Сердце небес

Лана Карди
…Две серые облезлые вороны сидели на проводе, натянутом между двух домов. Это были самые обычные городские птицы, разве что чуточку больше своих соплеменниц.
Они смотрели на утопающий в мутном тумане город, и хрипло каркали; видимо, выражая тем самым, свои одни им понятные вороньи мысли.
Был конец рабочего дня, и по улицам спешно сновали люди, стараясь скрыться в своих домах как-то особенно торопливо. Ярко освещённые витрины магазинов поздравляли горожан с наступающим Новым годом и Рождеством. Гирлянды на искусственных ёлках мерцали всеми цветами, отсвечивая яркими бликами на искусственном снегу. В этот раз вся эта праздничная искусственность особенно сильно бросалась в глаза, а всё оттого, что хоть и наступила зима, снег так и не выпал. И всё то, что оставила осень – жухлая трава, голые деревья и холодная земля, укрывалось только сырым туманом, который висел над городом вот уже месяц, не рассеиваясь даже днём…
Глубокомысленно обозревающие окрестности вороны знали, в чём тут дело. На самом деле туман незаметно воровал у людей их души.
Обычно люди не замечали пропажи, ибо присутствие её не входило в список актуальных вещей на сегодняшний день. Так что внезапно образовавшуюся пустоту внутри они считали обычной апатией…

- Скоро они перестанут узнавать друг друга.… Сказала одна ворона.
- Да, если туман продержится ещё столько же, то, наверное, все жители лишаться своих душ.… Согласилась вторая.
- Стоило бы больше ими дорожить! Нравоучительно прокаркала первая. – К тому же зачем им то, чем они обычно не пользуются?!
- И то правда.… Эх, суета сует.… Ответила вторая ворона.

…Вскоре птицы полетели дальше, так и не узнав о том, что весь их разговор нечаянно услышала пятилетняя девочка Котёнок (так звали её родные), которая в тот момент сидела у раскрытого окна на последнем этаже.
Поняв, о чём они говорят, Котёнок испугался, но не удивился. Она знала об этом ещё раньше, потому что не так давно её папа вернулся домой уже без души. И теперь ей было странно разговаривать с его двойником, который ходил по дому, смеялся с мамой, пил с ними чай, когда как папа настоящий до сих пор бродил где-то в тумане…
Котёнок очень надеялась на то, что он скоро вернётся, ведь ей было грустно без него, а присутствие двойника немного пугало. «И странно, что этого никто, кроме меня не заметил», думала девочка.

…Из комнаты старшей сестры доносилась негромкая красивая музыка на немецком языке, и Котёнку стало интересно, какой смысл несут эти непонятные слова.
- Про что он поёт? Спросила она, залезая на диван рядом с сестрой.
- Он поёт про сердце небес, которое смотрит на старый мир, и всё то, что когда-то было очень важным, но теперь осталось в прошлом…. – задумчиво перевела сестра.
- В прошлом? Хм. А что, только самое важное остаётся в прошлом?
Внимательно посмотрев на сестрёнку, девушка вздохнула и ответила:
- Да, наверное.… Ведь только самые важные вещи остаются в памяти, а остальное просто уходит….
- Да, я вот тоже не всё помню. Надо, наверное, чтобы каждый день был важным…
- Мудрая мысль, Котёнок! – улыбнулась старшая сестра.
- А я видела сердце небес! Недели две назад! – похвасталась Котёнок.
- Да? И как оно выглядит?
Девочка попыталась объяснить, как выглядит яркий солнечный луч, который пробился сквозь тяжёлые тучи, но так и не смогла подобрать нужных слов.
- Мммм… Я тебе лучше потом картинку нарисую, а то словами всю эту красоту всё равно не выразишь. Хорошо? Только для тебя! Чтобы ты не грустила!
- Спасибо, Котик! Буду ждать! А я разве грустная?
- А разве ты сама не можешь определить – грустно тебе, или нет? Я вот всегда это знаю! Гордо сказала девочка.
- Научи потом! Улыбнулась сестра. И немного помолчав, добавила: - Сегодня меня не узнала моя лучшая подруга. Мы столкнулись в метро нос к носу, но она, не ответив на приветствие, прошла мимо…
Старшая сестра грустно вздохнула, а Котёнок испуганно вспомнила разговор двух птиц.
- Вот ужас… Прям как наш папа…
- Ты тоже это заметила? Встрепенулась девушка. Он ведь…какой-то не такой стал в последнее время…
- Вот я и говорю….

