Ох уж, этот живот

Демиденко Галина
Молодую женщину заводит в кабинет обеспокоенный муж. Сама она идти в принципе не может. Хмм... Я бы тоже не смогла в такой позе ходить. В народе это называется "буквой зю". Это когда ноги до конца не выпрямляются, попа оттопырена, поясница прогнута, голова вверх, а остальное хочет лечь, но не может.
С трудом доирается до миего письменного стола, присаживается на стул, облегчённо вздыхает с ойканиями. Её супруг садится на соседний стул, смотрит на меня оценивающим взглядом, хмурится.
Жду пока женщина отдышится и что-нибудь скажет. Вместо неё говорит мужчина.
- Мы о Вас очень наслышаны, доктор. Люди про Вас разные сказки рассказывают. Говорят, что Вы тут чудеса делаете. Вот решили напоследок к Вам обратиться. Может Вы поможете?
- За чудесами это не ко мне, - усмехаюсь.
- А к кому? - недоуменно приподнимает брови.
- За чудесами Вам надо к экстрасенсам, целителям, магам или к служителям религий, а не ко мне, - усмехаюсь в ответ.
- Так вы что, не поможете? - снова хмурится мужчина.
Перестаю обращать на него внимание, перевожу взгляд на жену:
- Расскажите, что случилось?
- У меня позвоночник, - жалуется она.
- У меня тоже, - пожимаю плечами. - И что?
Женщина несколько раз моргает, не понимая шутки. Оно и понятно, с такой болью, как у неё, не до шуток.
- Вы меня не поняли, - пытается объяснить женщина, - у меня болит позвоночник. Вот снимки...
Муж тут же достает снимки, протягивает мне. Беру, откладываю в сторону.
- Рассказывайте, - говорю.
- А Вы что, снимки смотреть не будете? - удивляется страдалица.
- Пока нет, - улыбаюсь, - а потом решим. Рассказывайте, где болит, что болит, как болит, как давно болит, какого характера боль.
- Позвоночник болит, - снова объясняет она. - Сильно болит.
- Давайте договоримся так, уважаемая. Вы расскажете мне всё, что касается Ваших болей, а я буду думать что у Вас болит и почему. Хорошо?
- Но у меня болит позвоночник! - начинает нервничать она и переходит на придушенный крик. - Я уже всех врачей прошла, в больницах лежала! Я уже восемь месяцев мучаюсь день и ночь! Мне уже морфий приписали, чтобы хоть на пару часов могла уснуть! У меня позвоночник болит!
Терпеливо жду, пока выплеснет наболевшее. Говорить сейчас что-то бесполезно, всё равно не услышит. Надо подождать. Жду.
- Вы не понимаете! - возмущённо встревает муж. - Она вся измучена! У каких только профессоров мы не были! Все говорят, что это позвоночник! И никто помочь не может!
На крики заходит мой муж, молча садится рядом со мной за стол. Парочка замолкает, косится на него. И я их понимаю. Я бы тоже замолчала, увидев такого исполина рядом с мелкой "знахаркой" .
- Итак, уважаемая, - продолжаю, как ни в чём ни бывало, - давайте забудем слово "позвоночник" и, для верности, покажите пальцем, где болит и скажите, как болит. Можете это сделать?
Она испуганно всхлипывает, кивает, показывает на зону от подлопаток до конца ягодиц:
- Вот это всё болит так, что вздохнуть не могу. Таблеток наелась, чтобы к Вам приехать. Боль острая, будто ножом режут. При каждом движении дыхание запирает и надо ждать, пока отпустит, тогда вдох сделать можно, а когда не двигаюсь, такое впечатление, будто внутри, вот здесь, - показывает, - ржавой пилой пилят.
- Ну, вот видите, как Вы замечательно всё объяснили без этого дурацкого слова - позвоночник. Проходите к кушетке, раздевайтесь до трусов, ложитесь на спину. А Вы помогите жене, - показываю, где всё это сделать.
- Как это "на спину"? - возмущённо таращится на меня мужчина. - У неё же позвоночник!
- Мы же договорились про это слово забыть, - укоризненно смотрю на него.
- Ну, хорошо, - едва сдерживаясь, кивает он и выполняет мою просьбу.
Захожу за ширму. Женщина лежит на спине, ноги согнуты в коленях, виновато смотрит:
- Извините, я не могу выпрямить ноги.
- И не надо, - киваю. - Через пять минут сможете.
Мягко пальпирую живот, сопровождая свои касания уточняющими вопросами о характере боли в каждом месте, прошу дышать так, как мне это нужно в определённые моменты своих действий, внимательно слежу за её глазами, мимикой лица, оттенками цвета кожи в конкретных местах, снова задаю вопросы.
- А теперь, опираясь на ноги и лопатки, поднимите, пожалуйста, таз и подвигайте им вправо-влево. Вот так. Болит где-нибудь?
Женщина крутит унесённой вверх попой. Глаза увеличиваются, смотрит на меня недоверчиво.
- Не болит нигде, - удивлённо отвечает, - только чуть-чуть в пояснице тянет.
