Опрокинутое ведро

Людмила Береснева
 Береснева Л., Плэчинтэ А.

       Когда Влад после болезни вернулся в свой класс, он удивился, как изменились его одноклассники. Класс как будто раскололся на две половинки: стали более серьезными мальчики, а девочки, наоборот, взволнованы и суетливы. В перемены они сбивались в веселые щебечущие стайки, о чем-то шептались, делились какими-то тайнами. И только одна девочка не участвовала в этом девчоночьем оживлении. Звали ее Вика. Она казалась взрослей своих сверстниц. Не было у нее обычных косичек с бантиками, черные кудри свободно спускались до самых плеч, карие большие глаза всегда лукаво улыбались. Девочки, видимо, недолюбливали ее за то, что она была независима и горда. Она иронично усмехалась, когда на ее парту падали записки от мальчишек или когда, надевая свою курточку, неожиданно обнаруживала в кармане то шоколадку, то жвачку, то яблоко. А впрочем, жизнь в классе текла по своему прежнему руслу, и, казалось бы, ничего особенного в ней не происходило.
       Но вот сегодня Влад прибежал из школы и, шумно хлопнув дверью, стал возбужденно рассказывать маме.
– Мам, я с пацанами сегодня вымыл пол за нашу уборщицу тетю Валю! – выпалил он с порога.
 – Молодец! – похвалила его мама. – Только ты не находишь, что слово «пацаны» звучит грубо?
– Мамочка, а как нужно сказать? – с хитринкой в голосе, склонив голову набок, спросил Влад, будто не знает иного слова, кроме этого.
– Я с мальчиками сегодня дежурил в классе, – подсказала мама.
– Фу, даже духами запахло!
– А тебе нравится, когда от мальчишек пахнет подвалом? – с иронией в голосе спросила мама.
– Ты будешь слушать или поправлять меня все время? – недовольный замечанием обиделся сын.
– Хорошо, сынок, продолжай, но выбирай слова, – спокойно заметила мама.
– Так вот, я, Стёпка и Иван не пошли на физкультуру: сама знаешь, мы после болезни освобождены от нее на две недели. Вдруг Степан предложил: «Пацаны! (при этом Влад сделал невинное выражения лица, мол, это Стёпа так говорит, а не я) Давайте вымоем класс! Представьте себе, ребята придут с физры, а у нас пол блестит, цветы политы, доска вымытая! Сегодня дежурным Вике и Наташе не нужно будет после уроков убираться, и они от счастья прямо-таки в обморок упадут, а про тетю Валю и говорить нечего: еще как обрадуется!»
       Стёпа так убежденно нас уговаривал, что отказаться было невозможно. И нам вдруг так захотелось, чтобы все были удивлены, что мы добровольно взялись и сделали это нужное дело.
       Ребята быстро нашли ведро, швабру, тряпки – и за работу! Влад мыл доску, Ванька цветы поливал, а Степан старательно тер пол. Работая, Влад время от времени оборачивался и внимательно вглядывался в напряженное лицо Стёпы.
       Он никак не мог забыть один недавний эпизод, о котором никому никогда не рассказывал. А дело было так. Несколько учеников: он, Стёпа, Петя и Вика – делали первую стенную газету после уроков. А в это время Светлана Александровна, держа в руках толстую книгу, что-то разъясняла молодой учительнице, своей подруге. Влад сидел на первой парте у окна и переписывал заметки на отдельные листочки, потому что, как говорила Светлана Александровна, он пишет красиво и без ошибок. На задней парте Стёпа и Петя, шумно споря, рисовали карикатуры. Вика раскрашивала заголовок газеты.
       Владу осталось переписать одну небольшую сказку, он, обернувшись, крикнул:
       – Стёп, домой-то вместе пойдем!
       Степан помолчал и нехотя ответил:
       – А я не домой!
       Затем Влад услышал, как Вика крикнула «ура!», поскольку закончила раскрашивать заголовок. Стёпа и Петька торопливо дорисовали рисунок, и все трое, простившись, ушли. Остался Влад, мрачно дописывающий последние строки сказки, сочиненной Леной Власовой, его соседкой по парте.
       И вдруг учительницы замолчали, задумчиво глядя в окно. Потом Светлана Александровна сказала:
– Смотришь на них и вспоминаешь свою юность. Как прекрасно все повторяется, как вечна эта красота пробуждающегося чувства! Помнишь у Н.Гумилёва стихотворение «Современность»? Как точно угадал поэт то, что мы видим с тобой сейчас за окном:

       Я печален от книги, томлюсь от луны,
       Может быть, мне совсем и не надо героя…
       Вот идут по алее, так странно нежны,
       Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