…- Ага! Вот вы где!
В комнату вошла мама. – Котёнок! Пора купаться!
Девочка неохотно слезла с дивана, потому, что хотела ещё поболтать со старшей сестрой.
- О чём сплетничали? Поинтересовалась мама.
- Мы? О сердце небес! И самом важном…
- Вот философы! Засмеялась женщина. Смотри, будешь много слушать сестру – станешь такой же, как она.
- Это какой? Взрослой?
- Мрачной! Усмехнулась мама.
«Интересно – подумала девочка – быть взрослой – это быть мрачной? По-моему, сестра просто немного забыла Самое Важное…»

Котёнок сидела в ванне, и играла с пеной. Взяв по полной горсти пушистых белых хлопьев, она подносила ладошки близко-близко друг к другу, и ей казалось, что пена между ними становилась более плотной, создавая эффект воздушной подушки. Ей нравились эти ощущения, а пена напоминала так горячо любимый ею снег…
Через сотни мелких пузырьков была видна её маленькая рука, и, глядя на неё, Котёнок чувствовала, что тело несовершенно по сравнению с этими лёгкими хлопьями. Жаль, думала она, намазывая себе пену на нос, жаль, что я не из пены…
Пришла мама, и принялась намыливать дочке голову. Шампунь очень вкусно пах, и улучив момент, девочка попробовала его на вкус. Уже не в первый раз шампунь оказался невкусным. И этого Котёнок никогда не могла понять – зачем, думала она, тому, что невкусно, иметь вкусный запах? Это же нечестно! Вот, например, яблоко – оно и пахнет яблоком, и по вкусу яблоко – всё просто и понятно. А шампунь пусть тогда пахнет шампунем, или хотя бы цветами…
Выплюнув невкусное мыло, девочка вздохнула. Странно всё как-то. Теперь она начала понимать, почему взрослые считают свою жизнь такой сложной – ведь попробуй тут разберись во всём!.. Тем более, что-то подсказывало ей, что историей с шампунем взрослая жизнь не ограничится…
Увидев, что дочь плюётся в воду, мама шутливо сказала, что не стоит плевать в колодец, из которого пьёшь.
Так я же из ванны не пью! – искренне удивился ребёнок. И немного подумав, добавила:
А что, нельзя плевать туда, откуда пьёшь, или пить оттуда, куда плюнул?
- А разве это не одно и то же? – удивилась мама.
Нет, конечно! – ещё больше удивилась Котёнок маминому простодушию. Смотри, если колодец тебе нужен – ты в него не плюнешь. А если ты плюнешь в лужу – ты же не будешь знать – пригодиться она тебе, или нет?
- Зачем тебе лужа? Пить из неё собралась?!
- Нет. Но птицы могут из неё пить. Для них это, может быть, такой же колодец.… А если мы туда плюнем – значит, птицы пить уже не смогут.… А если это единственная лужа?!
- Луж много, дочка! И вообще, воспитанная девочка не должна плеваться!
- Понятно. Значит, мы должны беречь только то, что нужно нам?
- Ну конечно! Ты же бережёшь свои игрушки?
- А если мы однажды превратимся в птиц – как тогда?
- Опять тебе сестра всяких глупостей наговорила?! Ну, хватит, вылезай, я тебя вытру.

