Салим Фатыхов о неоматриархате

Вечеслав Еленский
Закат женоненавистничества, или Четвертое состояние общества

Автор книги "Мировая история женщины" пророчит человечеству эпоху неоматриархата
NON/FICTION

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В екатеринбургском издательстве "Банк гуманитарной информации" вышла книга "Мировая история женщины". Кандидат культурологии из Челябинска Салим Фатыхов работал над ней четверть века. Итог - почти 1000-страничный труд. Строго говоря, это уже третье издание книги. От первого, объемом со средний современный роман, нынешний том, своей основательностью более напоминающий энциклопедию, отделяет не только семь лет научных рефлексий, но и переосмысленная основная концепция. Цель серьезна - создание фактографического пространства для исторической феминологии, прообраза науки о женщине. Пожалуй, впервые под одной обложкой уместилась вся история женщины с первобытных времен до наших дней. Женщина оказывается удивительно чутким индикатором тектонических изменений человеческой морали, социальных отношений, экономики, науки и эстетики на протяжении тысячелетий. В разные периоды развития цивилизации она была властительницей и униженной, святой и грешницей, бойцом и ученым, наконец, женой и матерью. В книге С.Фатыхова всякая минимально значимая функция женщины иллюстрируется потрясающими фактами. Например, о жертвоприношениях девочек или религиозной проституции. Даны редко публикуемые сведения о технологии родовспоможения у разных народов в разное время. Автор приводит данные о технике полового удовлетворения в гаремах и критериях женской красоты.

Список источников насчитывает более 1000 наименований, в книгу вошло около 700 иллюстраций, десятая часть которых - артефакты, собранные самим автором в этногеографических экспедициях по Средней Азии. Между тем добросовестной фактографией дело не заканчивается. Исторические примеры интерпретируются с точки зрения философии, этнопсихологии, антропологии и других наук. В книге рассматриваются идеи всех более или менее известных авторов, размышлявших о женщине, начиная от античных мыслителей, заканчивая Александром Лобоком, "андерграундным" философом из Екатеринбурга. Доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Виталий Лелеко отмечает высокий уровень научной полемики и методологической оснащенности исследования, а также актуальность полидисциплинарной научной методологии. Уже факт систематизации знаний о женщине достоин внимания наших современников. И хотя книга увидела свет на Урале, благодарные отклики приходят автору из самых значимых центров мировой науки - Оксфордского, Кембриджского, Йельского университетов. "Мировую историю женщины" можно найти в библиотеке Конгресса США и в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Труд челябинского ученого отмечен серебряной медалью имени Екатерины Дашковой, присуждаемой Российской академией естественных наук.

Стараясь оставаться в рамках академического дискурса, С.Фатыхов тем не менее не может удержаться от удивления. Как ни тривиально это звучит, но роль женщины и материнства в становлении цивилизации недооценена. Автор, в частности, полагает, что теорию матриархата рано сдали в архив человеческих идей. На бытовом уровне все понимают значение этого слова, но С.Фатыхов, опираясь на исторические и биологические факты, доказывает, что матриархат - не просто, предположим, власть женщины в первобытном человеческом коллективе. Это в первую очередь иной тип мышления, иные взаимоотношения с окружающим миром. Автор выдвигает матриархальную гипотезу происхождения человека, которая предполагает, что дорога от человека умелого и человека прямоходящего к человеку разумному прошла через поведенческие реакции женщины-матери. Эту идею высоко оценил известный российский археолог, доктор исторических наук, профессор из Санкт-Петербурга Абрам Столяр, заметив, что у "Мировой истории женщины" большое будущее в науке.

Примечательна в этом смысле предлагаемая автором концепция развития человечества, вехами которой становятся, помимо геологических и археологических, эпохи "социогендерные". С.Фатыхов видит таковых четыре. Патриноуменная (стадно-ордынская). Матрифеноменная - в ее рамках происходит рождение феномена человека; это эпоха величия женщины. Патримизогеническая ("женоненавистническая") - она началась около 10 тысяч лет назад и дала человечеству колоссальные технические достижения, науку, великие религии и государственность. Наконец, Квазифеминная эпоха, по мнению автора, начавшаяся в позднем Средневековье и длящаяся по сей день. "Это эпоха серьезных гуманистических подвижек в социокультурных, морально-нравственных отношениях полов, ведущих к будущему окончательному освобождению женщины от утилитарных оков, но еще не преодолевшей мизогинию (женоненавистничество)", - пишет С.Фатыхов.

Набрасывая такую методологическую "сетку" на историю человеческой цивилизации, переживающей ныне разнообразные кризисы - от смыслового до экологического, - ученый приходит к неожиданным выводам. По его мнению, именно женщина сможет создать еще новый тип цивилизации. Не страшась громких слов и мужского скепсиса, С.Фатыхов называет его Неоматриархат. "Это не власть Матери-прародительницы и не власть матери-женщины, - пишет он. - Это всеобъемлющее нравственное поведение по отношению к Женщине, преодоление антропоцентризма отдельных мужчин, отдельных социальных групп, конфессий, народов и всего людского сообщества. Неоматриархат - это то "четвертое состояние общества" после пережитой и еще переживаемой им триады "дикость - варварство - цивилизация", которое так безуспешно пытаются предсказать философы и социологи".