Поездка в отпуск на историческую родину

Аркадий Левиев
Сначала считали. На чем выгоднее. Решили, что на машине, потому что вдвоем.
       Зять, он всезнайка, предупредил, что в Нарве для легковых машин сделали, как и для дальнобойщиков, отстойник.
       - Зачем?- спросил я.
Грузовики,- понятно, их не успевает Российская таможня обрабатывать.
       - В Нарве таксисты и безработные, у кого есть машины, гоняют в Ивангород по несколько раз в день за бензином, потом продают. Россияне смотрят на это сквозь пальцы. Жить то надо людям. В Нарве безработица.
       Так и получилось. Мы въехали в Нарву, проехали через весь город, подъехали к КПП, ни одной машины, обрадовались.
       - Пропуск!- спросил через опущенное стекло человек в форме.
Я пожал плечами. Какой пропуск?
       - Езжайте обратно. Перед выездом из города повернете налево и проедете пару километров, там будет за забором стоянка. Там дадут пропуск.
       На огромной стоянке за высоким забором располагались грузовые фуры в восемь рядов и два ряда легковых машин. Простояли в очереди четыре часа на ледяном ветру. Наконец, получили пропуск и поехали снова к границе. Эстонскую прошли быстро. На российской подошла девушка и сунула нам бланки регистрационных карт для заполнения. Бланки заполнили. Таможенник осмотрел машину, замечаний нет. Предъявили паспорта. Женщина в окне начала задавать вопросы.
       - Куда едете?
       - В Выборг, через Санкт - Петербург.
       - На какой срок?
       - На месяц, в отпуск.
       - Разрешается только на 14 дней.
       - Но у нас же отпуск.
       - Через 14 дней вернетесь сюда, мы вам продлим пребывание еще на 14 дней.
Раскрыв рты, тупо и молча смотрим на нее. Cидящий рядом с женщиной человек в форме успокаивает.
       - Доедете до середины моста, развернетесь, мы вам продлим пребывание, и поедете в Россию еще на 14 суток.
       - Да откуда у нас, пенсионеров, сил и денег на бензин гонять туда и обратно, да еще через Санкт-Петербург!- возмутилась жена,- где сплошные пробки.
       - И нервов!- подтвердил я.
       - Так!- сжалилась женщина,- куда вы едете... в Выборг?..Там есть таможня?
       - Естественно!- заявил я, город на границе стоит.
Женщина засуетилась.
       - Сейчас позвоню туда,- она сняла трубку, набрала номер,- алло! Вы делаете продление...ага...ясно...-положила трубку,... – Ну вот... я договорилась,- она проштамповала паспорта,- никуда ехать не надо. Выборгская таможня сделает продление.
      
       Настроение поднялось.
       - Не забудьте дорожную страховку оформить,- сказала женщина
       - Где?
       - А это вот там,- показала женщина. У нее зазвонил телефон, она сняла трубку, стала разговаривать, и я так понял, что мы уже для нее отрезанный ломоть. Мы сели в машину, потихоньку выехали из-под крытой эстакады и подъехали к офису. Оформили страховку и, счастливые, помчались вперед.
       Надо сказать, что последний раз перед этим я пересекал границу на машине лет шесть назад. А, как известно, порядки на таможне меняются гораздо чаще.

       Дальше начались скачки с препятствиями. Расслабившись и едва держась за руль, давить на газ и небрежно посматривать по сторонам,- все это осталось позади. При въезде в Кингисеп висит знак «только налево». Под знаком стоит гаишник и в упор смотрит на меня. Я не стал испытывать судьбу и повернул налево. Хотя знал, что разбитая вдрызг объездная дорога из-за хилого моста в центре города через реку Луга была сделана для грузовиков, которые возят стройматериалы. Но таблички под знаком не было.

       Бедная «Ауди»! Что ей пришлось испытать на этих пяти километрах! Потом я уже понял, что табличку сняли или сорвало ветром. Потому что мы не встретили ни одной попутной или встречной легковой машины на этой объездной трассе. А может, это была ловушка для таких лохов, как я! Ведь не зря гаишник гипнотизировал меня. Он же видел мои эстонские номера и рассчитывал, очевидно, на «навар». Навар не получился, зато отомстил он мне по полной. Стрелка спидометра нервно дергалась возле отметки «40», на большее она была неспособна. Каждая деталь кузова недовольно кряхтела. Руль все время пытался вырваться из рук. Из- под колес вылетали камни разных калибров и молотили по машине как будто по мне. Я молился про себя, «Выдержи, выдержи, пожалуйста, умоляю! Я тебя помою, смажу, залью хороший бензин, только не подведи!»