Через пять минут девочка уже лежала в постели. Родители пожелали дочке спокойной ночи, и ушли пить чай, так что Котёнок осталась почти одна. Рядом мурлыкал маленький серый котенок Дымок, который легонько царапал одеяло, и просился на руки.
- Эх, Дымок, везёт тебе! Прошептала девочка в серое пушистое ушко. Тебя спать никто не гонит, можешь ещё играть.… Ну, играй, а я буду думать…
Думала Котёнок каждую ночь – обо всём на свете, и поэтому засыпала очень поздно. И от этого по утрам она по долгу не хотела вставать, за что бабушка называла её лентяйкой. Котёнку было обидно, что её абсолютно незаслуженно считают ленивой, и однажды она сказала бабушке, что по ночам много думает.
- Ну и нечего тут думать – положили спать – так спи! Надумаешься ещё за жизнь-то! ворчала бабушка.

…За этими мыслями о мыслях Котёнок и заснула. И снилось ей, что она белая и лёгкая птица из вкусной яблочной пены, и что сидит она у колодца, и пересказывает другим птицам их недавний разговор с мамой…

…- Ну, вставай, лентяйка, вставай! Поздно уже!
Котёнок нехотя открыла глаза, и увидела склонившуюся над кроватью бабушку.
- Я не хочу вставать, бабуль! Можно я еще полежу немножечко?
- Ишь, лежебока! Чего за зря бока пролёживать? Завтракать пора!
- У-у…
- Еле дошла до вас! Ты только посмотри, какой туманище – света белого не видно! – Обращалась бабушка к Дымку, сидящему на подоконнике.
- Бабуль, а что, гулять пойдём? – сонно спросила Котёнок.
- Ну, надо воздухом, конечно, дышать ребёнку… да.… Было видно, что бабушке не хотелось выгуливать внучку в такую погоду.
- Ой, бабуль, а давай не пойдём? Там неуютно как-то, сыро…
- Ну и правильно, нечего ребёнку этой сырятиной дышать, радостно согласилась бабушка, а то заболеешь ещё, чего доброго.… Да и мне тоже с моим ревматизмом, кхе-кхе…

Обрадовавшись, что не нужно никуда идти, Котёнок уютно свернулась под одеялом, и принялась мечтать о том, чтобы, наконец, этот странный туман кончился и выпал снег….
Она хорошо помнила моменты, когда просыпалась утром, и комната была озарена чистым белым светом, а за окном в звенящем морозном воздухе раздавалось чириканье воробьёв и синиц. Тогда она шла гулять, папа лепил большого снеговика, а она играла в снежки вместе с соседскими детьми, и их звонкий смех летел по воздуху, перекликаясь с птичьим гомоном. И это были моменты настоящего счастья, которые, к сожалению, нельзя было нарисовать, а только запомнить. Потому, что счастье было настоящее, оттого и не забывалось…

- Ну, вставай, наконец! Вот соня! – разворчалась бабушка. Чайник уже кипит! А ну марш чистить зубы!
 Котёнок со вздохом вылезла из тёплой постели, и протирая маленькими кулачками сонные глазки, обратилась к Дымку:
- Счастливый ты, Дымок! Никто тебя не будит, и зубы чистить не гонит…
Дымок мявкнул, и спрыгнув с подоконника, проследовал на кухню, рассчитывая на свою законную порцию молока.
- Вот, садись, чай пей! Пирогов тебе привезла!
- С вареньем? – мечтательно спросила девочка.
- Да, стрекоза, с вишнёвым, как ты любишь!
- Здорово…
Котёнок надкусила тёплый пирожок, и в задумчивости посмотрела, как бабушка хлопочет у плиты.
- Бабуль, а зачем ты торопишься?
Как зачем?! Чтобы всё успеть!
- А мы разве куда-то спешим? Мы же сегодня целый день дома, и вообще, можно было бы ещё поспать! Проворчала девочка, всё ещё недовольная тем, что её разбудили.
- Вот лентяйка! Режим, есть режим. И всё тут!
«Режим»?! – подумала Котёнок. В её памяти всплыла фраза из новостей «ужасы и жертвы тоталитарного режима». И она решила, что именно про это бабушка сейчас и говорит.
«Действительно ужас!» - мысленно согласилась со своими мыслями девочка.

