Роберт Грэйвс. Пеласгасийский миф о сотворении мир

Николай Ефанов
       ПЕЛАСГАСИЙСКИЙ МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА

       А началось всё так - Эвринома, богиня всего сущего, вынырнула нагая из Хаоса, и не было у неё возможности на что-нибудь опереть ступни своих ног; итак, одинокая, она кружилась над волнами и в танце отделила море от неба. Её танец длился в течение полудня, а ветер, что веял вслед за ней, самоуверенно приписывал себе все её деяния. Она же, продолжая танец, поймала этот Северный ветер и растёрла его меж ладоней, и предстал перед ней великий змей Офион.
       

       Эвринома танцевала, чтобы разогреться, движения её становились всё более и более стремительными, Офион, полный страстного желания, обвился вокруг её божественных чресел и совокупился с ней. Всем известно, что Северный ветер, зовущийся Бореем, оплодотворяет; собственно, поэтому кобылы часто поворачиваются к нему задом и зачинают без жеребца. Таким же образом и зачала Эвринома.*
       

       Затем она приняла облик голубя и долго парила над волнами, пока не принесла яйцо Вселенной. По её просьбе, Офион несколько раз обернулся вокруг яйца, согревая его до той поры, пока оно не лопнуло на две части. Из яйца посыпались дети Эвриномы - всё сущее: солнце, луна, планеты, звёзды, земля со своими горами и реками, деревьями, травами и всем живым.
       

       Эвринома поселилась с Офионом на горе Олимп, но Офион разгневал ее, постоянно твердя, что именно он сотворил всё сущее. Эвринома пяткой разбила ему голову, выбив при этом зуб, и отправила в мрачное подземелье.**
       

       Потом богиня сотворила семь сил земных и над каждой поставила пару титанов - мужчину и женщину. Гиперион и Тея управляли Солнцем, Атлас и Фойбе - Луной, Криос и Диана - Марсом, Койос и Метида - Меркурием, Кронос и Рея - Сатурном. ***
       

       Первым человеком был Пеласг, предок Пеласгов. Произошёл он из земли аркадийской и за ним пришли другие, которых он научил строить дома, питаться желудями и шить туники из свиной кожи. Подобную одежду и сейчас носят бедные люди на Эвбеи и в Фокиде.****


*). Плиний, «Естественная история», 1У.35 и УШ.67;
Гомер, «Илиада», ХХ.223.


**). В греческой литературе скрывается единственный соблазнительно обманчивый отрывок этого доэллинистического мифа. Самые большие его фрагменты мы можем найти у Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (1.496-505) и у Цецеса «О Ликофроне» (1191). Миф этот содержится и в орфических мистериях, что оставляет некоторую надежду на его возможную реконструкцию, на основании фрагментов из Бероссоса и космогонии финикийцев, дошедшей до нас через Филона из Библоса и через Дамаския; из элементов ханаанских в гебраистской истории сотворения; из Гегинуса («Фабулы, 197); из беотских легенд о молочных зубах и из древнего обрядового искусства. Совместные жертвы Пеласгов, Пелория, подтверждают допущение, что все Пеласги были потомками Офиона (Атенайос, 14.45.639-640), также Офиона часто олицетворяют с Пелором или «чудесным змеем».


***). Гомер, «Илиада», У. 898; Аполлоний Родосский, П. 1232;
Аполлодор, 1.1.3; Гесиод, «Теогония», 133; Стефан из Византии под именем «Адана»; Аристофан, «Птицы», 692; Клеменс из Рима, «Гомилии», У1.4.72; Прокл, «О Тимее Платона», П.307.


****). Павсаний, УШ. 1.2.


1. В этой архаической религиозной системе не было ещё ни богов, ни их служителей, а только универсальная богиня (женщины были полом доминирующим и мужчины вынуждены были почитать их почтительными жертвоприношениями). Отцовство не признавалось. Зачатие приписывалось силе ветра, съеденной фасолине или случайно проглоченному насекомому. Родство устанавливалось по женской линии, змеи почитались вместилищем мёртвых. Эвринома - «дальняя путница» - титул богини Луны. В Шумере она носила имя Ягу («принёсшая голубицу»); титул этот перешёл позднее на Иегову, как на творца сущего. Эту голубицу символически отлавливал Мардук во время «Праздника Весны» у древних вавилонян, когда, с приходом, последней устанавливался на земле новый жизненный цикл.


