Камень вместо Хлеба

Елена Владимировна Семёнова
Елена Семёнова

КАМЕНЬ ВМЕСТО ХЛЕБА

"Ребёнок растёт на асфальте, и будет жестоким, как он…" – писала некогда М.И. Цветаева. В самом деле, дети 20-го и 21-го столетий растут преимущественно на асфальте в прямом и переносном смысле слова. Растут без почвы.
В роли "Арины Родионовны" 21-го века выступает телевизор, к которому многие родители, занятые своими делами, охотно усаживают своих чад, чтобы те не путались под ногами, не мешали. Ребёнок ещё многого не понимает, но хорошо чувствует, что он – не интересен. Что за ним нет контроля. И отвечает равнозначной монетой: полным отсутствием послушания, уважения к старшим. Сказать, что родители не любят своего ребёнка, не заботятся о нём, было бы неверно. Но что понимается под заботой? Чаще всего сторона материальная: здоров, накормлен, одет, учится, имеет всё необходимое, чтобы быть "не хуже людей" – что ж ещё надо? А надо – гораздо большее. Ребёнок – это, прежде всего, живая душа. И душа эта просит Хлеба. Бога. А вместо этого любящие родительские руки всучивают ему камень – телевизор. И остаётся пустота в душе. И нет ни основы, ни почвы, ни стержня, который стал бы укрепой на всю жизнь. И запоздало удивляются некоторые родители, вдруг обнаружив, что дети выросли совсем не такими, какими следовало бы. "Обеспечивайте детям своим не кусок хлеба, а хоть частично душу и совесть. И дети ваши будут обеспечены, и вы благословенны на этом и том свете", - писал Святитель Николай Сербский. Если бы всем родителям помнить эту заповедь!
Не в школе, не "в людях", а в семье формируется изначально человеческая личность. В России семье нанесён колоссальный урон. Первый сокрушительный удар по ней нанесли большевики, объявив её одним из отживших институтов старого мира. Детей при этом предлагалось сдать в приюты, а "семейное рабство" заметить свободной любовью, выражавшейся в "доктрине о стакане воды" А. Коллонтай. Упразднили Бога, упразднили семью, и, вот, детей стала воспитывать пионерия, внедряя в податливые души слепую веру в идолов, ненависть к "врагам", культ доносительства. Следующими ударом стало выбивание отречения, доносов и предательства родных родными. Чтобы не стать "членами семьи врага народа" жёны отрекались от мужей, сыновья от матерей и отцов. Имена живых мертвецов предавались забвению, и дети вырастали, не ведая подлинной истории собственных родных, вырастали Иванами, родства не помнящими. Уничтожение памяти родовой стало одним из важнейших этапов фальсификации исторической памяти русского народа.
Годы спустя отношение к семье как будто изменилось, но последствия большевистской политики были необратимы. Нормой жизни стали неполные семьи, и мать-одиночка сделалась героиней бесславной эпохи. Эпоха эта сменилась новым витком растления, обрушавшимся на Россию в 90-е. Вновь расшатывали исконные ценности, вновь проповедовали разврат, планирование семьи, жизнь, ничем не связанную, лёгкую, "для себя", жизнь в которой ребёнок может быть только обузой, в которой ребёнок не нужен…
Ребёнок учится жить, видя пример родителей, копируя их. Он не терпит фальши, поэтому его нельзя обучить ничему, не подавая личный пример. К примеру, невозможно привить ребёнку любовь к чтению, если он не будет видеть эту любовь у родителей, видеть их, склонившимися над книгой. Воспитание ребёнка, воспитание души его – задача требующая много сил, самоотвержения, времени, коего так мало остаётся в современном мире. И.А. Ильин писал в своей статье "О духовности инстинкта": "Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совершится важнейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью.
В этом состоит секрет воспитания, его живая тайна. Но именно это и упущено нашей эпохой: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути. Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить свое педагогическое искусство…
…Ребенка надо приобщить к божественному счастью на земле как можно раньше; тогда, когда он еще ничего не знает ни о горечи жизни, ни о зле мира; когда душа его не испытала еще ни жестокости людей, ни суровости природы; когда он полон естественной доверчивости и богат первозданной чистотой.