- Вот теперь осторожно перевернитесь на живот вот таким способом, - показываю, как. - Ладони одна на другу и под лоб, чтобы не упираться в кушетку носом. Вот так. Теперь расслабим немного мышцы спины и поясницы.
Делаю нужные манипуляции.
- Полежите так минут пять и постарайтесь полностью расслабиться.
Через пять минут прошу перевернуться ещё раз на спину, заканчиваю манипуляции с её животом, оставляю полежать ещё десять минут. Выходим с мужем из кабинета, оставив супругов самих. Пусть пообщаются.
Через десять минут возвращаюсь, внимательно приглядываюсь к её лицу и теперь уже спокойным глазам.
- Сейчас что-нибудь где-нибудь болит? - спрашиваю.
Она прислушивается к себе.
- Нет, - качает головой.
- Хорошо, - улыбаюсь. - Теперь можно вставать. Только очень осторожно, - объясняю и показываю, как это правильно сделать, чтобы снова не появилась боль.
Женщина поднимается, выпрямляется и вдруг заливается слезами.
- Стоп-стоп-стоп! - останавливаю её. - Плакать будете потом, а то опять все органы живота у Вас "рухнут" вниз. Спокойно, плавно одевайтесь и прошу к столу. А я пока посмотрю снимки.
Рентгеновская бумага отвратительного качества, большая часть снимка засвечена. Матерюсь про себя, разглядывая очертания здорового позвоночника, возвращаю снимки супругу страдалицы, не показывая вида, что творится в душе.
Супруги снова сидят напротив, смотрят на меня совсем иначе, чем в начале приёма. У обоих сияют глаза, на лицах улыбки.
- Теперь я постараюсь Вам объяснить, что случилось, - говорю серьёзно. - Вы видели, что до позвоночника я не дотронулась ни одним пальцем, не так ли?
Кивают.
- Вы рожали дважды в течении трёх лет и оба раза без помощи скальпеля?
- Да, - удивлённо смотрит то на меня, то на мужа.
- Если судить по тому, что Вы сказали, то боли у Вас начались прошлой зимой. Значит, могу предположить, что Вы либо поскользнулись и упали, либо резко подняли упавшего малыша. А перед этим у Вас был сильный стресс. Так?
- Да, - растерянно кивает женщина и снова переглядывается с мужем. - Мы тогда поругались и я пошла с детворой гулять. Младшенький был в коляске. Я тогда поскользнулась, упала и сильно ушиблась, так, что пару минут дышать не могла. А схватило, когда коляску на второй этаж затаскивала.  Вот с тех пор всё и началось.
- Вот с этого и надо было начинать рассказывать, уважаемая, - киваю ей и объясняю. - После родов доктор или акушерка обязаны были восстановить положение сокращающейся матки и внутренних органов в брюшной полости. Это делается четыре раза: через двенадцать часов после родов, через сутки, за сутки до выписки из роддома и через месяц после родов. И должны были предупредить, что в течении двух месяцев после родов, Вы обязаны спать только на животе, чтобы не было загиба матки и опущения органов в будущем, и всего этого, что произошло с Вами сейчас, не произошло бы. Если я правильно поняла, то ничего подобного Вам не делали и не говорили, не так ли?
- Ну, доктор только посмотрел и сказал, что всё нормально. А что это было? Разве не позвоночник?
- Нет, позвоночник здесь не при чем, - улыбнулась в ответ. - Это был висцераптоз, то есть опущение органов брюшной полости. Такого диагноза уже нет. Он давно исключён из обихода врачебной диагностики, поэтому я не сильно удивлена, что распознать его доктора не смогли. После родов органы были расположены ниже, чем должны быть в соответствии с нормальным анатомическим строением женского организма. Хватило небольшой встряски в виде нервного перенапряжения, холода и поднятия тяжести, чтобы они совсем "опали". Обычно в таких случаях живот редко болит. В нём чаще всего чувствуется только тяжесть, да и то не всегда. Могут быть запоры, а боль концентрируется в спине, ближе к позвоночнику, там, откуда выходят главные нервы, относящиеся к тем или иным органам малого таза. Поэтому у Вас болело в спине, а не в животе. Я "вручную" подняла Вам органы брюшной полости, восстановила их нормальное положение. Натяжение нервов около позвоночника исчезло и мне удалось расслабить напряжение мышц спины. Всё понятно?
- Да, - кивают оба.
- Теперь болеть не будет? - с надеждой спрашивает женщина.
- Чтобы не болело совсем, нужно повторить манипуляции несколько дней подряд, не поднимать ничего тяжёлого в течении месяца и в течении года один-два раза в месяц приходить на контроль. Если хотите продолжить дальше наше сотрудничество, можете записаться на следующие сеансы прямо сейчас, или позвонить позже и договориться о времени приёма.
- Сейчас! - тут же решает за супругу муж. - Сколько надо, столько и буду возить. Моя жена должна быть здорова!


Счастливые супруги садятся в машину с улыбками на лицах, а я смотрю на них в окно и тоже улыбаюсь душой.