Откровения Мижеи

Георгий Каюров
Георгий Каюров

       С Кальманом Мижеи, специальным представителем ЕС в Молдове, мы встретились по инициативе самого Кальмана. Не скрою, встречи с руководителями таких организаций всегда интересны и я иду на них с удовольствием и с большими ожиданиями – когда же хоть что-то прояснится в ситуации Молдо-Приднестровского конфликта. Особо интересно посмотреть на человека, который разговаривает от лица ЕС мягкими ультимативными формами, как его последнее заявление: «Молдова наивна, если полагает, что решение проблемы можно найти в новом трехстороннем формате. Для Кишинева было бы ненормально исключить из переговорного процесса ближайших соседей – Украину и ЕС». И если с Украиной я согласен, то вот касательно ЕС у меня есть вопросы. Особо заинтересовали ответы Кальмана Мижеи, по поводу которых он сам и его политический советник Петер Михалко, вдруг занервничали. Казалось бы, что может сказать в диктофон такой как Кальман Мижеи – подготовленный в специальных службах чиновник? Оказывается, может. Даже может делать большие глупости, например, звонить «местным адвокатам» и просить надавить на журналиста, чтобы я не решился опубликовать интервью. Хотя вот что ответил Кальман Мижеи на мой вопрос по поводу свободы прессы:
       – Кальман, в Молдове есть свобода прессы?
       – Я думаю, что в большей мере есть, но опять же есть что сделать, чтобы было еще лучше… Зачастую журналисты практикуют тот тип журнализма, который вкладывает в уста человека чужое мнение, которое тот никогда не говорил, а потом журналист это мнение критикует не чистым способом, …этот тип журнализма мы перестали практиковать 20 лет назад, вы идете за нами… Это не должно быть в серьезной газете. Это действительно так.
       Я хочу сказать по этой теме то, что меня интересует. В разных странах должна быть демократическая ситуация с газетами, с прессой, чтобы разные люди и разные газеты могли иметь разные мнения и могли это обсуждать, чтобы они могли подискутировать эти вещи.
       – Как вы прокомментируете то, что журналисты Западных СМИ два месяца лгали и обрабатывали мировое сообщество выдавая миротворческую миссию России в Южной Осетии по принуждению Грузии к миру, за оккупацию Россией Грузии. Это не грязный пиар, о котором вы говорите, как о прошлом журналистики в странах ЕС?
       – Вы знаете, у вас есть ваше мнение и это одно мнение. Я хочу сказать по этой теме то, что меня интересует. В разных странах должна быть демократическая ситуация с газетами, с прессой, чтобы разные люди и разные газеты могли иметь разные мнения и могли это обсуждать, чтобы они могли подискутировать эти вещи.
Вы знаете официальный подход ЕС по этим вопросам и темам. Я работаю на другом участке и по другим вопросам. Я конечное полностью поддерживаю позицию ЕС по теме Грузии.
       – Вы считаете то, что была агрессия России против Грузии?
       – Вы читали европейское официальное заявление. Мы не использовали слово агрессия.
       – Но ЕС и не осудила Грузию.
       – Это был сложный момент и я поддерживаю, чтобы было серьезное независимое изучение того, что там произошло из разных точек зрения.
       У Кальмана гладко сложилось только говорить о свободе прессы. Свое же истинное отношение к свободе прессы он показал уже на следующий день, после интервью, когда начал давить на меня, и почему-то тут же вспомнил о журналистской этике. А почему? Я не пришел к нему домой, а пригласили меня в офис представительства ЕС. Мы беседовали не о личной жизни, а о государственной проблеме Молдовы, в которой участвует ЕС и ничего не может пока сделать. Более того, я не подглядывал в замочную скважину. Да и заявления самого Кальмана, провоцируют постоянно, то он там, что-то не то скажет, то там его не так поняли. Мы, что всей страной должны заглядывать в рот Кальману Мижеи и понимать его слова только так как он этого хочет? Но давайте дальше посмотрим на ответы Кальмана, которые он не захотел публиковать. Наговорил, а потом, вдруг передумал. И что скрывается за ответами Кальмана на следующие вопросы, если уже на второй день он занервничал не на шутку?
