертодуб Верхогляд Верхомил Верхослав Верхотур Вершило
Венцеслав - посвящающий славе, увенчанный славой Венцеслава
Верослав, Вераслав – славящий веру Верослава
Вера - вера, верная. От «ведать Ра» - один из главнейших славянских Прибогов, т.е. «знать бога», Верея Верна, Веруша
Веселин Веслав
Вестислав Вестрень Весяк
Веселин - веселый, жизнерадостный. Веселина, сокр.; Весёла, Веселинка, Весея, Веса, Веска
Ветер Ветран
Вечерник Веш Вешняк
Вигарь
Вид Видбор
Видислав Видогость Видомир Видорад Видослав
Вислоус Витан Витезслав Витенег
Витко Витобрат Витогость Витодраг Витолюб Витомил Витомир Витомысл Виторад
Витослав Витчак Витцан
Вихорко Вица
Велибор Велибора
Вукослава,сокр.; Вуйица, Вукана, Вукота, Вусана, Вуя, Вуяна
Весняна, Весна
Влад Владан Владивой Владидух
Владислав Владияр Владух
Владимир – «владеющий миром».
« в ладу с миром» Владимира, сокр.; Влада, Владана, Владелина, Владета, Владина
Владислав - владеющий славой. Владислава, сокращённо: Владисава, Владица, Владия, Влада
Властимира, Власта, Влата
Властимила, сокр; Власта,Влата
Вишемила,сокр.; Виша,Вишня
 Власт, Властибор, Властимил, Властимир, Властислав

Второй Вук Вукан Вукашин Вукобрат Вуковой Вукодраг Вукомил Вукомир Вукослав
Вуядин
Влесослав Влок Влотко Внебуд Вневит Внегост Внедраг Внезд Внездилищ Внемир
Внемысл Внерад Внислав
Вобей Водима Водовик Воегость Военег Воец Возняк Воибор
Воигнев Воидраг Воимил Воик Воила Воин Войдан Войнята Войсил Воисвет Воислав
Воица Воишелк Войко Войтех Вок Волегость Волелюб Волемир Волислав Волибор Волин Володарь Володимир Волос Волостель Волот Волоток Волуй Волх Волховец Волчок
Вольга
Воробей Ворон Воронец Воротила Воротислав Ворошила
       Воислав - славный воин, сокращённо: Воило, Воин Воислава, Войислава, Войкана
Волеслав Волеслава, Воля
Волк - персонифицированное имя животного мира. От него произошла фамилия Волков.
 Ворон - персонифицированное имя животного мира. От него произошли фамилии: Воронихин, Воронов.


Всеволод - властелин народа, всем владеющий.
Всемил - всеми любимый. Всемила
Всеслав - всеславный, знаменитый. Всеслава
Всеведа
Всенежа
Витомира, сокр.; Витана, Вита,
Вишеслава, сокр.; Вишня, Вышя
Вукослава, сокр.; Вуйица, Вукана, Вукота, Вулета, Вусана, Вуя, Вуяна
Всебог, Всебор,
Всевед Всевид Всеволод Владимира Всегой Всегост Всегорд Всеград Вселюб Всемил
Всемир Всемысл Всеправ Всерад Всесвет Всеслав Всетех Всечест
Всполох Вторак
Выбор Выдра Вышан Вышебор Вышевит Вышегнев Вышегор Вышезар Вышезор Вышата
Вышемил Вышемир Вышемысл Вышен Вышенега Вышень Вышеслав
       Вячеслав, Вацслав, Вышеслав - наиславнейший, сокр.; Вячко - легендарная личность- прародитель вятичей. Вячеслава, сокр.; Веслава Вета

Вязга Вязель Вятко
Вятшеслав Вяхорь Вячегор Вячедраг Вячемил Вячемир Вячемысл Вяченег Вячерад
Вячеслав Вящеслав
Галина, сокр.; Гана, Гая
Гагар Гамаюн
Гвездослав Гвездонь

Гвоздь Главан Глаголь Гладила
Гладыш Глазко Глеб Гнездо
Года Годота Годимир Годин Годислав Годовик Годолюб
Годомысл Годослав Годун Гойко Гоймир Гойслав Голова Голован Голяш Горан Гордей
Гордобор Гордомил Гордята Горибуд Горилют Горимысл Горислав Горобец Горовлад
Горыня Горяин Горяй Горясер Гостибор Гостивит Гостивой Гостидраг Гостимил Гостим
Гостимир Гостирад Гостислав Гостиша Гостомысл Гость Гостяй Гостята
Годослав, Годлав. Историческая личность: Годослав - князь бодричей-рарогов. Годослава, сокр.; Года, Годица, Годна