2. Офион или Борей - змей Демиург из древнееврейской и египетской мифологии, в искусстве ранних культур средиземноморья, он всегда изображается рядом с богиней. Рождённые из земли Пеласги, всегда считали себя произошедшими из зубов Офиона и были именно тем народом «расписной керамики» периода неолита. Они пришли на полуостров из Палестины около 3500 г до Р.Х., а когда, через семьсот лет, эллины перебрались через Киклады из Малой Азии, то они уже застали Пеласгов на Пелопоннесе. Однако со временем название Пеласги распространилось на всё население доэллинистической Греции. Так даже Еврипид (цитируемый по Страбону, У.2.4) записывает, что по прибытии Даная и его пятидесяти дочерей в Аргос Пеласги приняли имя «Данайцев». Осуждение их разнузданности (Геродот, У1.137) относится, скорее всего, ко времени доэллинскому и возрождает обычаи совершения эротических оргий. Страбон рассказывает в этом же фрагменте, что жители Афин были известны как «Пеларги» («аисты»): очень быть может, что аист был их тотемом.


3. Титаны («властелины») имели свои эквиваленты в палестинской и вавилонской астрологии, где были планетарными божествами управлявшими семью днями недели; быть может, их культ ввела ханаанская или хеттская колония, основанная на коринфском перешейке вначале второго тысячелетия до Р.Х., или ещё более ранние обитатели Эллады.


4. Когда же культ титанов был ликвидирован в Греции, и семидневная неделя исчезла из официального календаря, высказывались предположения, что на самом деле титанов было двенадцать, по числу знаков Зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефаний из Византии, Павсаний и иные предлагают различные перечни их имён. В вавилонской мифологии планетарными владыками были: Самас, Син, Нергал, Белтис и Ниниб (все мужского пола за исключением Белтис, богини любви). В германской же мифологии, которую кельты заимствовали в западной части средиземноморья, воскресенье, вторник и пятница управлялись титанами женского пола.


5. Из мифа о Ниобе мы знаем, что правили они парами, как сыновья и дочери Эола, и эта система пришла в доэллинистическую Грецию из Палестины, где такие пары выступали как охранители интересов богини. Количество их с четырнадцати было упорядочено до семи.


6. И вот, как выглядели эти планетарные силы: Солнце владело светом, Луна - очарованием, Марс - ростом, Меркурий - мудростью, Юпитер - законом, Венера - любовью, Сатурн - миром. Классическая греческая астрология была вполне сродни вавилонской и поручала эти планеты заботам: Гелиоса, Селены, Ареса, Гермеса (или Аполлона), Зевса, Афродиты и Хроноса. Из латинских наименований этих божеств происходит название дней недели у французов, итальянцев и испанцев.


7. В конце концов, говоря языком мифа, Зевс проглотил титанов, а вместе с ними и своё прежнее воплощение; так же, как и евреи, в Иерусалиме, чтили Бога трансцендентального, соединявшего в себе все планетарные силы; теория эта находит своё подтверждение в семируком светильнике мира и в Семи Столпах Мудрости. Семь колонн планетарных было установлено ещё в Спарте около Гроба Коня, по мнению Павсания, они связаны с очень древними легендами, уходящими своими корнями к египетским обрядам, принесённым на землю Эллады Пеласгами. (Геродот, П). Неизвестно получили ли эти представления евреи от египтян или наоборот, но, как хорошо известно, Зевс Геллиополитанский, о котором пишет А.Б.Кук в своём «Зевсе» (1.570-576), имел явно египетское происхождение: передняя часть его одеяния была украшена изображением семи планетарных сил, изображения остальных олимпийцев украшали тыльную её сторону. Бронзовые статуэтки этого бога были найдены в Тартессе (Испания) и в Библосе (Финикия). Мраморная стела из Марсилии представляет нам шесть бюстов сил планетарных и полное изображение Гермеса, который занимает в ней самое привилегированное место, что правдоподобно: Гермес - творец астрономии. В Риме Квинтий Валерий Сорений выступал с доказательством того, что Юпитер является богом трансцендентальным (хотя, в то время, он уже не занимал подобного места ни в Марсилии, ни в Тартессе, ни в Библосе).


8. Однако нигде нет официальных упоминаний о том, что планетарные силы действительно входили в олимпийский культ. В Греции они почитались инородными, и считалось непатриотичным их упоминание (Геродот, 1.131). Аристофан («Мир», 403) вкладывает в уста Тригалоса слова: «Луна и этот старый ловелас Солнце» и эти слова замыкают список лиц, имеющих целью передать Грецию в руки персидских варваров.


9. В утверждении Павсания, что Пеласг был первым человеком, есть отголоски неолитической архаики, в классические времена, сохранившиеся в Аркадии.