Дедова сказка

Анна Райдер
       В старом деревянном доме сидел у окна старик. Несмотря на возраст, на его лице почти не было морщин, а осанка осталась прямой и гордой. Только в глазах проскальзывала иногда непонятная тоска.
К старику подошла девочка, наряженная в яркое ситцевое платьишко. Коса, заплетенная ласковыми материнскими руками, доходила до пояса. У девочки были такие же черные глаза, как и у старика, вот только в них горел чистый и яркий блеск детства.
-Деда! – позвала она.
-Да, родная?
-Деда, расскажи про свою молодость!
-Я же тебе рассказал все: и как на войну ходил, и как в больших городах жил и как на приеме у иностранного короля был…
-А мама говорит, ты мне про ведьму не рассказал!
-Про какую ведьму, внученька?
-Она сказала, ты, когда молодой был, в ведьму влюбился, давно еще! Она красивая была? Заколдовала тебя? Деда! Ну, расскажи!
-Мала ты еще для таких сказок, девочка…
Внучка обиженно надула губы.
-Ну вот, всегда так… Как курей покормить, так взрослая, а как сказки про ведьм слушать – так только Велемиру…
Старик едва заметно улыбнулся.
-Хорошо, я расскажу. Только уговор – молчать об этой истории. Я же знаю, ты все, что от меня слышишь, девочкам соседским пересказываешь.
Девочка забралась к деду на колени.
-Ладно. Дед, а она красивая была, та ведьма?
Он вздохнул.
-Очень.
-А почему ты на ней не женился? Была бы у меня бабушка-ведьма! Все ребята бы завидовали…
Старик вновь вздохнул.
-Просто я испугался…
Она действительно была очень красивой – Невея Заречная, самая красивая в деревне девушка. Ее мать лечила соседей наговоренной водой, да заветными травами, набранными в тайных уголках леса. Впрочем, шептались, что она не только спасает от болезней наговоренными травами, но и летает в полнолуние на метле и пляшет в Купальскую ночь в сатанинском хороводе среди чертей и страшных лесных духов. А зеленые глаза ее дочери напоминали кошачьи. Слишком напоминали… И часто бывало так, что в сумерках видели люди огромную черную кошку, скрывающуюся в печной трубе семьи Заречных. А через пару минут в окне светелки появлялся точеный профиль Невеи. Конечно, это могло быть простым совпадением, но все же…
Несмотря на людские толки, деревенские женихи чуть не дрались между собой за право называться знахаркиным зятем. «Как опоили их всех!» - жаловались девушки. Свахи злились, но поймать чародейку за варевом любовного зелья не могли. А та, хоть и видела, что все пареньки по ней сохнут, только улыбалась.
Вот только правду говорят старые люди, что и на сильного своя сила отыщется. Влюбилась Невея, до безумия влюбилась в деревенского пастуха Ивана. А он на нее хоть и заглядывался, да засылать сватов не спешил. И вот однажды зимой повстречались они в лесу. За хворостом пошли, да и столкнулись. Сперва молчали оба, потом девушка окликнула пастуха:
- Иван!
И так-то ласково, нежно это прозвучало, что и мертвый бы к ее ногам кинулся. А парню хоть бы что. Обернулся только.
-Ты не слушай, что люди говорят… Дескать, ведьмы мы с матерью, по ночам летаем, кошками оборачиваемся… Что ж с того! Ты только скажи, что любишь меня, я ото всех своих чар отрекусь, обычной девушкой стану, в церковь буду ходить.
- Не бывать такому, Невея. Не отпустит тебя Сатана. Да и мне не в охотку ведьмаком прослыть. Люди шарахаться станут…
- Что тебе до людей? Посплетничают и забудут.
- А дети у нас пойдут? Что ж им, всю жизнь горе мыкать, как проклятым? Знаешь же, что не бывать им счастливыми, коль люди узнают, что их ведьма родила.
- Мы можем уехать из этой деревни.
-Молва людская вперед на три версты бежит, Невея. Узнают и там. Люблю я тебя, да век спокойный дороже.
Тряхнула черными косами колдунья молодая, голову гордо вскинула.
-Что ж... Знаешь небось, что ведьмы гордые. И я умолять не стану. И мстить не стану. Клянусь тебе в этом. Я даже одарю тебя – в старости ты таким же, как сейчас, останешься. Но знай, Иван, ты о своем отказе всю жизнь сожалеть будешь. Уж я-то вижу…
Промолвила это Невея, улыбнулась оторопевшему пастуху и взмыла в холодное, прозрачное зимнее небо. Больше ее в той деревне не видели.
       ***
Тихо в старом доме. Давно уже умер старик, уехала в город его внучка. Только ветер гуляет по заколоченным комнатам. Да еще говорят люди, что слышатся в том доме два голоса – мужской и женский. Разговаривают они там, песни поют. Люди к дому приблизятся – ан нет никого. Только ветер верхушки деревьев качает. А может, это Невея простила своего возлюбленного и встретились они после смерти? Кто знает…