Голуба – кроткая
Горлина, Горлица, Горяна
Горцеслава
Горазд - искусный, способный
 Горислав - пламенный, горящий в славе Горислава, Горица, Горана, Гора
 Гостемил - милый другому (гостю). Гостемила, сокр; Гостёна
Гостомысл - думающий о другом (госте).
Градислав
Градимир Градко Градобор Градомил Градята
Градимир - хранящий мир. Градимира,сокр.; Грида
 Градислав - охраняющий славу. Градислава, Градиша
Гранислав - улучшающий славу. Гранислава
Гремислав - прославленный. Гремислава
Груша, Грушица
Гремислав Гродан Гродислав Громобой
Громол Грудош Грудый Груя Гудим Гудимир Гудислав Гудой Гудон Гундор Гуня Гусляр
Гутора Гусь
Гудислав - прославленный музыкант, трубящий славу, сокращённо: Гудим
Дабор Давило Дагус Дажьбог Далебор Далемир Далибор Даливит Даливой
Далигор Далигост Далимил Далимир Далимысл Далята Дамир Дан Данибор Данимир
Даньслав Данко Даньша Дарослав Дапамор
Дарен, Дарён - подаренный Дарёна, Дарина, Дара, Даринка, Дарица, Дария, Дарья, Даря

Даролюба
Даромила
Дана, Даница, Данка, Данойка, Данута, Даня
Десислава – найденная слава, Десисава, сокр.; Деса, Десанка, Деска

Двинец Девятой Дедила Дедилец Дедовит
Дедомил Дедослав Дедята Дежень Деиукс Делота Делян Демьстик Дерван Дергач Держан
Держикрай Держимир Держислав Десибрат Десивой Десимир Десирад Десислав Деян
Денница, Даца, Дева, Девата, Денница, Держена
Дина Днестра
 Дубрава
Див
Дивий Дивиш Дивлян Дивоз
Дива, Детава, Детана, Дечяна, Деша, Дея, Деяна, Дивна
Десимир – найденный мир Десимира , сокр.; Деса, Десанка,
Днепр Добр Добран Добри Добривой Добрило Добрит
Добробой Добровест Добровид Добровит Добровлад Добровук Доброга Доброгнев
Доброгой Доброгость Добродан Добродей Добродух Доброжай Доброжизн Доброжир
Доброжит Добролик Добромысл Добролюб Добромил Добромир Добросерд Доброслав
Добровеста
Добродея
Добролюб - добрый и любящий. Добролюба
Добромил - добрый и милый. Добромила
Добромир – пусть будет добрый мир, сокр.; Добрыша Добромира
Добронрава
Добронега, сокр. Доня
Добрыня - добрый Добрёна, Доба, Добра, Добрева, Добрина, Добриня, Добрица, Добриша, Добрия, Доброта, Добряна
Добромысл - добрый и разумный.
Доброслав - прославляющий доброту. Доброслава
Добросвет Добросвета
Довбуш Дойчин Докука Докучай Долговяз
Долгой Долгомил Долгомысл Дольник Домагость Домамер Домамысл Доманег Домаш
Домжар Домислав Доможир Доморад Домослав Дончо Дорогокуп Дорогомил
ДорогомыслДорогосил Дорож
Долгождана, сокр.; Дода, Додола, Дойна, Доля, Доляна

Домаслав, Домослав - прославляющий родню, сокращённо Домаш Домослава, Домна, Домнина, Домона, Домьна
Душа, Душана, Душица, Дуня
Драган Драгобрат Драгогост Драгожит Драголюб Драгомир
Драгослав Драгош Драгувит Дражко
Драгомир – дорожащий миром Драгомира
Драгослав – дорожащий славой Драгосава, Драгослава
Драгиня - дорогая, Дороня Доя, Драга, Драгана, Драгинья, Драгица, Драгия, Драгияна, Драгоя, Драгушла, Дражена, Дражета, Драя, Дрена
Древан Древослав Дрозд Дроцила Дружина Друсь

Дружана
Дубец Дубовик Дубок Дубыня Дугиня Дулей Дулеб Духен Духовлад Духослав Душан

Духовед – ведающий, ведомый духом
Дынко Дюжен Дягиль Дяка Дятел
Единец Елага Еловит Ярумил Есень Есислав Ёж Ёрш

