Хромосома гражданственности

Наталья Столярова
       


Человечность в самом её обыденном проявлении определяется просто: по отношению к юродивым. Когда природа делает что-то необъяснимое, взбрык – выдаёт лишнюю хромосому, то диагноз – «синдром Дауна». Как мы относимся к ним – вечным детям – это и есть та лакмусовая бумажка…

Когда я пытаюсь понять, что же произошло в моём городе 12 октября, то с печалью признаю: на генном уровне – сбой. На выборы из шестидесяти пяти тысяч потенциальных избирателей пришло – двадцать… Трудно представить себе эту массу равнодушных людей одновременно, почти – невозможно… Но я - стараюсь.

Вот молодёжь, весёлое племя. Они пританцовывают под музыку плееров, хохочут, обнимают подружек, целуются, увлечённо говорят по телефонам…Над их толпой ветер рвёт полотнище с огромной надписью «Забей на всё!».

Малочисленная группа бизнесменов. В ботинках не менее чем за восемьсот долларов, с навороченными ноутами, они обсуждают перспективы. Кризис. Чем он обернётся для них лично? Несладко, господа, тревожно…

Усталые женщины с потухшими глазами, мужчины среднего, пограничного возраста. Есть и помоложе, и постарше. Роднит их одно: нет веры – никому. Какая разница, кто займёт кресло главы? Лишили даже привычного названия, город именуется – поселением. А кто же они – поселенцы? И проносится холодный шёпот, как в той сказке далёкого детства: «что воля, что неволя – всё равно…». Всё равно.

Рабочие узнаваемы сразу. Они стоят, прищурив глаза, в которых кроется едва скрытая усмешка: «Ну, мели Емеля, твоя неделя…».

Тонкая прослойка интеллигенции, видно, растеклась по толпе как подтаявшее масло. Не видно и не слышно. У остальных – лица в тени, но ярко светятся в руках пульты телевизоров. Там, на экранах – истинная жизнь, там – подлинный интерес и настоящие события. Не оторваться…

Сквозь толпу, в ином направлении, движутся бабушки с тортиками и коробками конфет в руках. Это они спешат к цели – на избирательные участки. Сколько их? Это они идут сделать выбор будущего пути города на пять лет вперёд. И за себя и «за того парня».

Кандидату крупно повезло. 1 октября случился вновь изобретённый праздник – День пожилого человека. Который, кстати, стал – месячником (вернее – «двухнедельником» - аккурат до 12 октября). Праздник «гулялся» с большим размахом: в советах микрорайонов щедрой рукой накрывались столы, заливались гармошки, хоры и солисты не знали устали.

А вот теперь нужно вернуться к истории города Чайковский. Сорок лет назад здесь возникло предприятие – монстр. Комбинат шёлковых тканей. Куда тому Иваново – городу невест. Тот был – с устойчивой прядильной и ткаческой историей. А этот – юный, молодой и – заполненный до краёв девушками и женщинами, совсем молоденькими и не очень. Прошло несколько лет, пока партийные боссы спохватились: что натворили? И срочно начали сооружать завод СК, чтобы уравновесить отсутствие мужского пола. Но годы уже прошли…В отсутствии любви…

Комбинат на протяжении многих лет был – градообразующим предприятием. А стал – умообразующим. Это история, а с ней – не спорят. По статистике - в этом году семьдесят процентов пришедших избирателей (вернее, избирательниц) были в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти лет. И основную агитационную работу, весьма успешно, провели бывшие партийные и профсоюзные лидеры КШТ. Таковыми они были – тридцать лет назад. Имея в руках главный инструмент – советы микрорайонов.

Я сама видела просветлённые лица пожилых женщин, когда они шли с праздников в эти октябрьские дни, поверив в иллюзию заботы, с тортиками в руках. Читали они программы кандидатов? Оценивали их личности? Прикидывали – на год вперёд? Оглядывались – на год назад?
Да нет… Они голосовали не умом – истосковавшимся сердцем.

Можно ли осуждать остальных сорок пять тысяч…поселенцев? За отсутствие одной - единственной хромосомы? Хромосомы… гражданственности.



Город Чайковский