Правда о героизме, равнодушии, подлости

Сергей Николаевич Емельянов
Вы читали поэму Андрея Вознесенского «Ров» прочтите. Совесть, разум отказываются верить, что все это могло произойти, что есть среди нас нелюди, алчные упыри, довершившие то, что начали в 1942 году фашистские изверги. И это не призраки из прошлого, это в общем-то молодые люда, даже с высшим образованием и партийными билетами были среди, даже, носившая под сердцем своего еще неродившегося ребенка. Они вскрывали по ночам гигантские братские могилы казненных фашистами в сорок втором году тысяч советских людей, вскрывали и … грабили но ночам при свете автомобильных фар, просеивали прах с целью найти и украсть золото - и неважно монета это, или зубной мост ....
Эта поэма-набат, поэма-совесть, поэма-суд заставила меня взяться за давно наболевшее.
В районе морского вокзала нашего города установлен памятнитк-боевой катер Азовской флотилии. Он стоит на пьедестале и является памятью о моряках-азовцах, последними оставившими город в трагические дни сорок первого и первыми пришедшими сюда в ночь на 29 августа сорок третьего. При освобождении Таганрога погибло немало моряков. И вот в один из солнечных зимних дней, когда погода порадовала и морозцем, и солнцем, и снегом, я обрати внимание на то, как пятилетние детишки лихо скатываются с горки на своих саночках, а рядом их счастливые и довольные мамы. И все было прекрасно, если бы катальной горкой не служил пьедестал этого памятника. А когда обратился о вопросом к родителям этих несмышленных катальщиков:
- Как же Вы допускаем ведь это же памятник?!-
В ответ услышал
- Ну, а что тут такого, что ему будет? - ... и такое равнодушие в глазах:.
Мне помнится апрельский день 1951 года. На свежем весеннем ветру стояли мы десять мальчишек у скромного фанерного обелиска и нам повязывали алые галстуки молодые красивые парни, вчерашние фронтовики. Это было в «Балке смерти». Именно так стали называть Петрушину балку, где до войны брали глину для кирпичного завода, где стояла мирная тишина, вспоротая сухими винтовочными выстрелами и предсмертными криками о октябре сорок первого. Фашисты уничтожили здесь тысячи таганрожцев, здесь погибли под пулями герои подполья.... Теперь «Балка смерти» для Таганрога, как Бабий яр для Киева, как гигантские площади Пискаревского и Серафимовского мемориальных кладбищ для Ленинграда…
 Эта теперь наша вечная боль. Ведь живем мы в стране, где память о войне не просто история, она пронизана болью многих, значит болью каждого из нас.
В этом году в канун дня Победа мы увидели «Балке смерти» подростков, катающихся ... на велосипедах. Они катались так весело, так спокойно и беззаботно, что было ясно - это их постоянное место для утех. И спросили мы
- Как же Вы можете здесь резвиться и кататься, ведь это же братские могилы, разве Вы не знаете?-
А. в ответ что-то неопределенное и похоже нас даже не понимали, что творят святотатство. И в глазах тоже равнодушие ледяное и жуткое, как у тех с виду симпатичных мамаш, чьи дети на санках катались с памятника военным морякам. И невольно вспоминаешь слова великого писателя русского Л.Н. Толстого: Равнодушие - это душевная подлость!
В канун дня Победа уже много лет подряд на центральной площади авиационного завода имени Димитрова проходит торжественный митинг у мемориала погибшим в годы войны работникам завода, и заносятся новые имена на мраморные плиты, и звучат торжественно-траурные слова. И музыка, и несут люди цветы. Триста сороке семь фамилий уже увековечены в этом памятнике. И я вспоминаю старую женщину, которая, положив скромные первые весенние цветы, ищет среди ряби длинных столбцов фамилию своего мужа. И трогает рукой буквы, и плачет… Потом она сказала мне
– Я не знаю, где схоронен мой муж, но теперь я прихожу сюда каждую весну, словно на встречу с ним, словно к нему на могилку.
Да мы приглашаем на этот митинг родственников погибших заводчан, и приезжают не только из города, но и из окрестных деревень, Ростова, Донецка, Гуково…
У памятника стоят голубые ели , и белые тонкоствольные березки и высажены кусты роз; они цветут все лето и даже сентябрь. Но в этом году весной у мемориала из шести кустов остались только два. И как смотреть в глаза этой женщины, как смотреть на кощунство, кто, чья подлая и равнодушная рука выкопала эти кусты и где они - в их частном палисаднике или дворике услаждают глаз?
Недавно довелось увидеть у продовольственного магазина. Стояла очередь за молоком и среди молодых крепких женщин одиноко и особенно тяжко и трудно стоял седовласый человек с пустым битончиком. Посмотрел, без ноги, инвалид войны, А он стоял мучительно, но стойко выдерживая физическую боль. не пытаясь пройти и купить молоко без очереди по праву инвалида, фронтовика, видимо потому, что просто страшился получить боль душевную, брошенную словно пуля в спину из-за утла, фразу кем-то, тоже равнодушным из очереди.
- Много Вас здесь таких фронтовиков и инвалидов, а нам тоже некогда.-
И никто или почти никто не осудит эту страшную фразу.
В нашем городе много делалось и делается для увековечивания памяти о погибших это правда. Много сделано для улучшения жизни и ветеранов войны, ведется военно-патриотическая работа, созданы памятники и музеи… И идя по тихой улочке удочке вдруг увидишь на калитке скромную красную звездочку и подумаешь здесь живет фронтовик! Впрочем, сейчас уже чаще всего жил.
Но сколько заорганизованных мероприятий, не дающих пользы ни душе, ни делу. Это все равно, что в день бегуна на улицу выходят тысячи, а потом 364 дня бегают единицы. Так и здесь. Единицы, энтузиасты занимаются повседневной воспитательной патриотической работой. И часто они не имеют поддержки и все сделанное Ии – это их кропотливый, многолетний непростой труд, их энергия и нервы.
Как-то сложилось уже так лет тридцать назад, что основную тяжесть военно-патриотического воспитания возложили на бывших фронтовиков. Они и лекции читали, и встречи проводили, и уроки мужества, и походы и военно-спортивные игры, но ведь уже на дворе 21 век. Уже фронтовики почти все. Да почти все ушли из жизни. Как ни горько об этом писать к ни горько писать это - они уходят из жизни, их становится все меньше и меньше, и они горько шутят: собой - Смерть бьет предельно по нашему квадрату -
Да уже и не шутят, некому так горько шутить. Потому что самым юным фронтовикам уже более 80 лет. Более. Ну а что же многочисленное учительство, молодежный актив разных партий и движений ит.д. А ничего. Наступило время, когда рвется память, прерывается связь времен и поколений. Скоро мы забудем об этой войне и тогда мы предадим и героическое поколение победителей, и себя и своих потомков.
Мы приходам в День Победа к братским могилами и обелискам памятникам с тем, чтобы возложить цветы, отдать долг Памяти погибшим, но мы здесь очищаем свою Совесть и свою Память от сиюминутной суеты, от скверны сегодняшней сытости, от мещанского жирка. Здесь мы обнажаем свою совесть и Память. Мы знаем, как беспощадно в памяти ломается
Жизнь требует немедленной перестройки и новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, а точнее к нравственному воспитанию молодежи! И браться за эту большую и очень в важную работу нужно не одиночкам-энтузиастам, а всем миром и немедленно, об этом нам говорит и сурово предупреждает набат поэмы «Ров»! Говоря о repоизме, нужно но гласно и правдиво говорить о равнодушии и подлости!