Елень, Елица, Ёлка, Ёсена
Живодана – полна жизненной силы, сокр.; Живойка, Живана, Живка, Жива
Желанна, Желанья, Желя, Жилена
Живослава – жизнь полная славы
Живомира
Жавр Жадан Жадок Жалибор Жалигнев Жалигост Жалидед Жалимир Жалислав Жань Жар
Жаровник Жарок Жарох Ждажир Ждамир Ждан Ждиберн Ждигод Ждимир Ждислав
Ждан - долгожданное дитя. Ждана
Жегло
Жегало Желан Желислав Жерех Жернак Жест Жёлтик
Живан Живко Живобуд Живоин
Живорад Живород Животтьк Жидислав Жидята Жизнерад Жизнобуд Жизномир Жизномира
Жировит Жиромир Жирослав Жирота Жирята Житко Жито Житомир Жихарь Жмурёнок Жунь Журавль
Забог Забожан Забуд Завада Заварза Завид Залом Замята Замятня Заребог
Зареслав Заруба Заслав Захворай Заяц Заян
Забава
Завида
Загляда
Зарена, Зарина Зарица Зария Заря
Заряна,
Заривласта
Заслава
Збигнев Збигонь Збраслав Збыслав
Зван Звана
 Званимир Звездан Звенец Звенидраг Звенислав Зверополк Звонимир Звонило Звонислав
Звяга
Здебор Зденек Здерад Здравень Здышко
Звезда Звездана Звезданка
Звена Звенислава Здена
Зеленя Зелибор Земибор Земибуд
Земидар Земирад Земислав Земко Земовит Земомил Земомысл Зерно
Здрава Здравиша Здравомира
Злат Злата Златана Златина Златица
Златия Златна Златоя
Златан Златимир
Златко Златовлас Златодан Златозар Златосвет Златослав Златояр
Зорислава, Зора, Зорана, Зоряна, Зорена, Зорина, Зорица, Зорка, Зоря,
?Зоран Зоремир
Зореслав Зорко Зоря Зорян Зорен Зуберь
Звенислава - оглашающая о славе.
 Зареслав
Зима - суровый, беспощадный. Зимава
Златомир - золотой мир.
Златоцвета – золотоцветная, сокращённо: Злата
Ива Ивач Ивиц Идан Идар Идарич Избор
Избыгнев Изеч Изявлад Изяслав Ирогость Искр Искус Истислав Истома Истр
Ивица, сокр.; Ива, Ивета
Ирица - райская, сокр.; Ира
Изяслав - взявший славу
Искрен - искренний. Искра

