Путешествие щепочки

Николай Катаев
Путешествие щепочки.

Сказочка.

Однажды в одной запруде, недалеко от деревни повстречались две щепочки. Они при встрече познакомились и обменялись дружескими рукопожатиями. Их в друг друге удивляло то, что одна была красная, а другая сероватая и пахла дубом. Красную щепочку звали Лопо, а сероватую пахнущую дубом звали Печо.
Запруда была илистой и дурно пахнущей. Но вот сильный ветер разыгрался, наделал волны, щепочки волной отхлынуло от берега, где они и повстречались, и их понесло дальше по течению. По пути они разговорились и каждый по очереди рассказал свою историю.

Первый рассказал Лопо.

-- Знаешь, Печо, я много видел в своей 150-летней жизни, но что удивительно было да-к это мое самое теперешнее состояние. В прошлом я был стволом дерева, то есть в составе ствола. По мне как сейчас помню своими старыми жилами, тёк сладкий-сладкий сок. По мне проходили 70-е и 93-е кольцо жизни, по мне переплеталось два сучка: и какой-то знаток по дереву распознал во мне - красное дерево. Несколько раз он подходил к нашему корню и разглядывал от низу до кроны. Его похлопывание по коре до сих пор отдается в моем жалком состоянии.

А потом случилось то что называют рубкой. Меня срубили. Отрубили сучки и бросили в кучу с другими стволами, и я узнал среди многих лиц - тех, кто бросал – лицо того, кто оглядывал. Он был кудрявый, и его целеустремленный взгляд помог определить в нем, что он не простой человек: и, кстати, он был с бородой, меня это несколько успокоило, что все-таки не зря хоть лишили корня.
Какие-то парни меня завалили подобными моими братьями. Когда мы тряслись в одной куче, мы все перезнакомились и рассуждали: «Куда нас могут эти лица направить?..». Ну, и договорились о том, что, если ни встретимся, то будем помнить каждый свой корень всем своим строением, каждой щепочкой.
Потом нас свалили неаккуратно. Те лица ругались между собой, их было противно слушать.

Что я ощутил, - самое страшное в моем существовании – так это визг страшных чудовищ, около которых – подобные тем лицам, - суетились, что-то делали. Этот пронзительный визг тоже своим состоянием помню до сих пор. Мой ствол – странное чудовище, - взревев, стало грызть, да так быстро, что от меня был отрезан один мой сучек, и он отделенный от меня как бы стал похожее на меня, но это уже был не ствол, не одно целое мое существо. Эти дяди курили, и их голоса выдали, что "мы уже доски - 10-ки и 5-ки". А, что я забыл сказать, так это то что, чудовище звали - пилорамой. Так быстро грызет!
А что еще пришлось претерпеть прежде, нежели оставить мою доску в покое. Ее еще раз распилили вдоль и поперек, а потом ей присвоили размер и название – паркет.

Знаешь Печо, это, наверное, скучная история. Я ведь щепка от красного дерева и мне осталось только сгнить в этой воде и превратиться в перегной лежать в этой реке набухшим водой и выглядеть никчемностью. Может я зря все это тебе рассказываю, а?

Что ты Лопо, мне ни сколько не наскучило слушать тебя. Твое благородное происхождение наоборот подталкивает меня рассказать что-то о себе. Но я сперва выслушаю тебя.

Ладно, слушай. Таким образом, став паркетом, меня куда-то еще раз запихали, и щекотливая машина протянула меня во всю длину, а тот дядя, который меня в руки взял, сказал: «Отличная шлифовка как в зеркало смотреться можно!» Я тогда понял, что это было за щекотание. Потом меня стали клеить к фанере. А когда положили под пресс, долго-долго ужимали, так и бросили, и ушли. А когда вернулись, стали хвалить: «Отличный паркет получился!»--И как ты думаешь, куда я потом попал: где я оказался?.. В храме!!! В православном храме. Да-а,-приуныл Лопо, - я там был недолго .Циклевщик паркета пристраивая мою клееную фанеру, отрезал меня, и в последствии я оказался ненужной частью, меня не могли никуда пристроить. А дети бывшие рядом ,шалили, и прихватили мой остаток с криком: это наш кораблик ,бросили в пруд. Я там долго лежал. Но однажды зимней порою, я испытал на себе нечто необыкновенное. Как раз надо мною рубили лед. Долго рубили .И получилась прорубь в виде креста. Меня осенила догадка: может не все еще потеряно, может я еще нужен людям. Но другое было надо мною. Пришел человек, которого я узнал по своим ощущениям. Это был тот человек, тот самый человек, который рассматривал мой ствол с корня – это был он. Он был священником. Он читал удивительные молитвы над этой водой, в которой лежал я, уже набухшим. Во мне появилась сила необыкновенная, я ее ощущал всем своим остатком и пропитанностию что была во мне. Сила мгновенно осенила меня и пространство вокруг меня и я первый раз в жизни, уже жалким своим существом ощутил на себе священнодействие, хотя в тех молитвах и не было обо мне и речи, но моя наполненность водой во мне произвела благостное умиротворение и радостное действие - и стало моим состоянием.