В мире есть чудесные сочетания красок — естественно-гармоничные, для вкуса безупречные, нежные и разнообразно богатые; надо показать их ребенку и радовать его ими. В мире есть изумительные, одухотворенные светотени, пленившие когда-то Леонардо, венецианцев, и Рембрандта; надо, чтобы веяние их коснулось ребенка и дохнуло на него. Есть простые и нежные мелодии* — их так много в русских народных песнях, колыбельных, свадебных и хороводных, — которые ребенок должен полюбить еще в колыбели. Мать, поющая их своему младенцу, начинает его истинное воспитание: это дух ее инстинкта обращается к духовности его инстинкта, рассказывая ему о возможности любви и счастья на земле…
…Ребенок должен как можно раньше почуять реальность чужого страдания и научиться вчувствоваться в него, чтобы жалеть, беречь и помогать и идти на деятельную помощь. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла. Пусть навертываются у него слезы на глазах от русской жалующейся песни; пусть он научится умолкать при звуках серьезной и глубокой музыки. После пяти-шести лет он должен услышать о героях своей страны и влюбиться в них; он должен научиться «стоять» вместе с ними, бороться, побеждать и не искать награды. Надо, чтобы он научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, и вместе с Гоголем — радостно дивиться на гениальность русского языка. Чем раньше он начнет скромно, но уверенно гордиться своею русскостью, тем лучше.
Ребенку необходим поток мужественной и братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. Не надо преувеличений; но в сердце его должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность. Он должен открыть свое сознание голосу совести и научиться внимать его бессловесным призывам к совершенству; и, что важнее всего, он должен несколько раз, по собственному почину отдаться этому голосу и осуществить в жизни его требования, чтобы познать совесть не только через угрызения за грех, но через творческое осуществление ее зова.
И после каждого духовного пробуждения, восприятия, потрясения и свершения надо говорить ему о том, что есть благостный Господь, знающий его и любящий его; так, чтобы ему самому захотелось молиться; и тогда научить его лучшим и кратчайшим молитвенным словам и несколько раз помолиться при нем и с ним вместе — огнем своего взрослого сердца. Потом надо показать его сердцу Христа, Сына Божия. И сердце его узнает Его — само, безошибочно и навсегда…"
Что же происходит сегодня? Ребёнка воспитывает "чёрный ящик". Конечно, зло не в самом телевизоре. При разумном подходе большая польза может быть и от него. В Советском Союзе огромное внимание уделялось детско-юношеским передачам и фильмам. Какие выдающиеся режиссёры создавали этот волшебный мир! Сколько великолепных кинолент и мультфильмов, учащих идти "дорогою добра", было снято тогда! Из них ребёнок приобретал понятия о справедливости, честности и мужестве, дружбе и любви. Все эти фильмы учили, прежде всего, добру, что и необходимо более всего. Сегодня детский кинематограф почти перестал существовать. Новые мультфильмы создаются в слепом подражании западным образцам, многие из которых экспертами давно признаны разрушительными для детской психики. А, между тем, детей сегодня усердно пичкают именно этой продукцией. Что же несёт в массе своей зарубежная мультипликация? Культ быстрой и скорой наживы, власть денег, культ силы и жестокости. В западных мультфильмах практически нельзя встретить образ женщины-матери, зато полным полно красоток весьма фривольного нрава, становящиеся образцом для подражания. И всё это, до рези в глазах яркое, выпуклое и неестественное, льётся в детскую душу, формируя мировоззрение и стереотип поведения.
Продолжает эту разрушительную работу "взрослое телевидение". С начала 90-х СМИ развернули массированную атаку на души и мозги граждан, в особенности, молодёжи. Возник некий культ преступного мира, уголовная романтика. Бандитизм, презрение к традиционным ценностям, "простые решения" любых проблем, "кратчайшее" разрешение межличностных конфликтов, пропаганда насилия, жестокости и вседозволенности – вот, что изливается с экранов который год. Произошло чудовищное размывание всевозможных границ, смещение понятий, выворачивание их наизнанку. По замечанию Т.В. Варчук, "деформация ценностных ориентиров у значительной части населения, особенно в подростково-молодёжной среде, дошла до того, что признаются социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественно и даже преступного поведения". Всё это привело к колоссальному росту преступности среди несовершеннолетних. Причём такие преступления отличаются зачастую большой жестокостью и цинизмом.