Калина, Каля
Карислава, Карина
Казимир - показывающий мир Казимира, Кази
Квашня Кветан Кветослав Келогость Кий Клён
Кля Клятва Коваль Колобуд Коловрат Колос Колот Колоша Колун Коляда Коптел Копыл
Корепан Корило Корислав Корлин Кормушка сожжён обыске оснятин Космина Кот
Кветана, Квета
Клёна
Косана Косара
Красимир - прекрасный и мирный. Красимира, сокр.; Краса.
Крас
Красимил Красислав Красномир Краснослав Красун Крепимир Крутослав Кручина
Красномира
Краснослава, Красоя
Коштана
Куденя Кудеяр Кумодраг Купала Купало Курбат Кутила
Кудра
Куна, Куница
Купава
Лабуда, Лабуня
Ладомила
Лебедица, Лебедь
Лена Лепа Лепава Лепана Лепойка
Лепосава Лепослава Лепя Лесана
Летеница Лидмила Лиса Лола Люба Любава Любачиста Любимая Любина Любица Любиша
Любовь Любомила Любомира Любомудра Люборада Любосава Любослава Любуша Людмила
Людослава Ляля
Лада - любимая, милая.
Ладимир Ладислав Лан
Ладослава – славящая любовь и согласие
Ладимир - ладящий с миром. Ладимира
Лебедян Лето Лешек Лешко
Линь Лиса Липок Лозан Лучан Лучезар
 Лучезар - светящий луч.
Любим Любислав Любодар Любозар Любомил Любомир Любомудр Любомысл Любор Люборост Любочад Любояр Любша Людек Людин Людмил Людомир Людослав Людота Лют Лютобор Лютобран Лютовой Лютовид Лютогнев Лютоман Лютомир Лютомысл Люторад
Любим - любимый.
Любомила - любимая, милая.
Любовь, Любава – любимая
Любомила - любимая, милая.
Любомир - любящий мир. Любомира – любовь в мире
Любомудра – любящая мудрость
Любосвета – любимая светом
Любомысл - любящий размышлять.
Любослав - любящий славу.
Любояра
Людмил - милый людям. Людмила
Лютобор
Лютояр
Макошь, Мокошь,
Малина
Младомир, Мал, Малой, Младен - маленький, младший. Малуша, Млада, Малиша, Малюта, Мирча Мирчёта Миряна, Млава Млада Младена Младомира
Мал Малогость Малыга Малыш Малюта
Мечволод – владеющий мечом
Мечислав, Мечеслав - прославляющий меч.
Милан, Милен - милый Милана, Милава, Милада, Милица, Мила, Миладинька, Милата, Милая Милева Милена Миления Миленя, Милеса, Милета, Милеша, Милина
Милонега
Милослав, Милован - ласкающий, заботливый Милисава Милислава Милица Милия Милована, Милосава Милослава Милуна Милуния
Милуша Милюша Миля Миляна
Миловзора
Милодара
Милолика
Миломира, Милоня
Милорад - милый и радостный
Мезенмир Микула Мил Милад Милан Милей Милен Миливой Милидух Милко Милован Милодар Милогость Миломир Милонег Милорад Милослав Милота Милош Милонег Милутин Мильц Милюта Миляй Милятин
Миролюб - миролюбивый.
Миробог Мирогость Миронег Миролюб Мироног Мирослав
Мирослав - прославляющий мир. Мирослава, Мира Мира Мира Мирана Мирена Мирина Мирна Миросава
Мирослава Мируна, Мирча Мирчёта Миряна
Мичура Мишата Млад Младек Мната Мнислав Мовеслав Могута Моймир Мокош Молибог Молнезар Молчан Молчун Момчил Мончук Мороз Морозко Моста Мостило Мстислав Мудрослав Мун Мура Мураш Мусат Мусокий Царьград Мухло Мятижир
Молибог – молящий богов
Мстибог – мстящий бог
Надежд Надей Новак Новик Новомир Надежда, Надёжа, Нада Надежда Надия Надия Надя Найдана
Нева Невена
Нега Негомира, Нежа,
Негосава Негослава
Ненагляда
Нова Новица
Огнебор
Обрада
Обрена, Обрения
Огняна
Огневеда – знающая стихию огня
Огневлада – владеющая стихией огня
Олень Оленица
Отрада – дающая радость
Огнеполк
Огнеслав
Огнеяр,
Орёл - персонифицированное имя животного мира.
Овсень Овсяник Огневед Огнедар Огнезар Огнеслав Озим Окунь Олель Олень Орёл Орлин Осина Осмак Осменник Осмомысл Осока Остромир Остромирь Отрад
Пава
Пакобуд Пакомил Пакослав Пан Паря
Переяслав Переяслава
Перуна Перуница, Пламенька
Перван Первой Первонег Первослав Первуша Пересвет Переяр Переяслав Перун ерята
Пламен Подебрад Познан Поле Полель Полян Поток
Полада
Полеля
Потвора
Правдолюб Праволюб Правомил Православ Предмир Предполк Предраг Предислав Преибор Прелюб Премил Пренег Премысл начала Преслав Престан Претимир Прехвал Правда
Первослава
Предислава Предслава
Прибыдруг Прибынег Прибыток Прибыхвал Прибычест Прибыша Привал Придан Прислав Приснослав Прекраса
Пригода
Пересвет - очень светлый.
Путимир - разумный и мирный
Путислав, Путята - славящий разумно. От этих имен произошли фамилии: Путилов, Путилин, Путин, Путятин. Пулкав Пустило Путарь Путивой Путин Путимир Путислав Путисил Путьша Пяст Пятак
Прекраса
Прелеста
Премила
Провид Прозор Прокшиня Просислав Просо Простибор Простивой Простигнев Простимир Простислав Пршемысл
Рая
Радигост - заботящийся о другом (госте).
Радимила, Радмила
Радимир, Радомир, сокращённо: Радим - заботящийся о мире. Радимира, Радомира, Радомира
Радислав, Радослав - заботящийся о славе. Радислава, Радослава
Радмила - заботливая и милая.
Радосвет Радосвета - освящающая радостью.
Рад – весёлый, радетельный Радость, Рада, Радая, Радица Радиша Радия, Радована, Радоня Радоста, Радоша, Радоя, Радуна, Радя
Рагоза Радей Радех Радивой Радим Радимир Радислав Радко Радобрат Радобой Радобуд Радован Радовзор Радовид Радовит Радогой
Радогорд Радогость Радожар Радожир Радолюб Радом Радомил Радомир Радомысл
Радонег Радосвет Радослав Радота Радотех Радочест Радош Радуж Ранко Раножир
Ранослав
Ранислава, Раса
Ририк - Распута Растимир Растислав Растич Ратай Ратебор Ратибор
Ратислав Ратмир Ратша Рах Рахдай Рацлав Рачуйко Рачуйко
Ратибор - защитник.
Ратислав
Ратмир, Ратомир - защитник мира. Ратмира,Ратомира
Рог Рогдай Рогня
Родислав, Родослав - прославляющий род. Родослава
Родомысл – думающий, заботящийся о роде
Родостав – ставящий,основыватель рода
Родан
Родом Родислав Родогой Родогор Родолюб Родомил Родомысль Родосвет Родослав
Родосвета
Ростислав - возрастающая слава Ростислава
Родана, Родна
Рознег Росволод Рослав Ростигнев Ростимир Ростимысл Ростислав Ростислав Роса Росана
Румянец
Руно Рус Русом Русай Русалко Русан Русин Рутын, Рыж Рядко
Русана, Руса Русава, Русна
Рута
Рыса
Ружа Ружана Ружица
Румяна
Садко Самовит Самовлад
Саморад Самород Самоха Санко Саламат
Сбыгнев Сбывой Сбылют Сбыслав Сбычест
Сварог Сваромир Сварожич
Сва, Сватава Сваточна
Свебож Свенторог Светлояр Свет Светибог Светигнев
Светигой Светилюб Светислав Светичест Светлан Светник Светобор Светодар Световик
Световит Светолик Светомир Светомысл Светозар Светокол Светолик Светослав
Светояр
Светава Светана
Светолика
Светомира
Свода
Свободан Своерад Свойбог Свойбор Свойжир Своймир Своймысл Свойслав
Свойчест Свойрад Своята
Святава Святата, Святочна
Святобой Святобор Святогор Святозар Святозор Святомир
Святоплуг Святополк Святорад Святослав Святоша Святояр
Сдебуд Сдевит Сдевой
Сделют Сдемил Сдемир Сдемысл Сдеслав
Сдила Сезем Селимир Семаргл Семовит Семой
Семуша Семьюн Сердомил Середогост Сережень
Серебрена Серебряна
Сивак Сивер Сиводед Сиволап Сивояр
Сидраг Силимир Силослав Силостан Сирослав Синеок
Славата Славко Славен Славер
Славибор Славий Славн Славовит Славолюб Славомир Славомысл Славонег Славосуд
Славотех Славута Славята Славолюба
Славомила
Сладка Сладоя
Слободан Словиша Словута Словена
Слудый Смеян Смил Смирной
Смола Смолига Смык Смысл Снежко Сновид Смеяна
Собеслав Собигорд Собидраг Собимил
Собимысл Собин
Сокол Сокольник Солн Соловей Сонцеслав
Смиля Смиляна
Смирена
Светислав, Светослав - прославляющий свет Светислава,
Светлан - светлый, чистый душой Светлана, Светла Светлана Световшана
Световид,Свентовид - видящий свет, прозорливый
Светозар - озаряющий светом. Светозара, Светлозара
Светолик – светлый ликом
Светояр -
Святогор - несокрушимая святость.
Святополк - предводитель священного войска.
Светополк
Святослав - священная слава Святослава
Славомир - мирнославящий Славомира
Слав Славунья, Слава
Славена Славина Славица Славияна Славка Славна Славна, Славоя Славуйя Славяна