Это было несколько продолжительное время, но с приходом ночи, это действие стало слабеть и слабеть, а потом его и совсем не стало. Вот воспоминание об этом подкрепляет мои силы.

С наступлением лета, что-то вода замутилась-замутилась, что-то подхватило меня и опять бросило, и я оказался на земле. Интересно наблюдать, как испаряется влага, ты сразу худеешь и легчаешь, на десятки даже на сотни грамм. А воду замутило какое-то чудовище, как человек, только с одной рукой. Так я оказался в своем похожем как сейчас виде первый раз.
Потом какой-то малый, меня долго пинал под гору и смеялся а потом как пнул и я оказался вот в этом ручье, где и сейчас .
Удивительная у тебя история Лопо, .Ты столько натерпелся . Даже испытал на себе благодать крещенской воды.

- А это было Крещение??? - сильно удивился Лопо.
- Да то было крещение.
- А откуда ты знаешь, что это было Крещение?
- Я несколько позже тебе расскажу об этом. Но начну о себе рассказывать по порядку ..
- КАК я узнал от своих сородичей, мы дубы живем до семи тысяч лет (!)на корню. Но кто-то
и меньше. Крепость своей структуры я ощутил в возрасте 180-ти лет. Моя настоящая щепа насчитывает период от 180-ти до 230-ти лет по кольцам жизни. Но моему корню было более чем 300 лет. Меня подобно тебе срубили, обрубили сучки, на зубастой адской машине разделали, и я превратился в брус 150х50 см. в размерах. Меня голого без коры бросили в воду, и я только услышать смог : «чем дольше дуб в воде тем крепче становится».Через какое-то время меня выловили из воды и отвезли, как ты думаешь куда?

- Куда?
- В храм где ты был, я это почувствовал по какому-то сходству , и наверное по твоему священнику .По твоим рассказам он похожий которого я видел. Его ласковое обращение и добродушное отношение радовало меня. А когда я уже был в иконостасе, верхней его частью, я слышал удивительные слова, сказав, их я уверен, что в тебе найдутся силы, которых ты еще не ощущал на себе.
- Что же это за слова, Печо?
- «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ ДА ХВАЛИТ ГОСПОДА».
- Печо!.. - В великом удивлении воскликнул Лопо,- А мы то же дышим?
- А как же , если мы имели свой корень и дышали как бы полной своей структурой,

каждой частью коры, и каждым листочком .А теперь мы щепка на выброс?! Э-э нет, нас в любую минуту настигнет гниение, и мы можем через расщепление быть микроорганизмами и дышать. Впрочем, в нас уже есть микроорганизм - мы, осталось только сгнить и рассыпаться в труху, вот и дыхание!
- Печо, ты слышал такие слова. Ты меня так обрадовал, а ты почувствовал, что, то(!), дыхание не мы одни с тобой.
- Ну конечно, Лопо! Я об этом и хотел продолжить свой рассказ, но сперва, так как мы знаем, что мы тоже относимся к дышущим, давай восхвалим Господа, как получится, как умеем.

- А у нас получится? - переспросил Лопо.

- Лопо, у нас все получится, только прицепись ко мне за верх и смотри в оба, что бы нас не приклеило к берегу в широком месте ручья.

МОЛИТВА ЩЕПОЧЕК:

Слава Тебе сотворившему всяческая. Слава Тебе, что дыхание наше установлено так, что бы мы могли Тебя Одного славить - нашего Творца. Благодарим Тебя и Твою творческую Десницу. Благодарим Тебя, что ты нам оставил сии слова «Всякое дыхание да хвалит Господа», - в утешение, и как избаву от отчаяния. Благодарим Тебя за этот ручей , за берега, и за все, что впервые видим сотворенное Твоею десницею и вдохнувшего в каждого из нас – ДЫХАНИЕ, и подарил нам наше происхождение. Мы помним каждый наш корень, и близкое нам – семечко, то семечко, из которого вырос наш могучий корень; благодарим Тебя за состав, в котором наш корень креп и мужал. Благодарим Тебя, за то, что Ты дал нам кольца жизни, по которым мы ведем отсчет нашего рождения в структуре дерева. СЛАВА ТЕБЕ, СОЗДАТЕЛЮ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ.

- Лопо, ты плачешь?