       - Фу!- облегченный вздох. Объезд закончился. Поехали дальше.
      
       К 17 часам въехали в Питер. Забрались на КАД и почувствовали, будто нам приделали крылья. Питерская кольцевая дорога,- это огромное железобетонное корыто, парящее в воздухе  бесконечной змеей над трамваями, троллейбусами, каналами, речками, между домами и кварталами. Широченное полотно, рядов на восемь. Все несутся в одну сторону. И хотя разметки нет, никто не мешает друг другу. Каждый едет со скоростью, на которую способен, аккуратно обгоняя или уступая дорогу. Едут все,- даже трактора. Но больше всего, конечно, дальнобойных фур. Это для них отдушина.
       - Смотри! Новый вантовый мост через Неву!
       - Красотища!
Как завороженные смотрим на большую Неву, вдаль, до горизонта. Едем по мосту и любуемся мощным сооружением. Впечатляет.
       Через каждые два километра на растяжках направление трассы. «Мурманское шоссе», «Приморское шоссе», «Выборгское шоссе». Если надо сойти на бренную землю раньше, в каком то нужном тебе районе, по ходу стоят указатели. Перестраиваешься в правый ряд и спускаешься по аппендиксу. Нам надо было проехать по КАД 63 км. Когда проехали 40-й километр, жена взмолилась.
       - Больше не могу терпеть!
Плавно спустились в районе Ржевки. Жена побежала в ближний лес, а я стал осматривать окрестности. Где нам забраться снова на серпантин. Чтобы не поехать в обратную сторону. Кругом петляют асфальтированные дороги, но нет указателей. Куда они ведут,- неизвестно. Опросили нескольких водителей. Никто не знает. Один уверенно сказал, что покажет заезд, долго крутился на местности. Потом вышел из машины.
       - Что-то я запутался.
       Пришлось самим рисковать. Выглянуло солнышко. Определили по нему направление восток-запад, разогнались, взлетели. Едем в общем потоке ни живы, ни мертвы. Ждем очередной растяжки. И вот! Она показалась! Наша!
«Выборгское шоссе»!
       - Ура-а!
      
       И только перед выездом с КАД на трассу Выборгского шоссе, на последних двух-трех километрах пришлось сгруппироваться всем в малоподвижную пробку и двигаться на первой скорости и тормозах. Потому что корыто сужалось, как бутылочное горлышко. Шустрые водители заранее обогнали всех. На выходе только два ряда. Столько, сколько вмещала асфальтовая дорога в одном направлении.
       Наконец, выехали на шоссе. Вполне приличное и не разбитое. Давим на «железку» как все. Некоторых обгоняем, некоторые нас. Все хотят до ночи успеть в Выборг. Почти без остановки льет дождь, от моросящего до ливневого. Местами солнце пробивается сквозь тучи, развешивает кусочки радуг на голубых островках неба. Встречные и обгоняющие машины обливают нас неприятным душем. Ну вот и знакомый до боли рельеф дороги, то канава, то бугор. Выборг!

       Поскольку жена ни разу не была в Выборге до этого, следующее утро посвятили составлению плана культурных мероприятий.
       По списку. Выборгский замок, Часовая башня, Пантеон, оружейная гора, набережная, музеи, парки. Ну и квинт-эссенцией всего, конечно же, парк Мон-Репо, расположенный на окраине, в одной из красивейших бухт Выборгского залива, где еще в 19-м веке царские вельможи облюбовали себе места не только для отдыха, но и для захоронения. Кроме этого, мы запланировали ежедневные поездки за город, на природу и пешеходные прогулки по старому городу. А поскольку полностью расслабиться и ощутить себя стопроцентным отпускником не позволяла торчащая как кость в горле мысль о таможенной справке, решили сразу же с этого и начать.

