Сказка о короле, поэте, художнике и хитром поваре

Яков Рабинер
       СКАЗКА О КОРОЛЕ, ПОЭТЕ, ХУДОЖНИКЕ
       И ХИТРОМ ПОВАРЕ



Жил да был себе король. Король как король. Любил он пиры, охоту и многое другое из того, что может себе позволить король. А при дворе короля жили поэт и художник. И однажды они поспорили друг с другом. "Я - самый главный человек при дворе короля, - сказал поэт. Это благодаря мне наш король воспет в стольких стихах и песнях". "Кому нужны твои стихи и песни? - возмутился художник. Король уже устал от них, а вот мои картины всегда нравятся королю и потому я - самый главный человек при дворе короля". Но тут в спор вмешался хитрый повар. Он как раз шёл на кухню и слышал весь разговор поэта и художника. "Вы оба не правы, - сказал он. Самая главная особа при дворе короля - это мой петух. Пока он не закричит на заре, король не проснётся. Ну а если король не проснётся, то кому же вы будете посвящать свои стихи и песни и кого тогда будете рисовать на своих картинах?"
Слова повара о петухе показались двум спорщикам сначала неожиданными и странными, но потом они подумали, что ведь и в самом деле - не пропоёт петух на заре и король будет себе спать и всё королевство так и не проснётся. И решили они с той поры сначала прославлять петуха, а потом уже упоминать и рисовать короля. Решили и сделали. Поэт сначала воспевал голос и вид петуха, а потом хвалил Его Величество, а художник на картинах, изображавших короля, вседа рисовал рядом с ним петуха. Радовался хитрый повар, глядя на всё это и только ручки от удовольствия потирал. Ведь он давно хотел быть первым человеком при короле, да только эти двое - поэт и художник мешали ему. И как-то оказавшись рядом с троном Сурового Эрика (так звали короля), повар обратил его внимание на то, что поэт прежде всего воспевает какую-то презренную птицу, которая не сегодня-завтра будет подана к столу Его Величества, а художник всегда рисует её там, где место только самым доверенным у короля лицам. И вправду так - решил король, внимательно перечитав стихи поэта и вглядевшись в картины художника. "Да как они смеют!" - закричал он и так ударил кулаком по столу, за которым сидел, что ножки стола подломились и стол едва не ушиб Сурового Эрика. "Гнать их вон из моего дворца немедленно!", - приказал король. И поэта вместе с художникам вытолкала за ворота дворца королевская стража.
Трудно пришлось им. Нищими попрошайками сидели они на базаре и редко какой прохожий бросал монеты в их протянутые ладони. А повар с той поры стал самым доверенным человеком у короля. Но только забыв о том, что он ещё и главный повар при короле, он так запустил свои дела на кухне, что однажды Суровый Эрик сломал себе зуб о случайно попавшую ему в жаркое косточку. Лучшие зубные врачи королевства лечили короля. А как только он выздоровел, король тут же приказал казнить провинившегося перед ним повара.
На центральной площади построили большой деревянный помост, на котором должна была состоятся казнь. В золотой беседке, под золотой крышей, уселся сам король. Жители сбежались на площадь, чтобы присутствовать при казни. А красиво одетый палач нетерпеливо расхаживал в ожидании несчастного повара. Но вот зазвенели трубы королевских трубачей. Жестокий судья зачитал приговор короля и приказал палачу начать казнь. Но как только палач взмахнул топором, чтобы отрубить повару голову, повар вдруг закричал по-петушиному, замахал руками, как крыльями и за одну минуту на глазах у всех превратился в петуха. А палач уже размахнулся топором, но не успел его придержать и, вместо того, чтобы отрубить голову повару, превратившемуся в петуха, отрубил голову судье, стоявшему рядом с ним. Ахнула толпа, ахнул король, а жена судьи упала в обморок. И все бросились ловить петуха, а когда, наконец, его поймали, то отнесли показать королю. Только король взял в руки петуха, как петух тут же закричал по-петушиному и замахал крыльями, как обычно и делает петух на заре. Улыбнулся Суровый Эрик, вспомнил он про поэта и художника, которых он велел когда-то прогнать со двора, и приказал возвратить их обратно во дворец, а петуха велел отнести на птичий двор. Пусть возвещает зарю, как это положено в любом приличном королевстве. С той поры художник и поэт опять стали жить рядом с королём, а превратившийся в петуха повар каждое утро кукарекал на всё королевство, сообщая Его Величеству и всем живущим в королевстве, что день наступил и что пора всем вставать. Так кукарекал он долго, пока в один прекрасный день не пришёл за ним другой главный повар и не отнёс его на кухню. Королю Эрику подарили на день рождения большие часы со звоном. Они и будили теперь на рассвете короля и всё его королевство.