Операция Чистые руки

Ирина Кореневская
ВСЕ ПЕРСОНАЖИ И СОБЫТИЯ ОПИСАННЫЕ НИЖЕ-ВЫДУМАНЫ. ЛЮБОЕ СОВПАДЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ-СЛУЧАЙНО.

Очередной рабочий день начался с опоздания. Решив сегодня отправиться на работу на машине, я совсем забыла о том, что в последнее время по Москве стало очень трудно передвигаться. И теперь тоскливо наблюдала, как поток машин короткими перебежками движется вперёд. Давно известно: если надо быстро попасть куда-либо, легче прибегнуть к услугам метрополитена. Но там душно, большое количество народа, который давит со всех сторон, попрошайки... В личном транспорте наоборот комфортно. Можно включить кондиционер, послушать любимую музыку. Но количество времени, затраченное на дорогу, увеличивается минимум вдвое. Пора передвигаться на вертолёте. Одна проблема-парковать его негде.
С получасовым опозданием я приехала на работу. Поднялась на второй этаж, где располагался мой кабинет. Тут я запоздало вспомнила о еженедельной планёрке, которая началась двадцать минут назад. Пришлось разворачиваться и бежать в общий зал, где проходили планёрки, пятиминутки и совещания. Постаравшись слиться с полом, я пробралась к своему месту и растолкала дремавшего напарника:
-Лёш, что говорят-то?
-И тебе привет.-парень зевнул и потянулся.-как всегда-отчёты, призывы, лозунги... О, смотри, Мухин на сцену поднялся. Ты успела на самое интересное.
После этих слов я обратила свой взгляд на небольшое возвышение в начале зала. К микрофону подошёл невысокий мужчина лет пятидесяти. Глядя на него, я в очередной раз подивилась тому, как обманчива внешность. Валерия Денисовича Мухина легко можно было представить в роли Деда Мороза на каком-нибудь детском празднике. Лучащееся добродушием лицо, тихий выразительный голос, мягкий взгляд... Глядя на него, посторонний человек вряд ли мог догадаться о том, что за плечами у этого доброго дяди две войны и более пятидесяти успешных операций по задержанию и обезвреживанию особо опасных преступных элементов.
Генерал Мухин цепко оглядел сидящих в зале и начал свою речь. Через секунду после того, как раздался его голос, все присутствующие как по команде сбросили сонное оцепенение и начали вслушиваться в его слова. Генерал отлично умел держать внимание аудитории.
Вникнув в суть его речи, я подавила тяжёлый вздох. Министерство внутренних дел решило в очередной раз объявить войну взяткам и коррупции. Рядом со мной раздалось недовольное ворчание Алексея. Я покосилась на парня:
-В чём дело?
-А то сама не знаешь.-махнул рукой напарник.-опять начнётся переливание из пустого в порожнее. Будет много шума, а результат-ноль. В России взяточничество не искоренить.
-Думаешь?
-Полина, сколько же было операций по борьбе с взятками за прошедший год?
-Много.
-А результат?
-Ну...
-Не нукай. Нет результата. И не будет.
-Лёш, ты бы настроился более оптимистично. Всё равно заниматься этим придётся именно нашему отделу. А с твоими мыслями...
-Вот именно, что мы опять потратим время зря. А на мне, между прочим, ещё масса дел висит.
-Если бы ты больше времени уделял работе, а кофе и перекурам-меньше, давно разобрался бы со своими делами.
Алексей хотел ответить что-то, но все вокруг начали подниматься со своих мест. Планёрка подошла к концу. Доругивались мы уже по дороге в кабинет. Войдя в помещение, которое кроме нас с Лёшей занимали ещё пять сотрудников, напарник устремился к электрическому чайнику, за что заслужил ехидное замечание от меня. Достойно ответить ему помешал наш начальник. Чеканя шаг он вошёл в кабинет и орлиным взором обвёл своих подчинённых.
-Как всем вам было объявлено.-начал он, как всегда не здороваясь.-у нас началась неделя по борьбе со взятками. Кроме столицы в этот раз мы также займёмся близлежащими районами...
-Какими районами?-вырвалось у меня.
Глаза шефа впились в меня.
-Калистратова, ты же на планёрке была?
Я кивнула.
-Тогда должна была слышать Мухина. Или опять всю планёрку с Чернышовым ругались?-он перевёл взгляд на Лёшу, который невозмутимо попивал кофе.
-Так вот...-не дождавшись ответа, продолжил начальник.-у меня просят двух толковых ребят в район. Меньше всего загружена сейчас Калистратова. Значит едет она и, разумеется, Чернышов. Вопросы есть?
