Топор и якорь на клейме

Сергей Николаевич Емельянов
Почти все посетители музея истории авиационного завода имени Димитрова при проведении экскурсии обязательно спрашивают:
- А что это за кирпич? Почему он здесь?
И всегда приходится рассказывать историю появления этого необычного экспоната в музее. Несколько лет назад при рытье траншеи в бывшей Карантинной роще для нового административного здания были обнаружены остатки строения на глубине около метра. Оно было сложено из таких необычных кирпичей. Один из них и принес в музей работник завода Н. П. Загоревский.
А кирпич, действительно, необычен: он темно-красного цвета, имеет необычные размеры — более длинный, более широкий, но какой-то приплюснутый по толщине. Обычно музейные экспонаты руками трогать не положено, но в данном случае я с удовольствием предлагаю посетителям взять кирпич в руки, и вижу их удивление, когда они его берут: он необычно тяжел для своих размеров.
Но самое главное на кирпиче — это клеймо. Перекрещенные топор и якорь. В свое время я говорил с известным знатоком местной истории П.Д. Карпуном. Он уверенно сказал, что такого клейма не имел ни один из многочисленных таганрогских кирпичных заводов.
Для того, чтобы установить историю кирпича, а значит, и историю здания, остатки которого были обнаружены, пришлось обратиться к различным источникам, раскрывающим историю города. До сих пор этот район завода, где расположена поликлиника - профилакторий, в народе зовется «Карантин».
В книге известного историка 19 века П.П. Филевского «История Таганрога» есть сведения о создании таможней заставы и карантина. Вначале они действовали прямо на территории нынешнего порта, а потом, уже в начале XIX века, были вынесены за пределы города. В 1825 году Таганрог посетил издатель журнала «Отечественные записки» П. Свиньин. Свои впечатления о городе он опубликовал в своем журнале в 1826 году, где, в частности, писал:
«Карантин находится на другой стороне города в верстах пяти от оного. Строения... состоят большей частью из лубьез и досок, пришедших в совершенную ветхость...».
Уже спустя несколько лет Таганрог как торговый порт уступает пальму первенства новым черноморским портам, и в первую очередь Одессе. Главный карантин был перенесен в Керчь. А в феврале 1835 года постройки карантина перешли в ведение Таганрога. В дальнейшем городская управа стала отдавать карантинные здания и территорию под дачи. Именно здесь был разбит садовником Эстерном парк. Описание «Карантина» есть в повести А. П. Чехова «Огни» как излюбленного места отдыха таганрожцев.
Вот так потянулась ниточка от музейного экспоната к изучению истории родного края. Но точку ставить еще рано. Вполне возможно, что остатки здания, обнаруженные при рытье траншеи несколько лет назад, относятся еще к петровским временам, то есть к периоду основания города.