Нитка жемчуга

Катя Ра
- Как ты узнал, что у нее выпуск?
- Она сама мне сказала.
- Сама?
- Да, позвонила и сказала, что хочет меня увидеть.
- Почему ты пришел?
- Потому, что хотел попросить прощения.

Взрослые прически, первый раз надетые платья, а в глазах отражается детство. Когда они успели вырасти? Ползунки, детский сад, школа — все осталось позади. А впереди, что там?
«Папа серьезный, важный. Лицо каменное. Волнуется. Никому не покажет, смешной. Мама вытирает слезы. Почему она всегда плачет, когда счастлива?»
Аня волновалась. Сейчас нарядные выпускницы выйдут на сцену, и возмужавшие одноклассники закружат их в вальсе.
«Как она похожа на мать. Хрупкая дюймовочка в бальном платье. Как и она тогда нервно теребит нитку бус. Сколько лет прошло?»

Ксения нервно вглядывалась в зал. Музыка смолкла и родителей торжественно вывели из актового зала. Сейчас все отправятся в ресторан, и она сможет незаметно ускользнуть. И пусть все горит синим пламенем. Сегодня директор пожелала им идти широким шагом по выбранной дороге и не сворачивать на пути к успеху.
Дима ждал ее.
«Я больше не хочу встречаться тайком. Пусть весь мир узнает о нашей любви».
«Она замерзнет в этом тонком платье».
Вечерние улицы. Ночная прохлада. Ладонь любимого в руке. Его руки всегда черные от мазута.
- Где ты нашла такого чумазого? Смотри какие пятна на ковре?
- Над твоими белоснежными коврами летать надо.
- Не хами.
- Где работают его родители?
Его родители, его образование, его карьера — это все, что им важно знать о нем. Им не понять широты его плеч, поддерживающих трех младших. Им не увидеть глубины его чувств, превращающих ее в богиню.
- Завтра к репетитору, ты подготовилась?
- В меня не вмещаются все эти формулы.
- Ты главное учи, я обо всем договорился.
- А больных ты тоже за меня лечить будешь?
- Ты сейчас ерепенишься, а потом отцу спасибо скажешь.
Спасибо? За сломанные крылья? За искалеченное сердце? За исковерканную жизнь?
- Мама, я люблю его.
- Даже слышать не хочу об этом.
- Я все равно буду с ним.
- Отец не допустит. Это возмутительно. Ты понимаешь, как ты жить будешь?
- Как в сказке.
«Как холодно. Куртка осталась у родителей».
«Она вся дрожит».
Горячий чай на маленькой кухне. Шепот, чтобы не разбудить младших. Сладкие губы. Нежные объятия.
«Я умру без без тебя».
«Как мне сделать тебя счастливой?»
- Познакомься с этим достойным молодым человеком, Ксения.
Зажатая улыбка. Рукопожатие.
- Я очень рекомендую обратить на него внимание.
Самодовольная усмешка. Мужской разговор за закрытой дверью. Мокрая от слез подушка.
«Я буду только твоя. Всю жизнь».
«Я буду жить для тебя».
- Папа.
- ?
- Я хочу быть воспитательницей.
- А почему не уборщицей?
- Я люблю возиться детьми.
- И грязные ж... вытирать.
- Они сладкие.
- Родишь своих.
- Я...
- Занимайся делом. Тебе не 5 лет: хочу быть балериной, хочу актрисой.
Куклы на диване в ряд — читают сказки. Мишки на банках — сидят на горшке. Чумазый малыш ревет на улице — болит, покажи, мой хороший, прошло уже, правда? Соседская девочка — где тут буква А, правильно, умничка. Она мечтала быть только воспитательницей.
«По выбранной дороге. Широким шагом. На пути к успеху».

Мама и папа. Я не смогу сказать вам это в лицо, да вы и не станете слушать. Вы никогда не слышали меня. Вы не знаете, что нужно мне. Я выбираю свою жизнь. Жизнь, в которой нет вас. И где я буду счастлива. Потому что у меня нет пути назад.
Ксения.

Общежитие завода. Педучилище. Любимая. Любящая.
Капает вода за стенкой. Скрипит пол в коридоре. Пьяный дебош во дворе.
«Я могу вдыхать его вечно».
«Она рядом, и больше ничего не нужно».
- Ксения прислала открытку с днем рождения.
- Положи в макулатуру.
Счастье. Безмерное счастье. Окрыляющее. Возносящее. Сын. Стас.
- Мама, это я. Ты стала бабушкой.
Молчание. Шум шагов. Приглушенный голос.
- Ксюшенька. Как ты там? Где вы живете?
Она пришла, брезгливо понимая подол. Не присела. Обняла. Заплакала.
- Вот. Я откладывала каждый месяц.
- Не стоит, мама.
- Возьми. Вам сейчас очень пригодится.
Слезы. Объятия. Прощание.
- В доме восемь, дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью каланача.
- Каланча, Стасик.
В садик без очереди — мама воспитательница.
Крохотная комната. Соседские игрушки. Чистые рубашки. Вкусный ужин.
«Как хорошо дома».
«Как хорошо дома, когда ты рядом».
- Мама, родилась Анечка.
- Вам не тесно там?
- Нам хорошо.
Дмитрий Александрович — директор отдела. Ксения Владимировна — заведующая детским садиком.
«Как я счастлива».
«Смог ли я сделать тебя счастливой?»

Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса...
Анечка закончила школу. Как она похожа на мать.

Кружатся пары. Вчерашние мальчики в шортиках и девочки в бантиках.
Родители, поприветствуйте ваших выпускников!
- Анечка! Какая ты красивая. А что это за бусы?
- Это жемчуг. Настоящий, морской.
- Откуда он?
- Дедушка подарил.
- Де.......
- Здравствуй, Ксения.
- Как ты узнал, что у нее выпуск?
- Она сама мне сказала.
- Сама?