Спектакль Саранча. Театр им. А. С. Пушкина. 24. 10

Таня Варшавская
Если спектакль способен вызвать чувства
даже у жестких и циничных людей, -
значит, он удался.
Т.З.

Почему люди пишут такие короткие отзывы? Ответ прост - нехватка времени. Только вроде бы проснулся, а уже надо опять спать ложиться. День сменяет ночь, дни- недели, месяцы - год, года превращаются в десятилетия. И так проходит жизнь, в мгновение ока. С возрастом понимаешь, что самым счастливым периодом в жизни было детство, беззаботное, веселое, лихое. Тебя все любили, ты всех и вся любил, тебе было до всего интересно, ты везде совал свой нос, иногда доводя своих близких до белого каления.
Но это все в прошлом. Период, в котором находится большинство нашего населения, одним словом назвать нельзя. Это молодость - зрелость.…Но и этот период когда-то закончится. И наступит старость, жуткая, никому не нужная старость. Когда, в какой момент она наступит, никому не ведомо. Неожиданно, резко, не спрашивая нас.
Только вчера, казалось бы, ты занимался какими-то важными, неотложными делами, что-то добывал, суетился, искал, крутился. И вот, в одно мгновение, кто-то (явно!) свыше, отдал приказ: все, «баста, карапузики, кончилися танцы!». Остановись, оглядись, приехали! Страшно становиться старым, да еще никому не нужным. И что самое обидное и парадоксальное, - своим детям. Пропасть между родителями и детьми, между добром и злом, между пониманием и прощением и недопониманием и циничностью увеличивается. Каковы будут ее размеры, решать всем нам. Наша обязанность – попробовать изменить мир в лучшую сторону. Своим терпением, состраданием, любовью. Эта сюжетная линия спектакля «Саранча». Ее написала сербский драматург Биляна Срблянович (Б.С.) в форме трагифарса.
       
       Спектакль состоит из маленьких трагикомических эпизодов, которые настолько жизненны и правдоподобны, что становится просто страшно. То, что происходит практически во всех семьях, монологи – диалоги между родителями и детьми, старшим и молодым поколением. Автор открывает нам наши же проблемы, отвечает на вопросы, почему это все произошло. Подсказывает ответы, которые нам и не хотелось бы знать. Потому что мы боимся посмотреть этой правде в глаза. Мы стали эгоистичными и злобными, мы забыли слово «долг», нас съедают, и мы съедаем, изо дня в день, работая по принципу САРАНЧИ.
 
       Человек (Александр Пороховщиков), всю жизнь отдавший обществу, оказывается абсолютно не нужным, когда становится немощным, хилым стариком. У него отказывает мозг, он уже не может самостоятельно двигаться, есть, соблюдать гигиену. От него пытаются избавиться родные дети, Дада с Фредди (Вера Воронкова и Виктор Вержбицкий). Придумывают план, как бы незаметно избавиться от своего отца. Фредди, заботливо укладывает провизию в корзинку своему папочке, а затем отвозит его на автомагистраль, отбирает документы, по сути своей, бросая на произвол судьбы, как бездомную собаку. И все оттого, что ему надоело каждый день и час за ним ухаживать. Он следит за своим пищеварением, а отец вызывает в нем отторжение к еде. Так поступают не люди,- выродки. Уж, простите за такое сравнение. Конечно, судить их по-человечески не мне. Но автор сам нас подводит к такому выводу. «Смотрите, - говорит Б.С., - ведь с вами также могут поступить и ваши дети». Потому что «любовь к ближнему» не просто слова, это каждодневное доказательство вашей доброты, причастности, заботы. Это и готовность к самоотречению, и самопожертвование во имя близкого.
       Мать, приехавшая без предупреждения к своей одинокой дочери в город, оказывается практически выгнанной собственной дочерью на улицу, потому что … не предупредила о своем приезде. «Мама, у меня есть своя личная жизнь, а ты не смей в нее вмешиваться!». Мать, человек старый и опытный, старается всячески угодить своему ребенку, но…дочь, в которой, в данный момент, говорит только недовольство, безо всякого стеснения, забыв об уважении, создает атмосферу невыносимости для присутствия в своей жизни старой, одинокой старухи. Дочь – ведущий хирург института пластической хирургии. Сравнение Б.С. с профессией, которая сама по себе отрицает всякую жалость.
       Макс, 46-летний тележурналист, лицо массмедиа, которого великолепно обыграл Н.Фоменко, циничен и холоден. Пытается выглядеть моложе своих лет. Он еще хочет нравиться молоденьким девушкам на телевидении. Среди них гримерша Надежда (Виктория Исакова), странноватое существо с наклонностями к шизофрении. Надежда умеет читать по губам, она обладает сильной интуицией, и вовремя подсказывает Максу обратиться к врачу с диагнозом инсульт.
Вроде бы обладая такими качествами, она должна многое видеть и чувствовать на расстоянии. Но когда умирает ее родной человек, бабушка, которая ей в свое время заменила мать, она не чувствует. Крики Надежды под окнами бабушкиного дома с просьбой открыть ей дверь, душераздирающи. Своим криком она будто бы вымаливает прощение.
       Семья, с первого взгляда показавшаяся нормальной: отец, сын, сноха, внучка, живет по принципу: меня не трогай, и я никого не трону. Слишком уж практичная Дада (сноха) всячески издевается над своим мужем, управляет им, как марионеткой. А ее родная дочь Алегра выступает в роли сообщницы своей матери. Дочка с самого детства прекрасно разбирается в том, кто и что ей должен. Дедушку она любит, потому что у него есть деньги и когда он умрет, все достанется ей. Она рассуждает по сути, как нынешние молодые люди. Только став взрослыми и родителями, они горько разочаруются в своих убеждениях.
       Надо сказать, что некоторые монологи, особенно на вечеринке телекомпании, затянуты и, в принципе, не несут в себе какой-то важной информации для зрителя. Зал оживлялся, когда на сцене происходило действие, action. Собственно смысл театрального представления заключен как раз в развлечении, и зрители, заполнившие зал до предела, за этим и пришли. Многим, чаще молодежи, спектакль не понравился. Они ушли недовольные потраченным в холостую временем. Но людям старшего поколения данное действо запомнится надолго. Слишком много слез было вылито за эти два часа.