Медицина Узкие специалисты

Виктория Леонтьева
Не вспомню сейчас уже из страниц учебников по истории медицины, когда была введена узкая специализация.
На сегодняшний день узкая специализация не оправдывает себя. Что-то в этой арахаичной системе в медицине, которую общество тянет за собой в XXI век необходимо менять.
Почему я поднимаю эту сложную тему, почему сегодня возникают такие вопросы, необходимо самым серьезным образом разобраться. Пожалуй, начнем с хорошего. То, что я говорю о медицине – это мой опыт, мои наблюдения и мои выводы. У вас может быть свое мнение, и я надеюсь, что оно будет разумным.
Начну, пожалуй, с хорошего. Да, действительно, в некоторых редких легких случаях необходимо вмешательство узкого специалиста, то есть, я хочу этим сказать, что в редких случаях будет достаточно того минимума (= ограниченных) знаний и умений, которыми сегодня наделены узкие специалисты: урги, ологи и тры. Но. В большинстве случаев узкая специализация губительна для пациента.
Что значит сегодня узкий специалист? Например, кардиолог, грубо говоря, специалист по расширению и сужению трубок (сосудов) и кое-что понимает в насосной системе (сердце). Он так же слегка представляет себе, что по этим трубкам течет (кровь), но не всегда представляет зачем; и есть так же представление о схеме трубок и насоса, а из чего это все состоит представления слабые. Вывод: зачем в медицине такие сантехники? Гастроэнтеролог – специалист по щелочи и кислоте. Он знает одно: если много кислоты, ее надо гасить, если мало – добавлять. Вывод: зачем в медицине нужны такие химики? Хирург знает одно, если пациент орет благим матом у него надо что-то вырезать, затем зашить, и чего-нибудь приклеить. Вывод: зачем нам такие мастера-самоделкины и швеи-мотористки от медицины? И так далее, и тому подобное. От всего этого приходишь в ужас, когда понимаешь все это, сидя на приеме у узкого специалиста. Итог – безнадежная гонка по кабинетам узких специалистов.
Человек не состоит из одних только трубок и насоса, как представляет себе кардиолог, и человек не состоит из одних только желудка, кишечника и печени, каким видит его гастроэнтеролог, и он не состоит только из кроветворной системы, каким его видит гематолог, и он не состоит только из суставов и хрящей, каким его видит невролог или ревматолог, и он не состоит только из почек, каким его видит нефролог и так далее. Человеческий организм, как это всем, конечно, известно – это сложный взаимосвязанный биологический объект и делить его на отдельные детали недопустимо. Любая патология не может быть причиной сбоя одного «объекта». Организм – это сложные взаимосвязи систем и систем органов и только так необходимо подходить к каждому случаю. Например, возьмем патологию почек. Никто не разбирается – что за почки, почему и откуда все это взялось. Все, что называется, валится в одну кучу, причем без учета, что еще не все медицине известно (диагноз рисуется мгновенно!). А ведь здесь надо понимать, что за случай у каждого пациента, и что предшествовало заболеванию, начиная с детских лет (это очень важный фактор и в установке диагноза и в течении болезни). Сегодня нефролог абсолютно не понимает различия в следующем: гломерулонефрит, пиелонефрит, экстракапиллярный гломерулонефрит, полиангиит, нарушение фильтрации почек (чаще всего эндокринное), патологии почек, связанные с ЖКТ, инфекциями. Список можно продолжать. Это все разные случаи, это разное лечение, и на каждый подобный диагноз существуют (!) обследования, исследования и симптомы. Но нефролог знает одно – любые (!) почки надо лечить гормонами, а итогов этого лечения два (если пациент вовремя не одумается) 1) диализ; 2) смерть. Причем о таких итогах пациенту говорят сразу (гуманно предупреждают), а на возмущение отвечают, что другого они не могут (1-й медицинский институт имени Павлова, улица Льва Толстого). Диагноз по минимуму исследований установлен, лечение назначено. Дальше никто уже не станет ни в чем разбираться, что у пациента было до начала болезни, что случилось с началом болезни, и что началось после начала лечения от лекарственных препаратов и диет. Теперь вывод только один на любую жалобу: ВСЕ ОТ ПОЧЕК. И все, что было до болезни почек, стало от почек, и что стало от применения лекарственных средств – это тоже теперь от почек. Непонятна такая позиция убийства пациентов, которые могут быть при соответствующих стараниях медиков быть здоровыми и работоспособными. Но узкие специалисты этого не хотят. Они упираются всеми рогами, только бы не вылечить. Единственное, на что способны узкие специалисты – списывать друг у друга лживые диагнозы (о постановке лживых диагнозов и скрытом «не нарушающих закона» вымогательстве денежных средств медиками буду говорить в следующих статьях).