       – В чем заключается помощь ЕС?
       – Помощь заключается в разных вещах. Финансовая помощь – в среднем на жителя страны – это одна из больших помощей в мире. С другой стороны экспертная помощь в законодательстве, в экономике и политической жизни… Мы выделяем для Молдовы очень много экспертной помощи и много денежной помощи.
       – Сколько денег, можно озвучит цифру или это закрытая информация?
       Это открытая информация. Я могу не помнить точную цифру, потому что есть разные проекты и разные поступления, но это где-то 80 миллионов. Я посмотрю и уточню.
       – Это средства которые отдаются непосредственно Молдове и она может их использовать в собственных целях или это деньги выделяются на содержание вашего офиса и вы потом даете советы на эту сумму?
       – Нет. Это не на содержание нашего офиса. Это прямая помощь для бюджета Молдовы. По 4-5 миллионов ежемесячно, ЕС пересылает на нужды Вашего бюджета.
       – Эти деньги непосредственно поступают на счета Молдавского бюджета и могут использоваться по усмотрению молдавских чиновников? Как вы контролируете расходование таких деньжищ?
       – Это очень сильная помощь и очень сильное доверие тому, что ваше правительство умеет использовать эти деньги на благо народа. Конечное, наша еврокомиссия разговаривает с вашим правительством, как лучше использовать эти деньги, но в основном это бюджетная помощь вне проектная и неконтролируемая помощь.
       – И эти деньги никак не проверяются?
       – Проверяются на доверии. Но эти деньги не даются на определенные проекты. Это дается на целый бюджет и на усмотрение чиновников. Это тот тип помощи который основан на наибольшем доверии. Это деньги вне проекта.
       – Эти деньги Правительство может использовать по личному усмотрению?
       – Да! Да, да.
       Когда я слушал Кальмана, то не мог понять – это провокация или европейский чиновник зарапортовался? Я не случайно несколько раз и в разной форме повторил свой вопрос, может же человек ошибиться, если например плохо знает язык, но Кальман Мижеи настойчиво повторил свой ответ. Более того, присутствовавший во время беседы, политический советник Петер Михалко, не поправил своего шефа, даже не попытался разъяснить позицию. Ведь подобные заявления можно трактовать как угодно.
       Это же надо так обнаглеть и открыто признаваться во вне непроектном финансировании. Вот так просто сидит Кальман Мижеи, специальный представитель ЕС перед журналистом и сдает программы, которые идут вне согласованных проектов! Ведь, что получается дают бесконтрольные 80 миллионов? И контролирует по принципу, поговорили и все. Это нормально? Но я думаю, что Кальман Мижеи оболгал руководство страны и финансовая помощь выглядит совершенно иначе и в другой форме. Что же такого в Молдове, что специальный представитель ЕС опустился до подобного «откровения». Неужели за сохранение противостояния с Россией ЕС готов выкладывать такие деньжища? Тогда мало берем. 800 миллионов! И не надо бояться, что не дадут. Полякам американцы сразу согласились дать 20 миллиардов.
       Мне особо понравился ответ Кальмана Мижеи вот на какой вопрос:
       – Как бы вы могли прокомментировать – жизнеспособен ли формат «5+2» в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. Присутствие Украины в этом формате мне понятно. Около пятисот тысяч этнических украинцев живет на левом береге Днестра. Это, большей частью, исторические территории Украины. Присутствие России, тоже понятно, Россия взяла на себя все обязательства СССР и надо отметить, с честью их выполняет. Как пример, Россия погасила долги СССР, ни ЕС ни США не отказались же от этого? Так же для России это около 130 тысяч граждан России и приграничные территории, а это стратегические интересы супердержавы. Присутствие Евросоюза мне понятно с натяжкой, Молдова европейская страна и вроде уместно его присутствие.
       – Что не понятно?
       – Непонятно, что ЕС делает в этом переговорном процессе. Давайте дальше. Что делает США в этом формате? Находится в 12 тысячах километров от Молдовы. Я уже не говорю, что находятся вообще с той стороны земного шара. Мы европейские страны, худо-бедно пережили триста лет инквизиции, турецкого ига 200 лет, монголы тут гуляли пару сотен лет, войны Наполеона, Гитлера, репрессии Сталина. И ничего живем и даже дружим. Что делают США здесь?