Кроме семьи за воспитание ребёнка отвечает школа. Некогда Н.В. Гоголь писал: "Просвещение наносное должно быть такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий". У нас всё происходит наоборот. Перенимая западный опыт, мы нещадно корёжим нашу систему образования. Исторически у России и Европы был разный подход к науке и образованию. Как формулирует это различие доктор культурологии профессор Ю.А. Помпеев: "На Западе поиски научной истины — это самоцель. Фауст и душу был готов продать нечистой силе за научное познание. В России — не так… В России говорили: "Наука только умного учит", "Дураку наука — что ребёнку огонь", — то есть выше научного познания ставилась некая мудрость души. Или вот ещё: "Не собрать корабля без гвоздей — не будет праведника без книжной науки". Наука, научное познание — это помощь праведнику в становлении души. Вот что такое "русская наука": не изобретение собственных законов природы, а приспособление этих законов под общий строй народной, праведной жизни. Вот она — православная этика, вот то, что нас делает русскими людьми. Её можно забыть, её можно подменить "общечеловеческими" ценностями. Но почему-то из всех этих ценностей нам прививают только любовь к деньгам…" В царской России министерство Образования именовалось министерством Просвещения. И в этом различии названий заключена разница задач: не напичкать ребёнка всевозможными знаниями, но просветить его душу, воспитать. "Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней, - писал И.А. Ильин в своей статье "О духовности инстинкта". - Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании "интеллекта", а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создает ловкого, но черствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волка"".
Нынешняя школа не просвещает, а лишь набивает голову ребёнка определённым количеством информации, не беспокоясь даже об её усвоении. Огромный перевес делается в сторону точных наук, ради которых приносятся в жертву русский язык, литература и история, то есть предметы, формирующие личность, воспитывающие человека и гражданина. И.А. Ильин писал в уже упомянутой статье: ""воспитать" значит сделать из ребенка не преуспевающего человеко-угодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный "уголь": чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу. И тогда может однажды настать тот прекрасный день, когда им действительно овладеет сверхличное пламя духа и он явится людям, как Божие орудие, как светящий и призывающий факел своего народа".
Российские власти очевидно преследуют цели противоположные. На днях стало известно об очередных нововведениях в рамках реформы образования. В её основу могут лечь "замороженные" разработки Минобрнауки. Речь идет о профильной старшей школе и новых школьных стандартах, в частности, предусматривающих включение в программу таких предметов, как "основы предпринимательства". Также во время реформы будет поднят вопрос о необходимости приоритета в школьном образовании естественных наук (например, математики). При этом экзамены по системе ЕГЭ будут, возможно, разграничены: гуманитарии станут сдавать только гуманитарные предметы, технари - точные. Власти откровенно взяли курс на сужение образовательной базы и придание образованию окончательно специализированного характера. По-видимому, логика реформаторов проста: главное, что необходимо уметь человеку, зарабатывать и считать деньги, а для этого не нужны ни Пушкин, ни Достоевский, ни Толстой, не нужна история, не нужна культура. Так убивается душа поколения. Душа народа. Образуется стадо. Человечина. Воспитывается не Человека, а наёмный клерк, специалист узкого профиля, раб. Человек, способный стать факелом, опасен, поэтому нужно принять все меры, чтобы устранить такую опасность на корню: снизить уровень образования, опустошить душу. Такой подход российской власти очень напоминает "шигалёвщину", программу Шигалёва из романа Ф.М. Достоевского "Бесы": "Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. (…) Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает, послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство. (…) Необходимо лишь необходимое, вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители". Такая политика свойственна завоевателям в отношении покорённых народов. Такую политику на оккупированной территории предполагали вести идеологи 3-го рейха…
Плоды антиобразовательных реформ последних лет ощутимо сказываются уже сейчас. Нынешний выпускник школы зачастую не знает элементарных вещей. "Разве Жуков командовал в ВОВ? А когда тогда Кутузов был?", "- Ты читал "Обломова"? – Нет, а что он написал?", "Кто такой Третьяков?" – я привожу лишь вопросы, которые мне приходилось слышать лично, причём от выпускников, имеющих очень хорошие аттестаты, и список этот можно продолжать. Мы часто иронизируем об уровне образования в США. Людмила Сараскина, преподававшая в одном из американских университетов, вспоминала, что её ученики, как выяснилось, не имели понятия, кто такие Робинзон Крузо, Даниэль Дефо, Ной… При этом она выразила уверенность, что у нас эти имена известны любому школьнику. К сожалению, уже сегодня довольно фактов, чтобы усомниться в этом. Если же негативные процессы в российском образовании будут продолжаться, то мы в недалёком будущем придём к уровню США.