Мы с Алексеем отрицательно покачали головой. Вопросов не было.
-Вот и хорошо.-шеф тяжело вздохнул и обратился непосредственно ко мне.
-Полина, я тебя очень прошу-не демонстрируйте там свою взаимную любовь. И так уже слухи ходят, что у нас сотрудники как кошки с собаками... На общественном мнении сказывается, знаешь ли.
Я усмехнулась: мы с Лёшкой постоянно цепляли друг друга. Пустяк мог вылиться в скандал вселенского размаха. Но при этом я бы не променяла своего напарника ни на кого другого. За восемь лет работы бок о бок мы стали почти что единым целым и понимали друг друга без слов.
-Будет сделано.-ответила я.
Шеф вздохнул и посмотрел на нас с большим сомнением.
***
-Лепота!-довольно улыбнулся Лёшка, глядя по сторонам.
-Где?-оторвала я взгляд от карты.
-Вокруг. Да ты посмотри, Полин, как тут хорошо!
Без особого интереса я поглазела вокруг себя. Мы ехали по направлению к месту командировки, с каждой секундой удаляясь от столицы.
-Чего хорошего-то?
-Смотри-лес по обеим сторонам дороги, дождём всю пыль прибило, так что воздух почти свежий. И почти нет машин.
-Да,-согласилась я с последним его утверждением.-Машин действительно гораздо меньше, чем в городе.
Лёшка с удивлением глянул на меня.
-Полин, неужели ты отметила только это? А как же красоты природы?
-Лёш, я же типичный коренной житель мегаполиса. Я к природе не привыкла и мне на ней неуютно.
-Да уж…-парень уставился на дорогу.-А я не знаю, как можно не любить природу.
-Естественно, ты же вырос в самом лоне природы.
И это было действительно так. Алексей родом из какого-то села под Костромой. Двенадцать лет назад он приехал в столицу, чтобы получить образование и остаться в этом городе. В принципе, это у него получилось. Но корни давали знать о себе и каждые выходные Лёша обязательно проводил на природе, а во время отпуска пропадал в своей деревне, где не ловит мобильный телефон и до сих пор не провели электричество.
Я же наоборот не могу находиться за пределами города. Мне больше по душе загазованность и шум большого города, в котором я родилась и выросла. Наверное, я бы никогда не смогла жить в деревне.
-Вот и приехали,-голос напарника вторгся в мои мысли.-Поля, очнись, нас ждут великие дела!
Я вышла из машины и огляделась по сторонам. Типичный провинциальный городок. И сейчас мы стоим перед типичной провинциальной гостиницей.
-Давай Полин,-Лёша начал подталкивать меня ко входу.-Раньше сядем-раньше выйдем.
-Странные у тебя поговорки…
-Это потому что контингент, с которым нам приходится общаться, чаще всего по-иному не разговаривает.
Мы зашли в гостиницу, получили номера.
-Кидаем вещи-и давай к начальнику ГАИ,-решила я.-Нам ведь их проверять надо?
-Да. Да вот только опасаюсь я кое-чего…-задумчиво протянул Алексей.
-Чего же?-остановилась я напротив двери своего номера.
-Поль, сама подумай… Городок маленький, тут все как одна большая семья. А ну как предупредит сотрудников и…
-Полномочий таких не имеет,-перебила я парня.
-Так он не в лоб же. Так, в дружеской обстановке. Не как начальник, а как лицо неофициальное, такому же лицу,-погрустнеп Алексей.
-И что ты предлагаешь? Действовать в обход? Права не имеем.
-В обход? Нет, ну зачем же в обход? Вовсе нет. Сейчас зайдём, представимся… А потом действовать будем. А как действовать-не скажем. На это мы право имеем.
-И как же мы будем действовать?-с интересом посмотрела я на парня. Лёшка всегда был большим специалистом по части разработок операций и хитроумных комбинаций.
-Ловить на живца!-подмигнул напарник.
-И кто будет живцом?-с опаской поинтересовалась я.
Лёшина широкая улыбка дала понять, что опасения мои совсем не напрасны.
***
-Итак, ещё раз повторяю-твоя задача-изобразить человека, впервые севшего за руль,-наставительно произнёс Алексей.
-Ты просишь Родена поработать каменотёсом,-усмехнулась я.
-Надо, Поля. Для дела надо.
Я согласно кивнула.
Днём мы навестили начальника местного ГАИ. Нельзя сказать, что тот был рад нам. Прямо скажу-встретил он нас без всякого восторга. Но согласился оказать посильную помощь в проведении операции. Когда же начальник поинтересовался, как мы намерены действовать, Алексей, глядя на него в упор своими честными голубыми глазами, соврал, что на данный момент мы не располагаем какими-либо стоящими идеями, но на всякий случай просим одобрения. Начальник, скрепя сердцем, одобрение дал.