…После завтрака бабушка уселась вязать, а Котик вспомнила, что обещала нарисовать для сестры сердце небес, и, глядя в окно, взялась за карандаши.
Туман уже висел на уровне десятых этажей, и, судя по освещению, казалось, что уже вечер. Котёнок, усердно рисуя, думала о том, что хорошо бы её картинка поспособствовала тому, что сердце небес появится ещё раз, и туман уйдёт, вернув людям их потерянные души…

Когда прошёл обед, бабушка положила внучку спать. Девочка расценивала это, как форменную глупость, ибо нет ничего глупее, чем будить человека, когда он спит, и заставлять спать, когда он бодрствует. Обычно Котёнок всегда спорила с бабушкой на этот счёт, особенно сетуя на её извечный ответ:
«Не хочешь спать – закрой глаза, и сделай вид, что спишь». Подобные вещи казались девочке неимоверно странными, вроде невкусного шампуня с вкусным запахом.
Но сегодня ей было лень спорить, так что она просто лежала, и прислушивалась к разным звукам, наполнявшим дом.
Вот проехала машина. У кого-то работает телевизор. Вот хлопнула входная дверь, поехал лифт…. А вот скрипнул шкаф. И ещё раз…. Это – самое интересное.
- Что это скрипит, бабуль?
- Шкаф рассыхается, спи.
- Но он же не на клею, а на болтах!
- Есть там клей, спи.
- Нет, нету! Папа при мне его собирал!
- Ну не знаю тогда – какая разница – что там скрипит? Спи, давай!

«Ну, как это какая разница? Это же самое интересное! Но вот так всегда – взрослым лишь бы найти всему объяснение, или сказать, что это неважно. А суть никого не интересует. Странно…. »
… Конечно, ведь бабушка не знала самого интересного! А Котёнок знала. На самом деле – это всё духи дома. Особенно их слышно по ночам, но и днём они не спят. Их можно даже увидеть – если приглядеться определённым образом, можно увидеть тонкие полупрозрачные струящиеся тени, появляющиеся то там, то здесь. Это и есть они.
Самый громкий дух живёт в холодильнике. И в плите, и в шкафу тоже есть духи. А уж в антресолях их сколько!.. Самый же сердитый и страшный дух обитает в туалете – Котёнок это точно знала. И если сидеть там слишком долго, он может вылезти, и утащить тебя в недра канализации. От этих мыслей у девочки по спине пробежали мурашки.
Она открыла глаза, и обернулась к окну. Бабушка дремала в кресле, склонившись над своим вязанием, а Дымок сидел, и внимательно водил ушками – наверное, прислушиваясь к разговорам духов.
Иногда в полусне, девочка тоже слышала какой-то шёпот, но он проносился так быстро, что она никогда не успевала разобрать услышанное.
На столе лежал готовый рисунок – подарок для старшей сестры. Он получился очень хорошо, так что теперь оставалось надеяться лишь на то, что сестре понравится подарок, и она станет веселее.
…Котёнок вспомнила шрамы на руках старшей сестры. Однажды она спросила о них, и, подумав, сестра ответила:
- Это что-то сродни небольших посланий…
- А кому?
- Хм…. Да по-разному…
- Это что, как письма дедушке Морозу?
- Ну, можно и так сказать…
- И что, ты получила свои подарки?
- Получила…криво и невесело усмехнулась сестра.
- А если я, например, очень захочу самокат – мне тоже нужно сделать так?
- Нет! – внезапно всполошилась сестра - не делай этого никогда! Просто попроси у меня, если вдруг захочешь самокат, хорошо?
- Хорошо! Я поняла, мне повезло, ведь ты рядом, а значит, я могу подойти и попросить. А ты резала руки, потому, что того, у кого ты хотела просить, не было рядом?
…Котёнок так и не поняла, почему тогда заплакала сестра…

Вспомнив этот странный разговор, девочка посмотрела на свои руки. Она очень хотела, чтобы сестра больше никогда не плакала, вернулся папа и выпал снег. Но об этом сестру не попросишь…. Может быть, всё-таки надо порезать руки? Но сестра строго-настрого запретила это делать, а Котёнок всегда выполняла свои обещания.
Так что же делать?
Ещё раз, посмотрев на свою картинку, она вздохнула, и полезла под одеяло.

