Поющие стены Ново-Иерусалимского монастыря

Людмила Канашева
Не могу забыть музыку, услышанную вчера в монастыре.И не та музыка, что слышала во время службы. И не музыка, слышанная в музее в исполненни двух послушников братства "Золотой Век".Хотя и церковный хор и музыка "Золотого века" произвели сильное впечатление.
Оказывается, весь день у меня вчера в монастыре был связан с музыкой.

Но самую первую музыку услышала вчера именно из стен. Сами стены пели. Мы шли по галерее крепостной стены, куда забрались по узкому проходу в стене, прошагав двадцать крутых ступеней. Широкая белокаменная галерея на самом верху стены убегала далеко вдаль. По ширине эта галерея такова, что машина по ней вряд ли проедет, зато лошадь вполне может проскакать.Почему-то именно такие глупые мысли меня всегда преследуют, как только я оказываюь на этой галерее. Очевидно, засела в памяти какая-то картинка из советского кино, где всадник скачет по подобной галерее.

Слева галерея ограничена тостой крепостной стеной, в которой через каждые 30- 40 см сделаны прямоугольные отверстия-бойницы двух видов: в одни можно смотреть вдаль и видеть, что делается далеко за пределами стен, в другие же взгляд падает вниз, на тропинку возле самых стен. Говорят, такие окна нужны были, чтобы лить через них горячую смолу на осаждающих стены. Но только было ли это когда-нибудь в истории нашего монастыря, не знаю.

А сейчас, когда идешь вдоль галереи, то через эти оконца врывается звук снаружи монастыря,с Волоколамского шоссе, где день и ночь тарахтят проезжающие машины на все лады звуков шин и моторов.Но как только смещаешься от этого оконца, звук машинного шоссе тут же прекращается, его не пропускают толстые метровые стены. Интересно идти и слушать эти звуки в перемежку с тишиной, они звучат, как азбука Морзе: пронзительный звук шоссе вдруг прерывается полной тишиной. Точка - тире, точка- тире.

И вдруг среди этого уже привычного ритма отчетливо улавливаю что-то новое, необычное, как будто песня прозвучала, протяжно, как стон, и смолкла. Возвращаюсь к тому месту и слышу глухое, неясное, но пение. Вот опять.Слышу два голоса: мужской и женский. Они, переплетаясь в таинственной, как бы неземной мелодии,  будто переговариваются, стонут и жалуются друг другу. Вот опять они повторяются, и тот же заключительный аккорд на низких тонах.

Может это ветер принес? Отхожу к массивным, каменным, белым периллам, ограничивающим галерею, может звуки мелодии льются из окон ротонды над храмом, расположенным в центре территории монастыря, ведь там сейчас идет служба и поет церковный хор? Но нет, мелодия тут же пропадает. Возвращаюсь на прежнее место, и как будто из под земли, из самой стены опять слышу эти необыкновенные звуки. Стены поют.

Смотрю, вниз на тропинку возле монастря, там никого нет, и на шоссе тоже, ни одна машина не стоит на обочине. Да и мелодия необыкновенная. Может быть она передается из храма через подземный ход под стеной, а по стене по трещинам поднимается сюда? Ведь видели мы полчаса назад большую трещину, идущую сверху вниз по восточной стене галереи, когда ходили к Святым воротам и стояли наверху над ними.

 Вот и стены уже начали трескаться. Конечно, они ведь стоят уже не одну сотню лет.Выдержали не только современный ритм жизни с вибрациями от шоссе, но и устояли при бомбежках в 1941г. Стены очень толстые, наверное, метр толщиной. Говорят, когда их строили, то со всех окрестных деревень возили возами яйца, клали их в строительный раствор.И стоят эти стены почти 350 лет. Вон под самым крупным золотым куполом на самом верху надпись"... основан в 1656 году..."

 Я спросила других, слышат ли они эту песню, исходящую из стены. Но все спешили вдаль, за своими детишками, которые бегали по галерее.

На фото 1947 года вид из Гефсиманского сада за монастырем.Видны полуразрушенные западные ворота, отсутствует крыша у трапезных палат,ротонда над главным храмом еще не восстановлена. Отсюда, предположительно шел подземный ход к скиту Никона.
Фото из семейного архива.