И сейчас, в одиннадцать вечера, мы находимся на местном автодроме с вполне определённой целью-поимкой на живца нечистого на руку сотрудника ГАИ. Для этого я изображаю неумеху без прав и накручиваю уже пятый круг по автодрому.
-Лёш, мне кажется, мы уже никого не поймаем. Полчаса прошло, а воз и ныне там.
-Погоди Полина, Москва не сразу строилась.
Ещё через два круга я уже готова была послать всё к чёрту и отправиться в гостиницу, как вдруг Алексей издал радостное восклицание.
-А вот и он,-с удовлетворением в голосе, будто встретил старого друга, заметил парень.
Я заглушила мотор.
-Лёш, ты готов?
-Всегда готов!
-Микрофон на месте? Камера включена?
-А то!-Алексей щёлкнул пальцем по пуговице на рубашке. Со стороны это была обычная пуговица-может быть только чуть больше, чем требовалось. На самом же деле-высокочувствительный передатчик, способный передавать звук и изображение на расстоянии пятнадцати метров, на подключённый с помощью беспроводного соединения, компьютер или наладонник. Подарок от коллег из ФСБ, за помощь в какой-то операции. Всего сто штук на всё наше управление. Каким образом Лёхе удалось выцыганить его-одному Богу известно. Но такая маленькая штучка могла оказать нам огромную помощь в операции.
Машина ГАИ остановилась прямо перед нашей. Включились фары. Я невольно поморщилась: не очень приятно, когда резкий свет бьёт прямо в глаза. Полюбовавшись на нас, гаишник отъехал чуть в сторону. Остановился. Вышел из машины и вразвалочку направился к нам. Я с напускным безразличием уставилась на него. Лет сорок. Взгляд прямой, суровый. Больше ничего выдающегося в его внешности я не заметила.
-Лейтенант Груздев. Предъявите ваши права,-сказал он, глядя на меня.
Я молча отвела взгляд. Вмешлся Алексей.
-Командир, а в чём дело?
-Дело в том, что насколько я подозреваю, у девушки нет прав. И не было никогда,-тон лейтенанта похолодел градусов на двадцать.-За управление автомобилем без прав…
-Какое управление, лейтенант?-искренне удивился Лёша.-Мы просто стоим, даже мотор не включен.
-Парень, хватит мне тут Ваньку валять,-поморщился Груздев.-Кто владелец машины?
-Ну я,-с вызовом произнёс мой напарник.
-Тогда пройдёмте. Захвати права, парень и прочие документы.
Гаишник направился к патрульной машине. Лёша незаметно подмигнул мне и последовал за ним.
Я достала наладонник. Конечно, с компьютером было бы удобнее, но он может вызвать лишние подозрения. Отыскав частоту передатчика, я включила режим просмотра и автосохранения. На экране появилась картинка и я мысленно поаплодировала Лёше. Он установил передатчик так, чтобы в зону видимости полностью попадал лейтенант.
-Итак, что делать будем?-вопросил Груздев.
-А что делать?-донёсся голос Алексея. Напарник избрал верную тактику-притворился дураком. Почему-то в присутствии таких людей полностью пропадает настороженность и их собеседники расслабляются. Хотя наш «клиент» вообще ничего не подозревал и вёл себя естественно.
-Как вопрос решать будем, говорю?
-А как его можно решить?
-Парень, ты дурак?-Лёша промолчал. Не дождавшись ответа, гаишник продолжил.-значит так… За правонарушение бабу в обезьянник на пятнадцать суток. А тебя-на суд и лишение прав на срок до двух лет.
-Командир, ты чего? Да это ж не просто баба, жена она мне!-при этих словах я внутренне возмутилась.-Она ж меня съест потом! И без прав мне нельзя-я шофёром работаю. Как же я семью кормить буду?
-Раньше надо было думать,-лицо лейтенанта Груздева преисполнилось праведного гнева.
-Лейтенант, а по другому этот вопрос решить нельзя?-с надеждой поинтересовался Алексей.
-Это как это-по другому?-Груздев впился холодным взглядом в моего бедного напарника.
-Ну я не знаю…
-Думай, парень, думай…-лейтенант постучал по ладони отобранными накануне у Лёшки правами.
-Командир, я без понятия, если честно. Может что посоветуешь?
-Мои советы денег стоят,-с нажимом на предпоследнее слово произнёс Груздев.
-И сколько?
Лейтенант задумался. Потом решительно тряхнул головой.
