Паломничество на остров Кий. Отзыв на публикацию С

Фаина Канашева
Отзыв на публикацию Светланы Хохловой «Паломничество на остров Кий»

 

       Для многих читателей газеты «Истринские Вести» приятным сюрпризом оказались публикации в текущем году под рубрикой « Путешествие».

Это очерки и воспоминания о совершенных некоторыми жителями Истры путешествиях, экскурсиях и походах. Например, в № 40 опубликован очерк-воспоминание Ирины Огородновой о поездке по местам малой родины в Ярославской области, по селениям, упоминаемых еще в поэме Некрасова, по местам, являющимися частью «Золотого кольца России». В этом очерке сделан экскурс в историю этих мест с иллюстрацией фотографиями. В поездке Ирина с мужем наблюдали возрождение у жителей интереса к прошлому и гордости за свою малую родину.

Да и сама эта публикация с названием «У глубинки собственная гордость» явно способствует тому же воспитанию любви к малой родине у Истринских читателей.

       А вот в газете № 39 к международному дню туризма - короткий очерк Юрия Грома, известного инженера, спортсмена, туриста - о походе, совершенном группой туристов-водников по реке Северного Урала «По уральской Вишере Алмазной», по которой они сплавлялись на катамаранах, проплыв 140 километров вниз по течению. В рассказе тоже сделан экскурс в историю реки и тех мест, но, несомненно, и выражено то впечатление, которое участники похода испытали и то, что такой поход прекрасный отдых, лучше которого трудно назвать другой способ отдыха. Закончен этот рассказ (очерк) лозунгом, который увидели путешественники на турбазе «Затерянный мир», где окончилось их плавание: «В жизни есть мгновения, ради которых стоит жить».

       И вот большая публикация - серия очерков Светланы Хохловой, о совершенном ею с подругой путешествии -"Паломничестве на остров Кий", в шести номерах газеты №№34,35,36,37, 38,39. Можно с уверенностью сказать, что решиться на такое путешествие может даже далеко не каждый автомобилист-мужчина, потому что это «паломничество» - явление исключительное, хотя бы уже потому, что как пишет автор, она «…толком не знала, какой к нему (к острову) предстоит путь». Особенно, если учесть, что остров-то находится в Белом море.

Но писала она: «Архангельский край манил заповедной исконной русскостью» и..помолившись Сергию Радонежскому и Никону «помогите Батюшки по Руси проехать!» поехали.

       Особенность этого «проезда по Руси» сразу проявляется для читателя в эффекте его присутствия, создании впечатления, что он едет вместе с автором в той же машине.

В самом деле, кто ездил на машине, согласится, как ярко и образно отражено начало пути, особенно, когда они попали под ливень: «…исчезло все окружающее, кроме размытых дождем света встречных фар,...часа полтора плыли в шумящей воде, обзаведясь двумя широкими, выпуклыми водными плавниками, что вырастали из под колес, ехали, обдаваемые тугими фонтанами таких же плавников со «встречки».

       Но вот после второго дня пути: «...мы въехали в белую Архангельскую ночь. Она стала приятным сюрпризом-во-первых, испытали ее впервые, во-вторых, она красива, в-третьих, можно продолжать движение, экономя драгоценное время»

Да!(извините, мое мнение Ф.К) Архангельская белая ночь, она ведь еще удивительнее, чем Петербургская(Ленинградская). И если там «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», то здесь нет этих получаса. Можно видеть, стоя на набережной Архангельска, как ко времени полуночи (к 24часам) солнце сядет на воду и, не погружаясь в нее (не заходя за горизонт), снова начинает подниматься. Приходилось видеть это не раз (Ф.К).

       Но вот далее Светлана пишет: «Мы продолжали путь среди прекрасных пейзажей...навстречу неслись сосновые леса с белым мхом, северные полноводные реки» Да!(извините, трудно не выразить и здесь своего мнения. Ф.К.) Белый мох - еще одно удивительное явление (произведение) природы, существующее только в сосновых лесах, северных, в основном, неоднократно приходилось видеть, когда удавалось ходить за грибами, хорошо видными на этом белом ковре мха. Подойдешь к грибу, пошлепаешь ладонью по его бурой шляпке, послушаешь, как гудит под ним грунт -супесчанная почва- и срежешь его, этот гриб, крепкий, чистый с изумительными запахом. Ф.К.)

       Далее читатель тоже, как бы, наблюдая из машины по дороге к Архангельску, видит: «…по пути все больше попадаются деревни, здесь живут люди, старые, средние, молодые и дети. Много мужчин - не алкашей, не господ с надменными барскими лицами, нормальных трудящихся людей… даже вдруг возникло чувство покоя, незыблемости бытия».

       В Архангельске Светлана с приятным удивлением обнаруживает, что «…северяне доброжелательны, они не спешат, не раздражаются, они приветливые, несуетливые, обстоятельно объясняют, как проехать».