Снежана, Снежина - беловолосая, холодная, сокр.; Снежа, Снеша Соня
Станимир - устанавливающий мир. Спех Спичак Ставр Станивук Стан Станило Станимир Станислав Сташко Станята Станимира, сокр;. Стана
Старовит Старой Старослав Старшой
Стемир Стипко Стогость Стожар Стоигнев Стоик Стоимил Стоймир Стойслав Столпосвет Стоядин Стоян Страж Страживой Стражимир Стражислав Странимир Странислав Стрежимир Стрежислав Стрезибор Стрекало Стрет Стрибог Строймир Стройслав
Судибор Судивой Судимир Судислав Судиша Суровен
Станислав - устанавливающий славу. Станислава
Стоян - крепкий, несгибаемый. Стояна, Станиша, Станча Станша, Сташа, Стея, Стойна, Стойча, Стойша, Стоя
Сияна, Синя - сияющая
Синеока
Таислав Талалай Тас Татомир Тадия
Тата
Таша
Твойслава
Тета
Тиса
Твердимир - от ТВЕРД - твердый и МИР - мирный, мир.
Твердислав - от ТВЕРД - твердый и СЛАВ - славить. Твердислава
Твердолик
Твердибой Твердило Твердимир Твердин Твердислав ТвердодрагТвердолик ТвердополкТвердош Твердята
Творимир - создающий мир. Творимира
Творинег Творирад Творилад Творимир Творислав Творьян
Телепень Тепло Тепта Тешата Тешень Тешигнев Тешигор Тешидраг Тешимир Теширад Тешислав
Тихомил Тихомир Тихомысл Тихорад, Тишина
Тихомир - тихий и мирный. Тихомира
Тихослава
Тича
Толигнев Толимир Толислав Томивой Томимир
Томислав Томила
Третьяк Тримир Троян
Томислава
Томица
Тур - персонифицированное имя животного мира
Уветич Углеша Угоняй Уголёк Удал Удача Уегость
Улеб Улич Умил Умысл Услав Утеш Утешан Утренник Ушмян Улада
Услада
Умила, Умилица
Хвалимир Хвалибог Хвалибор Хвалислав Хвала
Хорошава
Хранислав - хранящий славу Хранислава, Храня
Храбр - храбрый.
Хлебослав, Ходимир Ходислав Хоробор Хоробрит Хортивой Хорс Хотен Хотибор Хотивой Хотимир Хотимысл Хотирад Хотислав Хотко Хотобуд Хотовид Хотомир
Храбр Хран Хранибой Хранибор Хранидруг Хранимир Хранислав
Хрват Хрьсь Хубен Цветан Цветидар Цветимир Цветислав Целимир Цака
Цана - награда
Цая
Цила
Цойя,
Цока
Цоя
Цветана, Цвета Цветава, Цветия, Цвея
Чадогость Чадодраг Чадомил Чадомир Чара, Чаруня, Чаруша
Чаяна
Чаебуд Чаевуй Чаегость Чаеслав Чаестрый Чач Чаян Череда Чесн Чеслав Честа Честен Честибог Честибор Честиброн Честивой Честимил Честимир Честимысл
Честирад Честислав Четверик Четырь Чех Чедомира
Честислав, сокращённо - Часлав, Чеслав - Честислава, сокращённо - Часлава, Чеслава
Чистомил Чистосвет Чистослав Числобог

