Об Израиле. Еврейская свадьба

Веруня
“Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене (Талмуд)
 
ХУПА – свадебный балдахин, полог, под которым происходит церемония брака.


ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА

Недавно мы с мужем побывали на свадьбе. Ближайшие соседи выдали замуж дочь. И мне захотелось рассказать вам, дорогие мои читатели, о еврейской свадьбе под хупой.
На иврите брак называется кидушин (освящение) или нисуин (возвышение).

Еврейская традиция видит значение брака не только в рождении детей. Считается, что пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью:
“Неженатый мужчина не может достичь совершенства”, - утверждает Талмуд. “Незамужняя женщина – это незаконченный сосуд”, - добавляет Зогар.
С самого начала Бог делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину…

Мудрецы сравнивают семейную жизнь со шлифовкой алмаза:
« Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если этот камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза – один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее – отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой...»

Выбор еврейского партнера важен главным образом из-за детей. Будет ли ребенок евреем, определяется только национальностью его матери: если она еврейка, то и ребенок еврей.
Браки между некоторыми категориями людей запрещены еврейским законом. Помимо запретов кровосмешения, существует запрет на брак когена (священника по рождению) с разведенной женщиной, с женщиной, перешедшей в иудаизм, а также с женщиной, чей отец не еврей.

Сегодня многие евреи выбирают партнера, встречаясь с представителями другого пола, точно так же, как все люди западного мира. И заключаются не только религиозные браки. Время не стоит на месте. Пусть и медленно многое меняется в жизни светского общества. Но не в религиозных общинах…
 
Свадьбу можно устроить в любой будний день, но не в праздничные дни, и не в шабат( субботний день).

Перед свадьбой, вечером, невеста идет в микву – бассейн для ритуального погружения. Ее сопровождают подруги, мать, близкие родственники.
Слово «микве» впервые упоминается в Книге Бытие: «собрание вод (микве) назвал Он морями»  (Быт.1:10) Буквально - означает «собрание, скопление» воды

На первый взгляд миква — всего лишь маленький плавательный бассейн. Уровень воды в нем обычно достигает груди, а ее площади вполне хватает, чтобы свободно вместить трех-четырех человек. В воду заходят, спускаясь по ступенькам.

Миквой пользуются во многих случаях. Например, существует традиция у религиозных иудеев окунаться в микву накануне Йом-Кипура, Судного дня, в знак покаяния и стремления к духовной чистоте. Многие евреи погружаются в микву перед Субботой, что позволяет им глубже почувствовать святость Седьмого дня.
Погружение в микву представляет собой одновременно обновление и возрождение.
 

Еврейское бракосочетание происходит под хупой – навесом на четырех шестах. Молодожены стоят под ней, как бы находясь в своей отдельной от других оболочке – в знак гармонии между ними. Хупа открыта со всех четырех сторон, символизируя их связь с общиной. Иногда хупа устраивается под открытым небом. Церемония проводится раввином.

Считается, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона. Хупа в какой-то степени является символом славы и величия того, кто стоит под ней.

Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру многих стран. Благословения на вино, которые трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом - в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак»…

Величие пары, стоящей под хупой в том, что вступили они на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Божественного участия в этом процессе.
Заключив брак под хупой, мужчина и женщина приходят к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание.

Церемония бракосочетания начинается с биркат ирусин ( начального благословения):
Раввин произносит два благословения над бокалом вина:
Первое - благословение, которое всегда произносят, перед тем как пить вино (спустя некоторое время жених и невеста будут пить его).
Второе - раввин произносит хвалу Богу, освятившему еврейский народ своими заповедями о супружестве. Затем бокал передается жениху и невесте, и оба пьют из него.

Затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит (на иврите): “Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля”. Зачитываются основные пункты ктубы (брачного контракта). В ней записаны основные обязательства, принятые женихом- кормить и одевать жену, заботиться о ней.

Следует биркат нисуин (заключительное благословение):
Раввин произносит семь благословений, восхваляющих Бога за сотворение рода человеческого, веселья и радости, за счастье молодоженов. После этого жених разбивает ногой бокал (который для безопасности обычно обернут в бумагу). Звук разбивающегося бокала символизирует разрушение, наводя на мысль древнем Храме. Это напоминание о том, что радость могла бы быть еще большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением в Храме…
 
Ну, а дальше - поздравления от родных, друзей, празднично накрытые столы, танцы и всё то, что бывает на любой свадьбе…

Как по мне, так не имеет значения, по какому обряду совершается бракосочетание – по светскому или религиозному.

Лишь бы все были счастливы!

* В ожидании жениха и невесты.

28.10.08