- Да, Печо, меня тронули слова молитвы: я это от радости, что мы тоже относимся к дышущим, и что у нас с тобой один Творец и Создатель. Он, верно, нас никогда не оставит без присмотра и мы обязательно Ему пригодимся в любом уголке Его промысла, в Его творчестве, в Его промыслительном соотношении других дыханий. Сколько бы мы не плыли всюду слышно пение-пение, это, наверное, тоже чье-то дыхание хвалит Господа. А посмотри вверх, мы плывем по воде а они плывут по воздуху, и мелькают около нас, и даже на моей структуре уселся кто-то; разные: большие и мелкие и мы слышим их звук, они тоже дыхания, они тоже хвалят Господа.

- Лопо, ты уже рассказал о том, что я хотел тебе рассказать. Я это от радости, у меня какое-то состояние хвалебное, я бы ко всему живому стал бы относится с кротостью и смирением и всем угождать, всех ласкать, и всех обнять и поцеловать, и благодарить их, что они все хорошие им умные и любят Господа! Я это от радости, Печо.

- Осторожно, Лопо, впереди много-много камней, это водоворот и следом мелководье, где мы можем застрять. Но ты помни слова: «Всякое дыхание да хвалит Господа». И помни нашу молитву, и если нас разделит поток, ты не отчаивайся, что меня потерял. Молись обо мне, и я буду рядом с тобой.
Их подхватил водоворот, и так как Лопо был легче, его выбросило на берег, а Печо потащило вниз по течению. Они действительно помнили друг друга, и молились каждый о своем друге Господу Вседержителю, и Творцу всяческих.

Глава вторая

Миша.

Деревня, в которой жил Миша, имела милое ангельское название – Архангельское. Дом его был в самом конце деревне. Церковь, в которую Миша ходил вместе с родителями по воскресеньям, стояла на взгорке. Миша слышал от взрослых, что церковь их имела название как и его деревня – Архангельская, в честь Семи Архангелов. И то, что ее недавно обновили, и иконостас, и пол, и даже иконы, в храме ново писанные появились, а центральный прежний аналой сменили и поставили резной; и Миша знал, что аналой сделал его папа. И службы в церкви самые красивые, и хор самый хороший и красиво поет, и голоса как соловьи в лесу. Но самое главное, Миша знал что в Церкви живет Сам Господь Бог, и всегда благоговейно крестился когда заходил в нее.
Папа отпускал Мишу с деревенскими ребятами в лес, то они собирали что-то для ручного труда, то грибы, то ягоды, то к речке испытать свои кораблики, над которыми трудились неделю, а то и искупаться в знойный летний день в широком месте речки.

Ребята дружно с веселыми и радостными лицами устремлялись в намеченное место и проводили там целый день.

В этот раз они пошли испытывать свое мастерство корабельного искусства. Надо было провести свой кораблик между камней так, что бы он ни перевернулся. У всех ребят кораблик перевернулся и у Миши тоже. И Миши пришлось лезть в воду за своим корабликом и за одно и кораблики ребят вынул из воды, и когда выходил из воды то в этот момент увидел на берегу речушке в расширяющемся ее месте, в том месте Мишин кораблик и перевернулся и чуть было не был выброшен на берег, увидел обрезок красного дерева, поднял его, повертел его в руках, подумал, что он из этого обрезка может сделать, и с осененной мыслью положил его в котомку.

Дома Миша взялся за очень тонкую работу. Он понял, что этот найденный обрезок был отрезан циклевщиком паркета от большого квадратного листа. Надо было отделить две склеенных досочки одну от другой дать немного просохнуть и потом их распилить на полоски.

Через два дня Миша принялся за работу над обрезком красного дерева. Полоски получались длинными ровными и квадратными где-то 4,5х4,5. Верстак, на котором Миша занимался делом стоял в теплом цехе, отдельно построенным отцом около плетня, близ которого протекал ручеек. Поляна между домом и цехом была вся в разнотравье. По Зеленой сочной траве прыгали и лазили разные жучки, букашки. Миша задумал из красного дерева сделать крестики, и по его расчетам их должно было быть около пяти.

Целый день Миша пробыл в цеху. Даже на зов мамы обедать, Миша отказался от обеда. Папа утешал маму: - «Зоинька, Мишенька очень увлекся. Накануне, он мне рассказал, что он хочет сделать. И сказал пока не кому не говорить. Пусть наш сын сделает то, что задумал». Мама согласилась, но обед принесла в цех. Миша накрыл свое изделье фартуком. - «Мама, это секрет». Мама мило улыбнулась и вышла.

Во второй главе венчание, потеря крестика.
В третьей главе встреча Лопо и Печо в водоеме. Второе испытание благодати Крещенской воды. Водоем другой. Мальчишки купались и один из них, зацепил ногой за веревочки и выплыл с ними.

Автор:
(Серафим Катаев Н.К.)
1994 – 2001 года.

Небольшие исправления
28.01.2014 г.
Bazhovsky