       Таможенный офис. Молодая симпатичная. В форме. Объяснили ситуацию. Напряжение на лице. Потом, как будто, осенило.
       - Присаживайтесь сюда. Напишите заявление. От руки. На имя начальника таможни... просим продлить... Написали?.. обождите, я пойду уточню.
Почти сразу же вернулась.
       - Вы знаете, мы не даем. Такое разрешение выдает Санкт- Петербургская таможня на пр. Металлистов.
       - А нам сказали... Они звонили...
       - Ничего не знаю,- симпатичная девушка превратилась в каменную статую.
Ну что же, придется включить поездку в Питер в план отпуска. Поедем, конечно же, не на машине. На электричке или автобусом. И не сию минуту. Надо отдохнуть. У нас же отпуск.

       Отдыхаем день, второй, третий...
       - Надо завтра ехать,- сказал я, глядя в лицо бронзовому Петру,- а то потом выходные, праздники, еще какая-нибудь заморочка.
       - Всего не предвидишь,- согласилась жена.
Она как в воду глядела.

       В таможне на Металлистов муравейник. Как в нашем авторегистре. Все пишут, А кто не пишет, тот ждет, когда освободится место или трется в очереди к окошку. В длинном коридоре сто дверей и все без табличек. В общем зале, где крутились люди-муравьи, нашли женщину в форме. Она громко объясняла что-то. Нам удалось задать ей свой вопрос.
       - Мы недавно переехали, видите, что у нас творится!- не снижая тембра, ответила она.
       - Куда нам тогда обратиться?
       - Не знаю!- нервно выкрикнула она и отвернулась, что означало «шли бы вы отсюда...»
Мы поняли намек и пошли по коридорным закоулкам искать дверь с табличкой рангом повыше.
       - А не пошли бы мы, действительно, домой,- сказал я. Мне уже все надоело,- пусть они сами идут куда хотят со своим продлением. Не расстреляют.
И тут мы наткнулись на дверь с табличкой «Зам». Постучались.
Молодой, приветливый. А когда узнал, что мы из Эстонии, обрадовался, будто мы родственники и усадил нас напротив себя.
       - Ну, как у вас там? Притесняют? А бронзовый солдат? Не распилили его?..
Мы не успевали отвечать. Беседа затягивалась.
       - Нам надо бы...
       - К сожалению,- сказал он,- мы теперь не продляем. Раньше продляли, а теперь не продляем. Вам надо ехать в морскую таможню, в Гавань. Сейчас позвоню...
Мы переглянулись. «Когда это кончится? Похоже, никогда. Гавань. Это у черта на куличках».
Ну вот,- он положил трубку и посмотрел на часы,- езжайте в Гавань, успеете,- мы встали,-
постарайтесь успеть! Потому что за это нарушение вам мало не покажется. Когда наша таможня оформляла продление, я сам курировал эту тему и скажу честно, сурово наказывал нарушителей.

       Ободрил конкретно. Мы ринулись на улицу. С помощью метро, маршруток и троллейбусов успели.
Девушка в окошке сказала, что уже прием документов окончен. В небольшом офисе за компьютерами сидело человек шесть, и все напряженно работали.
       - Но вы же работаете.
       - Да. Потому что у нас работа.
       - Девушка!- заскулила жена,- мы пенсионеры, мы из Эстонии, мы мотаемся туда-сюда вместо отпуска.
Вроде подействовало.
       - Давайте документы на машину!
Трясущимися руками подаю ей паспорт.
       - Я сказала, на машину.
       - Вот,- я положил на окошко всю пачку. Права, техпаспорт, техосмотр, страховку, регистрационную карту. Она мельком глянула на это.
       - А разрешение?
       - Какое разрешение?
       - Разрешение на въезд в Россию на автомобиле.
Я подвинул к ней регистрационную карту.
       - Это мне не надо.
       - У меня больше ничего нет.
       - Вы через границу ехали?
       - Конечно. Я другой дороги не знаю.
       - Значит, вы проехали без разрешения.
Все шесть человек оторвались от компьютеров, убедились, что мы не инопланетяне и загалдели.
       - Значит, вы не были на границе!
       - Вы обманули таможню!
       - У вас липовые документы!..
       - Да, мы шпионы!- успел я сказать, перед тем, как девушка захлопнула окошко, выскочила из офиса, побежала по коридору и скрылась за дверью «Начальник таможни».