-Пятнадцать!
-Командир, да ты чего? Где ж я столько достану, ночью-то. Может на потом отложим?
-Всё,-Груздев опустил права Алексея в карман.-Поехали парень.
-Погоди погоди… Ладно, чёрт с тобой,-Алексей полез в бумажник и вытащил пачку купюр.-Держи!
Груздев вцепился в пачку и начал пересчитывать купюры. Пришло моё время. Положив наладонник в карман, я вышла. Подойдя к патрульной машине, постучала по стеклу. Молниеносно спрятав деньги, Груздев опустил стекло.
-Чего вам, гражданочка?-поинтересовался он.
-Майор Калистратова,-ответствовала я ему.-Вот удостоверение. А вот и мои права,-с этими словами я продемонстрировала ему вышеперечисленное.
Побледневший лейтенант перевёл взгляд на Лёшу.
-Капитан Чернышов!-мило улыбнулся парень и показал корочки.-Можно получить права обратно?
Лейтенант кинул парню его права.
-На живца, значит ловите?-взгляд его перебегал с Алексея на меня и обратно.-а не докажите ничего!
-Осуществлялась скрытая видео и аудиосъёмка,-я сочла нужным поставить лейтенанта в известность.
Груздев поник, но тут же воспрянул духом.
-Ребят, а может договоримся?-с надеждой поинтересовался он.
-Нет, лейтенант, не договоримся,-Лёша отрицательно покачал головой и мягко добавил.-Поехали.
***
После успешно проведённой операции по выявлению взяточников, нас с Алексеем обязали присутствовать на «публичной казни». Начальник ГАИ полтора часа, при всём личном составе отчитывал лейтенанта Груздева, неосторожно преступившего черту закона, который он был призван охранять.
Под конец экзекуции Груздев не выдержал, и мрачно посмотрев на начальника, стал огрызаться.
-Павел Семёнович, да вы сами прекрасно знаете, что не мы одни виноваты! Не надо нам давать-мы и брать не станем.
-Сами приучили народ!-повысил голос начальник.-Не брали бы, вам и давать бы перестали.
-Да как перестали, когда они деньги чуть ли не силком суют!
-В карман, что ли?-ехидно осведомился начальник.
-И в карман тоже.
-Карманы застёгнутыми держать надо!
Я подавила тяжёлый вздох. Алексей посмотрел на меня.
-В чём дело?
-Ты был прав,-я вспомнила слова парня о том, что в России взяточничество не искоренить.-Это мероприятие-типичное переливание из пустого в порожнее. Сейчас начнут задавать вопросы о том, кто виноват и что делать. А виноваты обе стороны. И тот, кто даёт и тот, кто берёт. Русский народ привык решать проблемы с законом с помощью денег. А власти… Они привыкли к такому лёгкому и необременительному заработку. И если мы и дальше будем закрывать глаза на данное обстоятельство-ничего не изменится. Будут брать и давать. Рост преступности будет неуклонно повышаться. И проведи мы ещё сто пятьдесят тысяч рейдов-это делу не поможет. Да, сейчас мы добились того, что накажут лейтенанта Груздева. Его пример некоторое время будет пугать любителей лёгкой наживы. Но потом на его место придут новые Груздевы, и всё повторится заново. Взяточничество будет процветать везде, в том числе и в высших эшелонах власти, где торгуют должностями чиновников. И не важно, отпускаешь ли ты человека, который не умеет управлять автомобилем или сажаешь в депутатское кресло человека, который не умеет управлять страной. Результат один-аварии, катастрофы, а возможно и человеческие жертвы. И цена всего этого-стоимость шубки, которой взяточник решил порадовать жену, или новая машина, для себя любимого. Стоимость взятки.
Берущие взятки никак не хотят понимать, какую ответственность они берут на себя. Ответственность за то, что предпримет тот, кого они пожалели за вознаграждение. А дающие взятки-они просто привыкли к лёгкому решению своих проблем и другого пути уже не видят.
Надо довести до сознания каждого отдельного индивидуума, как опасно такое простое решение проблемы. Дело даже не в самом факте взятки, а в последствиях. Подчас ужасных последствиях.
-И как же это сделать?-Алексей внимательно посмотрел на меня.
-А над этим нам предстоит долго и упорно работать. И не только нам. Каждый должен уяснить для себя всю глобальность этой проблемы. Облечённые властью должны проявить стойкость и отказаться от «второй зарплаты». А граждане-понять, что лучше сделать всё на совесть, чем откупаться от слуг закона. Но для этого предстоит немало сделать и немало пережить. Впереди-долгая дорога к обществу чистых рук!