О художественном вкусе

Эстер Долгопольская
       "ФАНТАЗИИ – ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"
       ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ
       (Из интервью Шарлотте Чандлер)





       « Я живу в мире грез. Мне это нравится, и я не терплю, когда мне в этом мешают»,- так говорил Феллини, чей вкус мне кажется совершенным, и я смотрю на любое искусство глазами Гениального Режиссера.

       « О вкусах не спорят»- эта, не принимаемая мною расхожая фраза, некая так называемая народная мудрость! Банальности, называемые поговорками, пословицами и народной мудростью, есть обывательские выводы и просто поверхностный взгляд на вещи и жизненный порядок, понимание которого, конечно же, у каждого своё. Вот уж где нет места фантазиям!

       Вкус – это личное дело каждого пишущего и хорошо, когда чьи-то вкусы совпадают. Почти всегда никто и не думает о причинах, формирующих вкус другого человек и, помня только о себе, исходит из этих соображений, оценивая суждения и высказывания другого.

       Чаще всего споры рождаются в разговорах, особенно на выставках, где представляют плоды деятельности художников различных видов искусства. Мне нравятся интересные краски, когда невозможно точно определить, каковы они: резкие ли это цвета, пастельные ли или ещё какие-то ...С иллюстрациями к стихам или прозе та же картина. Но когда-то иллюстрации молодого Ильи Глазунова к Собранию сочинений А.И.Куприна навсегда поразили меня, и на Выставке картин Глазунова в Доме Техники на Крапоткинской в далеком 1969 году я ещё раз открыла этого удивительного художника. Потом уже стали причислять его к тем или иным течениям, разбирать его личность и предъявлять ему требования... Какие тогда были споры...

       Сейчас я поведу речь о художественном вкусе пишущего. И не столь важно, где он публикует свои произведения – в печатных изданиях или в Интернете. Важно, что происходит публикация, т.е. кто-то станет читать, а иногда и перечитывать написанное!
       
       
       Вкус держится на «трех китах»: ассоциациях, подтексте и догадках. Все эти три понятия должны совпадать у автора и того, кто смотрит, слушает или читает некое произведение. Если совпадения не происходит, а мозг отказывается самостоятельно, отрешившись от реалий, впутаться в понимание - то тогда и не о чём вести речь. Особенно страшно читать нЕчто о конкретном действии. Ведь читаешь не Руководство по тому или ному способу производства некой продукции и не Предписания, как вести себя в том или ином случае, а Художественное Произведение. Лишние, многочисленные и слишком подробные детали часто напоминают просто фотографию или опись. Произведения (кинофильм, картина, спектакль, музыкальные сочинения) - всё это вещи штучные, порой не объяснимые, неповторимые и не копирующиеся ни при каких обстоятельствах!

       Сказанное выше особенно становится понятно, когда обращаешься к произведениям, размещенным на Сайтах Интернета. Глаз неприятно удивляется простым, тысячи раз слышанным словам, сравнениям и метафорам. Зато как поражает нечто яркое и горящее всеми цветами радуги.

       Вот оно «Незримое присутствие Евы», стихотворение, где всякий вскрикнет от неожиданных слов и поворотов темы. Автор Илана Арад никогда не публикует что-то скомканное и узнаваемое тысячами обывателей – читателей. Ибо чтение – это работа ума,т.е.со-творчество, которое в сто раз приятнее ,чем просто присутствие на «пиру творчества».

       Вот ее же стихотворение «Дырка в стене». Казалось бы, что тут нового... А вот оно потому и появилось, это произведение, что все там новое : и ощущения, и образы, подсмотренные, и реалии, образующиеся после такого взгляда. А Проза? Может быть с Прозой все иначе? Да нет, вот рассказ «Только музыка». Все налицо: ассоциации, подтекст и догадки.Именно это притягивает знакомящегося и дает пищу новичку, который захочет писАть, потому что просто показать какое-то событие не стОит, ибо всё подробно запротоколировано сто раз на бумаге, а подать что-то с новой неожиданной стороны, да ещё и придать рассказанному новые краски – вот это и есть СОТВОРИТЬ.

       Особенно удивляет, когда читаешь Вечное и, казалось бы, столь знакомое, но вдруг появляется Игорь Влади Кузнецов и публикует «Вечную Песнь»... Перечитывать такие произведения можно много - много раз,и всегда станет радостно,от того,что есть Интернет, ибо не каждый сейчас может пойти в библиотеку и прочитать Книгу, которую ещё и издать надо, а это совсем непросто, да и разбросаны мы, любящие Творчество, по разным Континентам.
       
       Конечно, « о вкусах спорят», но так, как это делал Великий В.Г.Белинский, критические статьи которого читаешь, как нечто захватывающее и притягивающее в любое историческое время, потому что и в его критике любой найдет слова ,совершенно не избитые и сияющие , западающие в душу и волнующие ум. Вот и на сайте Проза. ру есть некто Лонг-Айленд, чьи немногословные, но тонкие замечания изобличают в нем своего рода Белинского этого Литературного Сайта, которому не изменяет художественный вкус.


       А Александр Герасимофф? Его произведения... Вот она, ирония, но не переходящая тонкую границу неприличного хихикания и мелкой грязной скабрезности! Вот они, веселые и ироничные образы его героев и персонажей... Или Джон Маверик, который со своей новой тематикой также строго соблюдает все границы дозволенного и всегда выбирает такие ситуации и описание их, что иногда просто диву даешься ! Или Олег Месмер с его «Темно-синей любовью», у которого все сравнения и метафоры не могут быть предугаданы... А ум и тонкость наблюдений Василия Вялого или непредвиденные повороты сюжетов Алмазной Пыли!

       Да что перечислять всех запоминающихся людей: никогда русскоязычная проза не была бедна талантливыми авторами, даже если мы говорим о таком новом явлении, как Интернет, ибо для художественного вкуса не может быть явлений неизвестных и неизведанных, для него нужен только УМ и некоторое везение, не говоря уже о таланте, который , как известно, только от Б-га!