       Через некоторое время она позвала нас туда же. За столом сидел бодро выглядевший, лет шестидесяти, спортивного вида мужчина. Стал задавать вопросы.
       - Какая машина?
       - Старая «Ауди-80».
       - Когда пересекали границу?
       - 17-го числа. Вот штампы в паспортах.
       - Машину предъявляли?
       - Конечно. Вот штамп в регистрационной карте...Машину они смотрели,документы проверили,замечаний не было. А почему они разрешение на въезд не дали,- не знаю. Может быть, забыли, я не в курсе. Давно не ездил на машине через границу. Иначе бы, сам напомнил...Раньше не было такого правила...
       - Посидите в коридоре.

       Ну, конечно, он сейчас свяжется с Ивангородской таможней. И они ему подтвердят, что такие то пересекали границу 17 мая на такой то машине, а разрешение на въезд... Вот тут и вопрос. Что они скажут.
       Минут через десять нас снова позвали. Усадили на стулья. Тон изменился.
       - Когда вы собираетесь возвращаться в Эстонию?
       - 14 июня.
       - Я должен их предупредить,- он написал на маленьком листке два имени отчества,- это начальник смены, а это его зам. Если будут проблемы,- обратитесь к ним... Сейчас ваша машина где?
       - В Выборге.
       - Постарайтесь на ней не ездить. Потому что, если вас остановит ГАИ, тут я ничем вам помочь не смогу.
       «Хорошо, что не перевелись крокодилы Гены»,- подумал я.      


       Выехали из Выборга в 22.00, чтобы Питер проехать по холодку белой ночи. Так и получилось. Обошлись без КАД. Пролетели сквозняком. Светофоры мигающие, пробок нет, мосты развести не успели, фуры не наглеют, гаишников не видать. В 1ч. ночи были уже на Таллиннском шоссе, а в 3часа, с замирающим сердцем подъехали к Ивангородской таможне. Я остановил машину позади конторки, взял документы, взял шпаргалку с фамилиями, подошел к окошку. За стеклом крупный молодой человек лет тридцати пяти. На лице смесь презрения и злости. Вылитый Глеб Жеглов.
       - Здрасьте!
 Без ответа.
 Подаю документы в окошко.
       - Где машина?- грубо спросил он. Будто бы не видел, когда мы подъезжали.
       - Сзади вас,- спокойно сказал я.
«Интересно,- подумал я,- а что он может мне предъявить? То, что он злой как собака, так это чувствуется на расстоянии.
Некоторое время оба молчим.
       - А вы не могли бы позвать,- я смотрю в шпаргалку и называю имя.
       - Не могу.
       - А...- я называю второе имя.
       - Они дома. Спят. Придут в 9 часов,- он помолчал немного,- откатите машину вон туда и ждите до утра.
 Я откатил машину и объяснил жене ситуацию.
       - Будем спать,- спокойно сказала она и вытащила одеяло.
В это время появился еще один человек, в форме, и они начали с первым обсуждать нашу проблему. Жена не выдержала, подошла к ним.
       - Почему вы не хотите сознаться, хотя бы самим себе, что не мы, а вы виноваты?
Оба молчат.
       - Надо позвонить,- сказал второй первому.
       - Я не буду,- сказал первый. Они продолжили диалог, а мы вернулись в машину и стали укладываться спать. Минут через десять в окошко постучала девушка в форме и протянула нам документы.
       - Можете ехать,- сказала она.
       - Куда?- не поверил я.
       - Домой,- улыбнулась девушка.

       - Ну, вот видишь, даже ничего не проверяли.
       - Что ты имеешь в виду?- спросил я.
Мы мчались по трассе. В зеркале отражался багровеющий на востоке горизонт. По дороге плыл, путаясь в придорожной траве, клочковатый туман. По стеклу барабанили редкие мотыльки.
       - А может, мы везем наркотики.
       - Да им стыдно перед нами. Что они еще в машину после этого полезут?
       - Нет. Они поняли, что перед ними честные люди... А от ошибок никто не застрахован.
       - Жаль, поспать не удалось,- сказал я, зевая.

Так закончилась наша поездка в отпуск.