Одна из проблем нашего образования заключается в отсутствии единого стандарта учебной литературы. Это особенно остро сказывается на преподавании истории. Её преподавание было неудовлетворительно и прежде в силу крайней идеологизированности, во многих же новейших учебниках умудрились просочетать советскую ненависть к России царской, и ненависть демократическую – к советской. В итоге выходит не история, а один бесконечный позор. Одни учебники бегло упоминают о ВОВ, в основном, говоря о помощи Америки, о репрессиях против некоторых народов и роли интеллигенции в войне. Другие – обосновывают историческую необходимость ГУЛАГа. В итоге преподавание истории ведётся из рук вон плохо, и знания учеников по этому предмету оказываются ничтожными. И снова приходим к тому же: неведению истории собственного народа, незнанию самих себя.
Школьные учебники должны быть подвергнуты строгой ревизии. Общим принципом их изучения гуманитарных предметов должно быть воздержание от агрессивного навязывания какой-либо одной точки зрения. Нужно учить не зубрёжке, но размышлению, анализу. С ранних лет должен человек привыкать мыслить самостоятельно и не бояться высказывать своего понимания того или иного факта, даже если оно не согласуется с мнением учителя. Учитель не должен подавлять ученика, но направлять его. Мало дать знания, но необходимо воспитать желание умножать их впредь, привить интерес и любовь к наукам, искусству, в первую очередь – к хорошей книге. Человек – это не сумма знаний, но мировоззрение. В формировании мировоззрения должна помогать школа. Помимо наук, в ней должен закладываться фундамент духовного развития человека, прививаться культура, понятие Добра и Зла, правила хорошего тона, уважение друг к другу, ответственность, умение составлять собственное мнение и отстаивать его. Должен быть пересмотрен основной ориентир образования: его целью должно стать воспитание личности, а не наймита.
Однако для воспитания начал духовных мало написать хорошие учебники. Нужны Учителя. В российской школе сегодня наблюдается острый дефицит кадров. Старые учителя уходят на покой. Кто приходит им на смену? В условиях нищеты, на которую обречены работники образования, в педагоги идут или энтузиасты, коих меньшинство, или те, кому не повезло найти более денежной и престижной работы, люди, не имеющие ни призвания, ни способностей к работе с детьми. Чему же научит такой педагог? В лучшем случае, худо-бедно, донесёт азы школьной программы, "от сих и до сих". К ним всего лучше подходят слова Св. Николая Сербского: "Те, что просвещают не просвещая, а ослепляя – что будешь делать с ними, Господи? " Одна из насущных задач сегодня – сформировать учительский корпус, выпестовать новые высококвалифицированные кадры для него. Воспитание детей не может доверяться абы кому. Учитель – исстари звание высокочтимое на Руси, и оно должно вновь стать таким. И исключительно моральных качеств самих педагогов тут будет недостаточно. Ведь ныне нет-нет, а скользнёт по лицу успешного человека жалостливо-презрительная усмешка – "учитель". Учитель – значит, нищий. Неудачник. Он разрывается на части, занимаясь репетиторством. Он без искры относится к своим обязанностям, как бы отбывая повинность. С ним можно "договориться", чтобы богатый оболтус не получил "неуд". Вот – стереотип, унижающий звание педагога и подрывающий саму основу учебного процесса. Учитель должен быть уважаем, иначе никакого влияния на своих учеников он иметь не будет. Для этого необходимо, с одной стороны, максимально высокие требования к кадрам, тщательная подготовка их, с другой, адекватная принятому высокому стандарту зарплата, о которой сам учитель мог бы говорить, не стесняясь и не пряча глаз.