       Вы знаете, вы это не спрашивали, но я хочу на это ответить. Почему ЕС присоединился в качестве наблюдателя. Мы хотим, чтобы переговоры проходили в прозрачном формате. И чтобы соблюдались условия при которых можно выдерживать сбалансированный диалог и не только, но и договор по соединению разорванной страны, событиями 92 года.
Значит, почему ЕС участвует. Это очень просто. ЕС есть наиболее мощный сосед Молдовы. Так же этот конфликт наиболее близкий для ЕС и это очень не хорошо. Нам логично ясно, что мы должны участвовать в этом процессе. США – это крупная страна, которая существует и работает в ОБСЕ и тоже может сильно помогать в этом. Если хочет, то пусть участвует.
       – Уточните, как могут помогать США на расстоянии 12 тысяч км?
       – Вы знаете, другие спрашивают тоже, почему другие страны участвуют. Я думаю, что Россия тоже на 800 км находится. Мы думаем, что это правильно. Это уже звучит не очень вкусно. Выключить людей из этого процесса. Если люди хотят пусть участвуют. Мы не должны начинать говорить: Этот не должен здесь сидеть. Этот не должен здесь сидеть.
       У нас исторически сложился формат «5+2». Это хороший формат, потому что это очень хорошие участники этого процесса. Именно в этом формате мы можем показать, что мы можем сотрудничать для благополучия вашей страны. Для жителей вашей страны, включая и приднестровских жителей и выработать сбалансированный план. Мы научились из истории этого конфликта, что очень близкая связь процесса с содержанием. И поэтому этот формат в котором находятся все кто может иметь сильное влияние на будущее. Именно они могут выработать план и потом могут помогать реализовать этот план. Я думаю, что вопрос не должен стоять в том, чтобы кто-то хотел уничтожить действующий формат. Задача такая, чтобы в действующем формате мы действительно начинали действовать честно и эффективно. Я, кстати, думаю, что это абсолютно в интересах Молдовы. Лучше начинать работать, чем начинать уничтожать существующий формат.
       Ну, вот теперь все понятно. Лично мне помнится другой исторически сложенный формат «3+2». Сразу оговорюсь, что речь Кальмана Мижеи привожу дословно, только с некоторыми стилистическими и орфографическими правками. Запись полной беседы можно прослушать на моей странице в Интернете. Понятно же вот что, не подними Мижеи кипишь раньше времени, интервью прошло бы, никто и не заметил. Может быть, пришлось бы объясниться перед своим, более зорким европейским начальством. Для Кальмана Мижеи не привыкать оправдываться за сказанное.
Неоднократно приходилось слышать возмущения Кальмана Мижеи, что его не так поняли. Подумаешь, еще раз объяснился бы. Но Кальман Мижеи всполошился раньше времени и ничего другого не придумал, как обратиться к своим личным «друзьям-адвокатам». Мне приходится общаться со многими европейскими дипломатами и чиновниками, но что-то я не припомню, чтобы кто-то из них обращался к «частным адвокатам». Потому что это солидные люди, профессионалы и общаясь, ответственно формулируют свою позицию, без всяких двойных, поддекстовых формулировок. Особенно, когда это связано со страной в которой работаешь и которой, вроде бы желаешь добра.
       Удивительно и другое, что у Кальмана Мижеи – специального представителя ЕС нашлись «местные адвокаты». И эти «адвокаты» не задумались, почему человек занимающий такую солидную должность безответственно болтает что ни попадя про их страну и в возникших недоразумениях, не урегулирует создавшуюся ситуацию в рамках правового поля о дипломатических представителях, а в телефонном режиме, в частном порядке обращается, чтобы надавить на журналиста.
Хотелось бы обратить внимание «адвокатов» на одну послужную строчку в трудовой деятельности Кальмана Мижеи – он являлся куратором UNDP в Украине четыре года назад, когда поднималась оранжевая революция. Тогда, как показывают события последних четырех лет деятельность Кальмана в Украине оправдалась.
Вот это представитель Европейского Союза!!!