 
К вечеру, когда все пришли, Котенок, схватив свою картинку, поспешила к сестре.
- Я принесла тебе подарок!
Сестра, прихорашивавшаяся у зеркала, повернулась к Котёнку.
- Вот! Это тебе!
- Это сердце небес?
Да! Я так видела. Тебе нравится?
Сестра улыбнулась так, что даже густо подведённые чёрным глаза засияли мягким светом.
- Очень! Спасибо, милый Котик! Я повешу её на стену!
Котёнок была очень рада, что сестре понравился её подарок, раз она вешает его стену, и будет показывать своим друзьям. Она смотрела на серебристое колечка в пупке сестры, и решила, что когда вырастет – обязательно будет носить такое же.
- Спасибо!
Ты только улыбайся! А я тебе ещё чего-нибудь нарисую!
- Спасибо, сестрёнка! Я буду ждать!
Пока сестра наводила марафет, девочка бесцельно бродила по её комнате, в сотый раз, разглядывая знакомые вещи.
Внезапно освещение немного изменилось, окрасив стены в багряный оттенок. Котёнок подскочила к окну и распахнула тяжёлые створки. В комнату ворвался ветер.
- Котёнок! Простудишься! Закрой окно! Не оборачиваясь, крикнула сестра.
Но девочка не могла этого сделать, потому что, внимание её всецело занимало небо. Туман прямо над её головой потемнел, и теперь летел рваными клочьями, влекомый ветром. А из прорех то и дело пробивались яркие лучи предзакатного солнца. Налетел ещё один порыв ветра, который чуть не сбил ребенка с ног, и заставил сестру оторваться от зеркала и подойти к окну. И в этот же самый момент тонкая жилка света в тёмном небе стала расширяться, и через миг яркие, золотисто-багряные лучи хлынули вниз.
– Смотри! - вскрикнула Котёнок- это же сердце небес! Для тебя! Прямо как в твоей песне, помнишь?
- Himmelherz… - вспомнила сестра – спасибо тебе, что показала мне это!..

       * * *

…Две совершенно обычные серые и облезлые городские вороны сидели на проводе, натянутом между двух домов, и жмурились от яркого белого света, который, многократно отражаясь от выпавшего за ночь снега, слепил глаза.
- Гляди-ка, вот и туман рассеялся…. Прокаркала одна
- Да.… А ведь ещё пара дней – и всё – туман забрал бы украденные души навсегда…
- отозвалась вторая.
- Повезло кому-то на этот раз!..
- А, может быть, этого просто кто-то очень сильно хотел?..

       * * *

…Котёнок проснулась от хриплого карканья разносившемся в серебристом морозном воздухе, потянула носом воздух; и поняла, что зима наконец-то наступила.
Девочка счастливо улыбнулась игравшему с полосатым мячиком Дымку, который как обычно, прислушивался к разговорам духов.
Тут в комнату вошли мама и папа, который наконец-то вернулся. Подойдя к кроватке. Он взял дочку на руки, и поднёс к окну.
За ночь нападало столько снега, что половина оконного стекла была им засыпана. Беззаботно смеясь, мама, распахнув окно, взяла с подоконника снежок, и бросила его во двор.
- Балуешься? – ласково глядя, спросил папа.
На это мама показала ему кончик языка.
«Ну, прям, как маленькие! » - с улыбкой подумала Котёнок.

…А потом все пошли лепить снеговика.
Выйдя во двор, Котёнок взяла за руку старшую сестру, и, прыгая от радости, сказала:
- Как хорошо! Это точно очень важное, потому, что я никогда не забуду это утро! А ты?
- Постараюсь… - сказала сестра. – Иногда мне кажется, что я уже старею…
- Это ещё почему?
- Мне кажется, что иногда я стала забывать что-то важное…
- Ничего страшного! – засмеялась Котенок, толкая сестру в сугроб – я буду напоминать тебе!..
       22 ноября 2006