Сегодня новые и новые поколения оказываются лишены своей истории и культуры. В России есть еврейские и мусульманские школы, есть школы с английским, немецким, французским уклоном – но где же школы русские? Школы с углублённым изучением русского языка, русской традиции? До последнего времени в Москве существовала одна единственная такая школа, но теперь и её решено расформировать. Школы сегодня финансируют в расчете на количество учеников. Много классов, и в каждом по 25 человек (столько максимально должно быть по нормам) – стало быть, деньги будут. 1073-я школа, согласно такому критерию, убыточна. Чиновники взялись "реорганизовать" учебное заведение, аргументируя это тем, что учителя 1073-й "сидят на шее" у педагогов других школ, что помещение срочно нуждается в ремонте, а то и в сносе. Журналистка "КП" Мария Сарычева задаётся вопросом: "Чиновники подчеркивают: 1073-я - самая обычная школа, просто слишком маленькая. Но знаете ли вы в Москве хоть еще одно учебное заведение с углубленным изучением русского языка, художественной культуры, истории? Я - нет! 1073-я - единственная! У нас полно школ с разными другими этнокультурными компонентами: с молдавским, литовским, грузинским. Как правило, у них роскошные здания, замечательные педагоги (которые, между прочим, получают доплату за эксклюзив), хорошее финансирование. И бюджет денег подкидывает, и диаспоры не забывают. Ну почему ж русская-то школа не заслужила ничего подобного? Неужели в столице России совсем нет денег на содержание учебного заведения, которое дает детям углубленные знания своей родной культуры и истории?!"
На русскую культуру и историю у российских (и московских) властей денег нет. Жирно будет русским детям изучать свою культуру…
Политика, проводимая в отношении школ с малым количеством учащихся (в первую очередь, сельских), вообще, вызывает большую тревогу. Такие школы закрывают одну за другой, на громадных пространствах не оказывается ни единого учебного заведения, и дети из посёлков и деревень вынуждены ездить за многие километры в районные центры по разбитым дорогам. Это наносит тяжёлый удар не только по образованию, но и по русской деревне. Церковь и школа были центрами деревень, их душой. Церкви разрушили давно, теперь закрывают школы. И последние жители вынуждены покидать хиреющие сёла, обречённые, таким образом, на окончательное вымирание.
Когда-то Ломоносов пришёл за знаниями из далёкого Поморья и был принят в академию. Сегодня всё могло бы сложиться иначе. Не секрет, что систему образования, как и всё в нашей стране, пронизала коррупция, и в ВУЗы часто принимают сегодня не по таланту, а по "кредитоспособности". Таких случаев бесчисленное множество, и приводить их нет смысла. Существуют даже расценки: сколько у.е. будет стоить та или иная отметка. Пользуясь этой системой, некоторые представители современной "не учащейся молодёжи" умудряются вовсе не посещать занятий. Профессионализм становится редкостью, а безграмотность всё более распространяется. К каким последствиям это приводит, понять нетрудно. Нам буквально навязывается культ серости и бездарности, культ непрофессионализма. О чём говорить, если абсолютное большинство министров российского правительства не имеют никакого отношения к отраслям, которыми они управляют? Повсюду складывается система, в которой нет места таланту, уму, чему-либо свежему или серьёзному. Достаточно взглянуть на экран, чтобы уяснить это. Фильтр новейшей цензуры работает бесперебойно. Персонаж известного фильма оценивал всё с позиции "типично"-"нетипично". Сегодня всё оценивается с позиции "формат"-"неформат". Формат – это крайне средний и ниже его уровень в любой области, неформат – всё, что выбивается из него, всё, что выше него.
Можно сколько угодно говорить о проблемах воспитания и образования, но дело не сдвинется с мёртвой точки, пока не произойдёт главного: переоценки ценностей, а, правильнее сказать, реанимации оных. До той поры обречены мы гниению и разложению, которое проникло во все сферы жизни, отравляя всё живое, путём введения трупного яда в души через останкинскую иглу. Как писал П.Б. Струве: "России нужно возрождение духа – остальное приложится".