Пропавшая циркачка и мужик в золотом пиджаке

Игорь Исетский
(Опубликовано в журнале "Сибирский край", выпуск 15.)


«Он в старый цирк ходил на площади
И там циркачку полюбил.
Ему бы что-нибудь попроще бы.
А он циркачку полюбил».
(Б. Окуджава, «Песенка о Ваньке Морозове».)

       В студенческие годы я дружил с Артуром Мерцаевым. Жил он в общежитии на Уралмаше (район г. Свердловска). И вот как-то вечерком прогуливались мы с ним недалеко от общаги. Вдруг видим: у остановки тормозит такси. Из автомобиля выкатываются двое парней и две же девушки. Все пьяные. Поскальзываются на притоптанном снегу, падают, хохочут. Затем они распрощались, и одна стройная длинноволосая девушка направилась в нашу сторону. Мы решили с ней познакомиться.
       
       - Девушка, - сказал я нарочито строго, - а почему вы в нетрезвом виде и в общественном месте?
       Девчонка приняла мои слова всерьёз.
       - Ой, мальчики. Я тут рядом живу. Точнее, квартирую у своей тётки. Мы артисты цирка из Москвы. У вас на гастролях. Друзья мои выпили слегка. Я-то не особенно. К тётушке всё-таки направляюсь. Не стану же я к ней пьяной заявляться. А друзей моих не забирайте никуда. Они такие безобидные. А вы что, дружинники? - затараторила девушка.
       - Вроде того, - сказал Артур, - Да вы не пугайтесь. Мы вас до дома проводим, а то ночь уж почти.
       - За это спасибо. Пойдёмте.
       Девушка была красива. Одета модно. На ногах шикарные сапожки со шпорами.
       - А чего это у вас на сапогах шпоры? - поинтересовался я.
       - Так я в номере с лошадями работаю, - улыбнулась наша новая знакомая Лена.
       По пути мы непринуждённо болтали. Когда подошли к нужному дому, Леночка произнесла:
       - Спасибо вам, что друзей не тронули. А вообще, приходите завтра на представление. Я вас со служебного входа проведу.
       
       На другой день к назначенному часу мы стояли возле входа «для своих». Ожидали Лену, а она всё не шла.
       В небольшом коридорчике перед вахтой висел телефон-автомат, по которому возбуждённо разговаривал мужчина в пиджаке, расшитом золотом.
       Лицо мужчины показалось знакомым. Но откуда? Почти сразу сообразил: он здорово похож на иностранного артиста Чарльза Бронсона. Только на такого, несколько обрюзгшего, что ли, Чарльза...
       Мы решили попросить мужичка вызвать нашу вчерашнюю знакомую.
       Когда мужчина окончил разговор, Артур обратился к нему:
       - Слушай, ты же из цирка. Вон какой нарядный. Не вызовешь нам Лену?
       - Какую Лену? - несколько заторможено спросил мужчина, дыхнув на нас перегаром.
       - Ну, тут работает, конницей, что ли. Обещала нас провести бесплатно. А мы тебе выпить купим. Тебе, вроде, здоровье поправить надо.
       Мужчина оживился:
       - Я вас и сам проведу, а эту вашу Лену поищем в закромах. Пошли, - и работник цирка без проблем провёл нас через вахту. Лишь бросил вахтёру: «Эти джигиты со мной».
       
       Зашли в буфет, купили пару бутылок сухого вина. Выпили. Познакомились. Мужчину звали Юрой, и работал он униформистом.
       - Вы, парни, может, чего путаете? В конном номере Лены нет. Там кавказская семья работает. Ну, ничего, поищем.
       Допив вино, мы пошли за кулисы. Спустились в подвал, где содержались животные-артисты. Юра подвёл нас к двум девушкам, ухаживающим за зверьём, и довольно бесцеремонно спросил:
       - Нету Лены среди этих?
       Только что пальцем не ткнул в сторону девчонок. А те лишь хихикнули.
       - Нет, тогда пойдём дальше.
       Юрий водил нас по всем закуткам цирка. Мы видели и гимнасток, разминающихся перед выступлением, и других артистов. И просто обслугу. Но нашей Лены среди них не было.
       Видимо, утомившись, Юра сказал:
       - Знаете что, мужики? Тут человек 200 работает. Баб примерно 120, из них 80..,  - униформист произнёс неприличное слово. - И как я вам Лену найду?
       Мы рассмеялись.
       - Да, ладно. Спасибо, что провёл. Хоть в цирк сходим.
       - Я вас на самые шикарные места посажу. А поработать у нас не хотите?
       - Циркачами, что ли? - спросил я.
       - С какой стати? Как я, в униформе. У нас частенько студенты нанимаются. Работа вечером. Понедельник – выходной. Рублей 80 получать будете. Чё ты, Игорь, лыбишься?
       - А пиджак золотой тоже выдадут?
       - Ну, естественно.
       - А что, Артур, может, вправду, устроиться? А потом в институт в таких пиджаках заявиться. Во хохма-то будет.
       Мы рассмеялись, а Юрик сказал:
       - Ну, вы точно – артисты. Лену им подавай ещё. Да тут нехватки в них не будет.
       - Ладно, подумаем, - сказал Артур.
       - Ну решайте. А сейчас пошли, усажу вас. Скоро уж начинать.
       
       Униформист действительно посадил нас на хорошие места, откуда мы с почти детским восторгом наблюдали представление.
       
       Иногда Юра, страхуя какого-нибудь акробата лонжой, оказывался рядом и подмигивал нам. Мы делали ему ручкой, испытывая определённую гордость за наше знакомство.
       
       Лена так и не появилась ни в одном номере. Скорее всего, она вообще в цирке не работала. Вполне возможно, имелся у неё знакомый униформист – мужик в золотом пиджаке. А шпоры на её сапогах… Понятно, что это модель обуви с прибамбасами. Кто же по городу в настоящих шпорах ходить станет?