Чернава – тёмноволосая, смуглая
Чтан Чтибор Чтимир Чтирад Чтислав
Чудород Чура Чурик Чурила Чурослав Чус
Чурослав, Щурослав, - славящий предков Чурослава, сокр.; Чурая, Чуря
Щука - персонифицированное имя животного мира.
Шестак
Шостак Шукша Шумило Шур Щедрик Щекарь
Юша
Яволод Явор Ягнило Ян Яр Ярек Ярец Ярило Яробор Яробуд Яровит Яролик Яролюб Яромил Яромир Яромудр Ярополк Яросвет Ярослав Ярун Ячменёк
Ябланя
Ягла Ягода Ягодина
Яна Янина
Ярмила, Яромила
Яронега – страстная: Ярочна,
Ярило – означает солнце Яруня, Яруша
Яробор
Ярогнев
Яромир - солнечный мир. Яромира
Ярополк - предводитель солнечного войска.
Ярослав - славящий Ярилу. Ярослава,
Яролюба – горячо, страстно любящая
Яромила
Ясна –светлая, чистая, весенняя; Ясена, Ясеня, Ясмина, Ясминя
       




       Очень малое количество славянских имён попало в официальные церковные канонические календари, святцы и минеи четьи. Святомучеников со славянскими именами, пострадавших или что-то сделавших для укрепления христианства на Руси было довольно много, но в каноны они вошли в основном под христианскими именами. Так, некоторые древнерусские князья были канонизированы под христианскими именами, хотя в истории более известны под славянскими именами, например: кн. Владимир Святославич – по крещению Василий, его сыновья Борис и Глеб – Роман и Давид, кн. Всеволод Мстиславич – Гавриил.
Некоторым из них позднее были добавлены именины (поминовение) под их древнерусскими именами. Всё же небольшой группе славянских имён удалось увековечиться в церковных календарях. Ниже частично приведён список, славянских имён и прозвищ, оставшихся в церковных календарях в качестве канонических имён после пересмотра канона в 1891 году (даты даны по новому стилю)

Славянские имена в в церк. календарях после 1891 г Дни именин, поминовения
Баян (Баиан, Боян) 10 апреля
Богдан (Федот, Феодот) 14 янв., 4, 15 марта, 12, 31 мая и др
Боголеп (Феопрепий) 5 апреля, 6 августа, 4 сентября
Боголюб (Феофил) 10, 11, 21 янв., 12, 19 февр., 19, 22 марта и др.
Вадим 22 апреля
Вера 30 сентября, 14 октября
Ветран 3 мая
Владимир 4 апреля, 28 июля, 17 октября
Владислав 7 октября
Воин (Иоанн Воин, Михаил Воин, Святой Воин Новгородский) 12 августа, 5 декабря и др.

