Фронтовые дороги

Зинаида Королева
Марьин Степан Поликарпович

Степан Поликарпович родом из села Сазоновка, что находится в Старо-Юрьевском районе Тамбовской области. Степан Поликарпович рассказывает:
– После школы я три года учился в Новиковском педучилище, а тут мне как раз восемнадцать лет исполнилось и меня через военкомат направили учиться в Мелитопольское военное авиационное училище штурманов. Там и война застала меня. В первую же ночь аэродром осветился множеством ракет, и немцы начали бомбёжку по уничтожению техники. А всё дело в том, что вокруг Мелитополя было множество немецких поселений, образовавшихся после Первой мировой войны. В октябре 41 года перебазировались в Казахстан в военно-авиационное училище штурманов. Аэродромы были в Новоузинске, в Александров Гай, в Пугачёве. В конце 42 года училище расформировали. Курсантов с младших курсов отправили на фронт, а 150 отличников направили в Казань в ЗАП (запасной авиационный полк). А уже оттуда в 18-й запасной полк фронтовой авиации с распределением по маршевым полкам, прибывающим на пополнение. В 42 году до мая 43-го все авиаучилища выпускали курсантов в звании сержант. Получалось несоответствие: техник самолёта – лейтенант, а лётчик – сержант. Так до декабря 1942 года я был в ЗАПе. В это время вышел приказ Сталина: «Временно для подготовки стрелков – истребителей использовать штурманов». И нас, сто штурманов, направили в Куйбышев для переподготовки на воздушных стрелков. На всё обучение давался месяц.
В январе 43 года для укомплектования авиаполков часть курсантов послали в корпус генерала Каманина, на аэродром посёлка Запрудня. Так мы прибыли на Калининский фронт в качестве воздушных стрелков, в звании сержантов. Аэродромы наши были в городах Кимры, Димитров. Совершали вылеты на Великие Луки, Торопец, Смоленск.
В мае 1943 года всем сержантам лётного состава присвоили звание младшего лейтенанта. Наш корпус перебазировался под Воронеж (Бутурлиновка). Велась подготовка к наступлению на Курской дуге. В июне перебазировались на аэродром Старого Оскола и начались боевые вылеты. В конце июня перелетели в самое сердце Курской дуги – в Обоянь.
5 июля начал боевые действия Рокосовский на Центральном – Орловском направлении, а мы шли на Прохоровку. В корпусе Генерал-майора Каманина было две дивизии штурмовые и одна истребительная. 12 июля в боевые действия вступили силы Воронежского фронта под командованием маршала Ватутина. В составе фронта действовала 2-я воздушная армия бомбардировочной авиации под командованием генерал-лейтенанта Красовского и армия штурмовой авиации генерал-майора Каманина. У штурмовиков на вооружении был самолёт Ил-2, который наши называли «воздушный танк», а немцы – «чёрная смерть». Самолёты были оснащены двумя пушками 23мм., двумя пулемётами скорострельными – реактивными. Он мог поднимать до 600 килограмм бомб. У воздушного стрелка для прикрытия задней полусферы имелся пулемёт УБТ 12,6 мм.
Основная задача истребителей, сопровождающих штурмовиков – отпугнуть противника, не дать прицелиться по нашим самолётам. Когда фронт приблизился к Харькову, к Киеву, два полка штурмовиков и один истребителей перелетели на аэродром Браворы под Киевом. Пехота форсировала Днепр, а мы «прикрывали» правый берег, который занимали немцы – мешали им вести прицельный огонь по нашим войскам, уничтожали технику.
Киев освободили пятого ноября, и мы перебазировались на аэродром Белая Церковь, участвовали в боях по уничтожению Корсунь–Шевченковской группировки, летали бомбить Васильков, Фастов. Это было в феврале 44 года, стояла плохая погода – слякоть, морозы. И взлетать, и садиться самолётам было плохо, шли юзом. 18 февраля группировка была полностью ликвидирована и мы перебазировались на аэродром Бердичев, вели плановые боевые действия в интересах 1-го Украинского фронта (бывшего Воронежского) фронта. В апреле 44 года ранило генерала Ватутина, а 14-го апреля он скончался. В августе 44 года 5-й штурмовой корпус Каманина из 1-го Украинского фронта передают во 2-ой Украинский под командование маршала Малиновского. Из Польши в ноябре 44 года перебазировались на аэродром Роман (Румыния), Брашов, Сибиу и Дебрецен (Венгрия), помогали наземным войскам в уничтожении противника. На аэродроме Дебрецен готовились к операции по захвату г. Будапешт. В это время пришел приказ главкома: отобрать лётный состав, закончивший авиационные училища и не используемый по назначению, и направить в ночную бомбардировочную авиацию в подчинение генерал-полковника Горюнова, которая готовила операцию по захвату Будапешта, Братиславы, Вены, Брно (Чехословакия).
Победа меня застала в Брно 11 мая – там отдельные соединения Власова и других изменников бились до последнего патрона и стремились перейти в англо-американские войска. Танковые войска 1-го Украинского фронта маршала Конева отрезали отход власовцам, пленили их и отправляли в Сибирь. После этого перебазировались в Подмосковье на аэродромы в Гарий, Дмитров, Вербилки. Уже была другая материальная часть. В 1946 году бомбардировочную дивизию передали в Воздушно Десантные войска (ВДВ).
Летали на самолётах ЛИ-2, затем на ИЛ-12 ТУ-4, АНТ-12, ИЛ-76, , Был штурманом авиационного полка. Служил до 1960 года Демобилизовался по состоянию здоровья. Переехал в Тамбов. С 1961-го по 71-й годы работал в заводе «Комсомолец» в конструкторском бюро. С 71–го по апрель 87-го года работал в заводе «Электроприбор» инженером ОТК цеха № 6.
Имею награды: три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны второй степени, медали: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За освобождение Киева», «За взятие Вены, Будапешта» и других городов. Всего 20 штук.
Шестнадцать лет ухаживал за парализованной женой. В 2004 году схоронил её. Живу один – дочери живут далеко: одна на Украине, другая в Ленинграде. Одиночество скрашивают добрые соседи, спасибо им.
Степан Поликарпович прошел трудный, но славный путь. На каждом его отрезке оставались добрые, верные друзья: фронтовые, по службе в мирное время, в коллективах двух заводов. Но время быстротечно и сурово, особенно в последнее десятилетие, большинство друзей покинули мир наш бренный. Но рядом с ним такие же добрые, как и он сам соседи и незабываемая память о друзьях, о прожитых и пережитых годах, о фронтовых дорогах.
2005 г.