Сёстры Дорлеак

Вера Петрянкина
Одной судьба отпустила всего 25 лет жизни, другая достигла солидного возраста - 65 лет и является символом Франции. Франсуаза и Катрин Дорлеак, "девушки из Рошфора", красавицы-сёстры... Сегодня, пожалуй, только французы помнят Франсуазу и любят фильм "Девушки из Рошфора" не меньше, чем знаменитые "Шербурские зонтики", тем более, что и режиссёр (Жак Деми), и композитор (Мишель Легран) в этих фильмах одни и те же.

Катрин Денев - вторая из четырех дочерей Рене Денев и Мориса Теньяка (артистический псевдоним – Дорлеак), она никогда не стремилась стать знаменитой, а потому нигде себя и не проявляла.
«Я представляла собой полную противоположность своей старшей сестре Франсуазе, – вспоминала впоследствии Катрин. – Она никогда не курила. Я курила. Она не брала в рот алкоголя. Я любила выпить. Она почти ничего не ела, кроме яйца всмятку. Я люблю поесть». У Франсуазы была цель: девушка мечтала стать актрисой. Катрин гораздо больше интересовали любовные романы и карьера модельера. Но слава великой актрисы досталась именно ей.
В 1964 году на Каннском фестивале были показаны два фильма: умная «Нежная кожа» с Франсуазой Дорлеак и простенькие, как ситцевые платьица ее героини, «Шербурские зонтики» Жака Деми с Катрин Денев. «Гран-при» получили «Зонтики» – и Катрин стала знаменитой.
В 1966 году тот же режиссёр снял фильм "Девушки из Рошфора", и в нём-то сёстры единственный раз сыграли вместе.
Жак Деми, сценарист и режиссер, и Мишель Легран, композитор, поставившие популярнейший и безупречный мюзикл "Шербургские зонтики", объединились, чтобы создать еще более честолюбивый проект, добавив танцы в рассказ о жизни маленького городка. В нем есть шарм, интересные наблюдения за людьми, с добавлением легко запоминающихся красивых мелодий, песней и танцев. Грация и динамика безупречны.
 В сонный, маленький портовый город рядом с базой ВМС приезжает карнавал, используемый для рекламы продуктов. Двое уличных торговцев (Жорж Чакирис и Гровер Дэйл) лишаются своих девушек, которых уводят у них из-под носа два моряка и приглашают двух сестер (Катрин Денев и Франсуаза Дорлеак), которые дают уроки танцев и сочиняют музыку, выступить перед ними. Тут же присутствует мать сестер (Даниэль Дарье), которая мечтает о потерянной любви и заведует местным кафе; за столиком сидит американский композитор (Джин Келли), который "западает" на одну из девушек, и моряк-артист (Жак Перрен), который написал портрет своего женского идеала, очень похожий на одну из девушек.
 Все это вращается в основном на городской площади, посреди которой находится кафе, квартира девушек и танцевальная студия, плюс белый и сверкающий музыкальный магазин. Как и в "Зонтиках" городок расписан яркими, блестящими красками, как разукрашенный кремом торт.
 Денев и Дорлеак, сестры и в реальной жизни, играют двойняшек с точной комбинацией женского притяжения, пассивности и упрямой агрессивности, когда дело касается мужчин, которые им нравятся. Дарье вполне подходит на роль матери; она единственная поет сама свои песни, по крайней мере, во французской версии.
 Келли изящен, динамичен, бесшабашен и бесспорный лидер, тогда как Чакирису почти ничего не остается делать как парню, упустившему свою девушку.
 Хотя прекрасная музыка напоминает классические ранние мелодии янки, в них есть гальская свежесть, с привкусом вполне уместной меланхолии и характеристики персонажей. Легран опять выдал милую, приятную музыку и без всякого сиропа. Норман Маэн проследил за простой, но эффективной хореографией.

Увы, успех не принес счастья новоявленной звезде: некоторое время спустя любимая старшая сестра попала в автокатастрофу, оказавшуюся для нее смертельной... Денев осталась без сестры – и вне конкуренции.

После Жака Деми и «Шербурских зонтиков» Катрин Денев досталась следующему любителю «лолит», Роману Полански. Он точно так же, как и его предшественник, сублимировал «секс и фригидность» Катрин в свое творчество: снял Денёв в роли сексуально притесняемой шизофренички в «Отвращении». Вслед за «Отвращением» появилась «Дневная красавица» Луиса Бунюэля, в которой Катрин достался образ богатой «буржуазки», от скуки, пока муж на службе, «работающей» шлюхой в борделе...

Денев вышла замуж всего раз: не за актера и не за режиссера, а за светского фотографа журнала «Playboy» Дэйвида Бейли. На свадьбе невеста была в черном (даже фата – и та была черного цвета!), жених – в джинсах. На улице стояла середина 60-х: весь мир вращался вокруг Лондона, откуда и был родом Бейли. Он перевез молодую жену в Англию. Катрин спустя три года сбежала от Бейли домой, во Францию.

Денев и Франция – слова-синонимы. Катрин было 25, когда Ричард Аведон снял ее для рекламы «Chanel № 5», «посадив» обнаженную фигуру актрисы во флакончик духов. Спустя десять лет она стала во второй раз символом Франции: с нее слепили бюст национальной героини Марианны. Теперь «голова» Катрин украшает кабинеты французских чиновников.

Она не боится ничего и способна на любые эксперименты. Те, кто видел «8 женщин» Франсуа Озона, подтвердят: самое сильное впечатление от фильма оставила лесбийская сцена героинь Фанни Ардан и Катрин Денев. Изумлял и возраст мадемуазель Катрин, и смелость, с которой она «мочила» свою репутацию. Сама же актриса не видит в этом ничего особенного: «Я люблю удивлять».

Ее лучшим другом был и остается Ив Сен-Лоран. Среди любовников – Омар Шариф, Джонни Холлидей, Барт Рейнолдс и… русский художник Юрий Купер.

Кроме сына Кристиана Вадима у нее есть дочь Кьяра, рожденная от… Марчелло Мастроянни.

Два «Сезара», номинация на «Оскар», «Золотой медведь» в Берлине за вклад в киноискусство…

А Франсуаза Дорлеак навсегда осталась в 1967, в году её гибели, да ещё в двух фильмах - "Нежная кожа" и "Девушки из Рошфора".