       Влад, конечно, не знал ни этого поэта, ни кто такие Дафнис и Хлоя, но, заинтересовавшись услышанным, приподнялся и посмотрел в окно.
       – Вот это да!– мысленно воскликнул он.
       По дорожке от школы медленно шел Степан, за плечами неся свой набитый учебниками рюкзак, а в руке тащил такой же тяжелый ранец Вики. Она же, освобожденная от ноши, легко шла, забегая вперед, размахивая руками, и увлеченно рассказывала что-то ему. Влад ошарашенно замер, пока еще не в силах совместить увиденное со словами стихотворения, произнесенными учительницей. Так и остался он со своей загадкой.
       Вечером, застав маму за чтением книги, он спросил:
       – Мама, а кто такие Дафнис и Хлоя?
       – Это герои греческого мифа: Дафнис – пастушок, а Хлоя – его прелестная подружка,– сказала она.
       Наконец Влад как бы стряхнул это воспоминание и вернулся к настоящему, а в настоящем происходила полная неразбериха.
       Влад-то быстро вымыл свой ряд, а вот Иван, как ни старался до звонка, не успел справиться со своим заданием. Ему осталось домыть совсем немного, и он крикнул:
– Ребята, держите дверь, я сейчас быстро пройдусь шваброй – и все!
       Мы со Стёпой вцепились в дверную ручку, и, когда девчонки дергали дверь и кричали, чтобы мы их пустили в класс, это было еще ничего: мы упорно «держали оборону». Но когда им на помощь подоспели мальчишки, сдерживать напор стало все труднее, потому что они с разбега дубасили ногами в дверь. А Ивану осталось совсем чуть-чуть, он уже поставил ведро перед дверью, а тут ребята навалились на дверь, она шумно распахнулась. Толстяк Илюша пулей влетел в класс, споткнулся о ведро, опрокидывая его. Грязная вода черным потоком почти мгновенно растеклась по полу. Илья поскользнулся и растянулся во весь рост, оказавшись в луже, несколько девчонок и мальчишек тут же плюхнулись на него – у дверей образовалась куча мала. Крик, визг, гам наполнили класс.
       Илья поднялся, с ужасом оглядел свой грязный и вымокший костюм и бросился за Иваном, сбивая стулья, чтобы надавать ему тумаков за ведро, поставленное не на месте. Девчонки, отряхивая свои юбки от грязной воды, как только ни обзывали нас! Мы со Стёпой как «зачинщики этого мероприятия» быстро тряпками собирали воду с пола.
       Через некоторое время все успокоились. Посмотрел я на наших мальчишек и девчонок: те, кто обиженно возмущались, теперь уже смеялись над случившимся. Одна только Вика по-прежнему иронизировала над нами. Больше всех от нее досталось Стёпе, именно его она сделала объектом своих насмешек, а нам было очень обидно за Степана: мы ведь понимали, почему сегодня он предложил вымыть пол, потому что хотел освободить Вику от дежурства, а она первая, ехидно усмехнувшись, сказала ему: «Ужас! Развел болотину!»
– Эх, ты, ничего не понимающая Хлоя! – подумал Влад.
       А никакой болотины и не было! Пол блестел, когда в класс вошла Светлана Александровна. На ее лице все ребята прочитали удивление. Она спросила:
– Неужели уборщица уже вымыла наш класс?
– Нет, это наши мальчики: Стёпа, Влад и Ваня, – услужливо доложила Вика.
       На ее лице блуждала хитрая улыбка, говорящая: «Ох, и попадет вам сейчас за вашу инициативу, мальчишки!»
       Но, вопреки желанию Вики и других ребят, учительница сказала, улыбнувшись:
 – Ай да молодцы, наши мальчики! Зря времени не теряли – вымыли весь класс! Девочки, берите с них пример!
– Мам, как хорошо, что Светлана Александровна поняла и поддержала нас,– сказал Влад. Мы-то с Иваном были довольны, что нас похвалили, а вот Степа совсем загрустил, потому что он все делал ради Вики. А она разве оценила это? Лишь смеялась и поддразнивала Степана тем, будто ничего не понимает в происшедшем.
       А ты знаешь, мамочка, я сегодня понял, как злое слово и злой взгляд могут здорово обидеть человека. А вот интересно: сколько добрых улыбок смогут побороть злой взгляд? И сколько добрых слов нужно, чтобы стереть злое слово?
       – Ну ты, Влад, прямо философ! Но я тебе скажу проще, сынок: надо понимать, ценить и очень бережно относиться друг к другу – тогда все будет хорошо!