 Да! Все это с чувством собственного достоинства коренные северяне сохранили от своих предков, неизведавших ни татаро-монгольского нашествия, ни крепостного права.

Вот, например, что писал об этом еще в 1856 году известный писатель Сергей Максимов в книге «Год на Севере»: «Человеку, прибывшему из крепостной России, была в диковинку лишенная приниженных интонаций речь мужиков, независимая манера держаться и приятно поразило чувство собственного достоинства северных крестьян». Все это было следствием того, что с 1478 года, после присоединения Новгорода к Московскому княжеству (государству) Северные крестьяне были приписаны в разряд государственных. И это же подтверждалось позднее указом Екатерины второй в 1764году. Однако, монастыри имели своих крепостных крестьян. (Ф.К.)

       После Архангельска и Северодвинска, из которого путешественницы не рискнули тогда ехать в Онегу, полюбовавшись окрестностями и морем: «стоим белой синей ночью у Белого синего моря. Влажный, ласковый ветер дышит теплом, мерно шумит прибой», поехали в Пинегу. А это опять через Двину и Архангельск по правому берегу Двины, а затем тоже по правому берегу реки Пинеги по грунтовой дороге до поселка Пинега, километров двести от Архангельска, чтобы посетить заповедные Пинежские места.

       И опять перед читателями по воле автора «летит дорога, выравнивая повороты, летят синие реки с разлитыми в них сиреневыми и розовыми пятнами небесного света. Въезжаем в Архангельск (уже во второй раз Ф.К) по длинному мосту через обширные воды Двины, на реке стоят суда. Минуем спящий город, (Белая ночь) и останавливаемся на холме. Четыре часа утра, спать…Просыпаемся - солнце и птичье многоголосье. Проехав немного, останавливаемся у леса, умываться и пить чай». «Очарование Пинежского края», так названа эта часть поездки от Архангельска до поселка Пинега, что на правом берегу реки Пинега. Ознакомившись с заповедными местами Пинежья, узнав много нового об истории края, они все же решают: «как бы хорошо не было на Пинеге, а главная цель нашего путешествия – Кий- остров. Решено: едем».

       Поехали, решив узнать о том, как ехать в Северодвинске. И вот опять Архангельск, Двина, Северодвинск. И… «километров через тридцать после Северодвинска кончилось асфальтовое покрытие. Едем в полном одиночестве по широкой грунтовой дороге, посыпанной гравием, тряско, машина гремит всеми железками». Проехав около 250 км, прибыли в Онегу - город у Белого моря. После знакомства с городом и его историей искали, как добраться до острова Кий. Но не так-то просто оказалось на него попасть, почти невозможно. Но « не для того добирались сюда полторы тысячи километров по бездорожью, рискуя сгинуть в глухих Архангельских лесах, чтобы ни с чем возвратится обратно».(Браво, Светлана! Ф.К).

       Но вот, преодолев препятствия, «…мы шли на теплоходе по полуденному морю в сторону острова Кий», чтобы во время экскурсии по острову «осматривать грандиозные руины крестовоздвиженского монастыря, который входил в особое сакральное пространство замысла патриарха Никона».

       Много интересного узнали путешественницы из истории Кий-острова, и монастыря на нем. Когда осматривали остров: «…был отлив, мы шли посредине моря по обнаженному каменному дну Белого моря..уселись на теплые камни. Море и тишина. Мы вдвоем и больше ни кого. Мы в раю? В сердце начинается ликующая радость: Господи! Слава тебе! За то, что уберег нас в трудной дороге, за красоту и возможность ее воспринимать». (Конечно же, можно понять эмоциональное состояние этих двух смелых молодых паломниц-тружениц - достигнута все-таки главная цель. Ф.К.)

       Однако, неутомимые путешественницы Светлана и подруга ее не поехали сразу после этого домой, а еще и посетили Антониево-сийский монастырь, свернув для этого с Архангельской трассы в сторону Двины, реки Сия и озера, где стоит монастырь и только после этого поехали в южную сторону, но и то по пути тоже много по грунтовым дорогам. Заехали в город Котлас, а из него в Устьюг, но и на этих дорогах они не уставали любоваться северными просторами и природой этих мест, "пейзажи и виды которых стоили не только моего фотоаппарата, но и кисти художника…»

       «..Ранним утром, часа в четыре началось такое птичье пение, что мы дважды останавливались, чтобы наслушаться. Запомнить!»

       Побывав в Котласе и Великом Устьюге, хорошо узнав прошлое и настоящее и этого края, запечатлев фотоаппаратом достопримечательности, как и все предыдущие места, они только тогда поехали в сторону Москвы. Но и эта часть пути запечатлена в публикации замечательно.

 

P.S.В газете «Истринские вести» №№42, 43, 44 опубликовано новое путешествие Светланы Хохловой «Праздник любования осенью».

 

Фаина Канашева.

Октябрь 2008г