Всеволод 24 февраля, 5 мая, 10 декабря
Вячеслав 24 февраля, 5 мая, 10 декабря
Глеб 15 мая, 3 июля, 6 августа, 18 сентября
Горазд 9 августа
Драгутин 12 ноября
Злата 26, 31 октября;
Игорь 18 июня, 2 октября
Кукша 9 сентября, 11 октября
Людмила 29 сентября
Милица 1 августа
Милютин 12 ноября
Мстислав 28 апреля, 27 июня
Надежда 30 сентября
 Олег 3 октября
Ольга 24 июля
Разумник 7 марта, 25 декабря
Ростислав 27 марта, 19 июня
Светлана 26 февраля, 2 апреля, 16 ноября
Святослав 16 февраля
Сила 17 января, 8 апреля, 12 августа
Спас, Спасий 14, 19, 29 августа
Станислав 11 апреля, 7 мая
Ярополк 4 или 5 декабря
Ярослав 3 июня

Позже, в разное время в календари и/или святцы XVII-XIX вв. входили также
следующие славянские имена: Бас, Благослав, Бур, Верн, Володарь, Див, Добрыня, Ждан, Калина, Кветан, Кий, Король, Купава, Любим, Малина, Манил, Милован, Нов, Остромир, Путила, Светлан, Стоян, Томила (Тамила), Якун и другие. В итоге — это около 80 славянских имён!
 Скорее всего, вероятно некоторые христианские имена появились в результате перевода древних славянских имён и прозвищ на греческий, и иудейский язык как исторически возникших в более поздний период, например: Богдан - Феодот , Боголеп - Феопрепий, Боголюб - Феофил, Любовь - Агапе, Вера - Пистис, Надежда - Элпис, и некоторые другие имена.
       К сожалению наиболее рьяные церковные блюстители считали славянские имена, «погаными» поносили всё, что было связано с русскими обычаями, верованиями и культурой. Знающие русскую историю только по церковнописаниям, христианские священнослужители использовали все мыслимые и немыслимые способы возвеличивания своей религиозной идеологии и уничижения дохристианской культуры и религии. Окрестив всё прежнее требующим забвения и презрения, они перечеркнули и осквернили дохристианскую историю и, к сожалению, сумели такое отношение к истории славян за тысячу лет прочно закрепить в народном сознании.
И по сей день многие российские академики, профессоры, доктора наук и их выученики, вместо того чтобы изучать древнюю славянскую религию ведизм, повторяют как попугаи: язычники, язычество, языческая Русь. Многочисленные средства массовой информации закрепляют эту дезинформацию путём создания общественного мнения очень далёкого от реального исторического развития.
Несколько столетий в России существовало только семинарское образование, где главным изучаемым предметом был «Закон Божий». Все остальные научные дисциплины преподавались, опираясь на богословие и прочие христианские учения. На этом и выросла сикось-накось - под крестом, наука об истории славян…
Попытки честных учёных, объективно рассмотреть историческое развитие славянских народов встречают ожесточённое сопротивление церкви, - поскольку раскрывают неприглядные стороны деятельности церкви по христианизации Руси; так и маститых историков, поскольку требуют от них тяжкого труда, и гражданского мужества в переосмыслении сложившихся лженаучных стереотипов.
Давно уже признанная за рубежом достоверным и уникальным источником о развитии славянских народов Книга Велеса (Свято-Русские Веды) и по сей день практически встречает в России отторжение и непризнание, а если признание то с оговорками. Но всегда были и есть ученые, которые осмысливают исторические данные, руководствуясь доброй совестью и честностью, а не политической конъюнктурой и количеством поступающих денежных потоков.
Уже давно прогрессивные учёные за рубежом твердят о необходимости принятия срочных мер для спасения славянских имен. Старославянские двучленные имена нужно спасать, поскольку (воспользуюсь цитатой) "Имена создают систему, которая, выделяясь из всего языка некоторыми специфическими чертами, составляет одновременно часть традиции права и обычаев каждого общества" (Тадеуш Милевский, 1969). Имена для создавшего их народа имеют смысл без перевода (см. таблицу славянских имён). Так же и иноземные, чужие для нас имена, ясны и понятны создавшему их народу.
       Пришла беда, отворяй ворота. Так, в Польше, как считает исследователь Боромир Боровчак, самым опасным является бедствие под названием американизация. Едешь в поезде и слышишь, как отдыхающие призывают своих чад к порядку. Встречаются такие имена, как Анжелика, Линда, Лари, Марк, Денис, Роб, Маркс, Энди, Валентинка… Это, конечно же, результат наплыва низкопробной англо-язычной поп-культуры, особенно бессодержательных фильмов и телепрограмм.
Поэтому, систему славянских имен следует провозглашать и распространять, чтобы она не исчезла и стала более популярной и даже обязательной во всех славянских странах.
Наступило время, когда людям, осознающим себя славянами, при всём уважении к окружающим нас или живущим среди нас народам – необходимо отказаться от этимологически чуждых латинских, иудейских, греческих, англо - язычных имён. Этого требует любовь к Родине, элементарное уважение к истории наших великих предков и инстинкт самосохранения славян как этнической общности. Таковой отказ, безусловно, является делом добровольным основанным на уважении к народным обычаям и действующему ныне законодательству.
Чтобы сохранить существование двучленных славянских имен как этнокультурного знамени, отличающего нас от представителей иных языковых групп, необходимо их широкое распространение в культуре. Это выбор литературных и артистических псевдонимов в форме двучленных славянских имен, введение обязательного славянского имени в организациях национальной и славянской направленности; наименование фирм, магазинов, объединений, улиц такими именами; пропаганда периода раннего средневековья через археологические экспедиции и исторические заседания, ведь все правители в этот период имели славянские имена; наделение героев книг, стихов, фильмов двучленными славянскими именами; издание календарей со списком славянских имен, притом исключительно правильных. Эти имена нужно искать в списках славянских имен, исторических источниках, литературе, а также в окружающих нас названиях местностей, например: Владимир в России, Братислава - в Словакии, Литомысль в Чехии, Златибор - в Сербии, - Ярослав, Вроцлав, в Польше, Боромиров- от имени Боромир в Болгарии и другие. Речь идет о том, чтобы внедрять славянские имена в каждой сфере нашей деятельности: на уровне политики, экономики, культуры, науки. Следует помнить о наших детях, которые вскоре появятся на свет. Подумаем сегодня о родных именах для них!
И уже скоро за рубежом славян будут представлять не Касьян, Игнат, Алина.
Нас будут представлять ВЛАДИМИР…, МИРОСЛАВА…, ГРАДИМИР!...
 Родное имя, это сила и слава по всей Земле!
       © Владимир Федотенко, 2005-2007г.г.

       При написании использовались литература и материалы

1. Боромир Боровчак Двучленные Славянские имена. Перевод с польского
2. Древнерусские и славянские имена в церковном канонеДревнерусские и славянские имена в церковном каноне
© «Русские фамилии», сайт, 2002-2005
© «Узнайте всё о своей фамилии!», рассылка, 2003-2005
© «Русский православный канонический календарь», 2003-2005
© «Древнерусские и славянские имена в церковном каноне», 2003-2005
Copyright © Иванов Андрей, Россия, 2002-2005
 3. М. Б. Оленев Когда и почему пропали русские имена?
 Кто искоренил славянскую старину?
(Или когда и почему пропали нехристианские имена/прозвища?)
       4. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2001.
       5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари, Астрель, 2000.
       6. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра. 1-я
       лекция.//Неопубликованные произведения. М., Наука, 1993.
       7. Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон.
       
       8. Благовест. Православный календарь. www.cofe.ru/blagovest/calendar/2.asp
       Н. Ф. Дробленкова.
       
       9. Соколова Л.В. Литература Древней Руси. Библиографический словарь. 1996.
10. Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории// Христианство и Русь: Сб. статей. Серия "Советское религиоведение". N 2. М., Наука, 1988.
11. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. М., Ин-т философии АН СССР, Мысль, 1987.
12. Шмеман А. Исторический путь православия. YMCA-PRESS, Paris, 1985.
       13. Русское православие: вехи истории /Научн. Ред. А.И.Клибанов. М., Политиздат, 1989.
       14. Корецкий В.И. Борьба крестьян с монастырями в России XVI-нач. XVII в.//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958.
       15. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М.-Л., 1938.
       16. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Новосибирск, Наука-Сиб. Отделение, 1991. 2001 г.
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.croco.net e-mail,warrax@skeptik.net
This page last modified 22-11-XXXVII A.S.
       Copyright © 2001-2002
       Автор сайта : Любомир (Виталий Мельников) "Язычество славян" http://paganism.msk.ru