Приближенно к идеалу врача будущего, пожалуй, сегодня является знающий инфекционист (но, предупреждаю, и среди них есть очень много «замороженных»). Это происходит потому, что инфекционист в силу обстоятельств своей области, вынужден получить более широкую ориентацию и понимание организма, как целостной биологической системы, иначе успеха в постановке диагноза и лечении не будет (вынужден научиться отличать инфекционную патологию от неинфекционной, хотя бы для того, чтобы назначить исследование). Грамотный нфекционист вынужден понимать устройства и функции систем органов и систем, чтобы при борьбе с инфекционным агентом не навредить организму до смерти, и по общему состоянию определить достигнутый результат (здесь уже не будет, как у кардиолога – съел таблетку, давление упало – вылечил; у инфекциониста этим показателем оценивается степень агрессивности инфекционного агента и снижение давления гипотензивными средствами в случае с инфекцией недопустимо, это то же самое что при приступе аппендицита принимать обезболивающие средства: боль снимете, отросток лопнет, и минимум 10 операций вам обеспечены; никакие боли в животе никогда не обезболиваются). Сегодня в знаниях инфекциониста есть серьезные пробуксовки, но если их решить, то это будет идеальный врач.
Кардиолог сегодня буксует абсолютно во всех сферах биологического организма, включая свою: от слова «почки» он выпучивает глаза, слово «эндокринное» для него иностранное, которого он не учил (а зачем, действительно, сантехнику…), от слова инфекция – в ужасе шарахается, что такое ЖКТ – слышит впервые, и зачем «оно» надо не понимает. Он знает только одно – пациенту надо дать таблетку, чтобы в трубках не было течи, и чтобы насос не встал. А что, почему, зачем и откуда все взялось – его не касается и где, и что это за системы органов и ситемы, он не представляет, да и зачем это знать, а от фразы: взаимосвязи в организме – он падает в обморок, так как подобная фраза далека от сантехнических познаний и вызывает слишком сильное перенапряжение слаборазвитой узкоспециальной подготовки. То же самое происходит и с остальными, без исключения, узкими специалистами.
Итак, нельзя рассматривать биологический организм, как на, разделенный на отдельные винтики, предмет. Нельзя не понимать тесных связей в организме. Современный врач должен понимать все происходящие в организме процессы, и от этого оценивать риск разрушения важных связей вследствие болезни или проводимого лечения. Акцентирую – в организме в целом, а не в отдельно взятом узким специалистом органе, или системе органов, или системе. Организм задуман природой единым неделимым биологическим объектом, и страшно себе представить, как тяжелы последствия недооценки связей в организме, непонимания зависимости одного от другого. Чтобы делать выводы, необходимо уметь анализировать зависимость одного от другого. Современный врач уже не может быть безмозглой конвеерной машиной (пациент зашел, вышел – следующий) – это должен быть думающий, способный к анализу и оценке, способный к широкому охвату знаний и понимания того, что происходит. Если часовщик не умеет соединить детали, часы не пойдут, механизм не сработает, как бы вы ни оттачивали каждую деталь.
Итак, современные отбор и подготовка врача не соответствуют требованиям времени и поставленным задачам. Единственное, на что сегодня способен узкий специалист – это выкрутить «сигнальную лампочку». Он далек от понимания взаимосвязей в организме и тонких процессах его деятельности.
Во всю эту сегодняшнюю медицинскую мясорубку вовлечены и дети. Затем дети вырастают и продолжают медицинскую участь своих бабушек и дедушек, мам и пап, и посещают того же бездарного участкового терапевта (деньгами ума врачу не нарастите). А терапевт будет направлять его к бездарным узким специалистам (сантехникам, швеям, химикам и так далее). И это будет снова бег по кругу уже следующего поколения, а за ним – следующего. И ваши дети закончат тем же, чем закончите вы: инфарктом, инсультом, раком, гломерулонефритом, деменцией, диабетом, печеночной недостаточностью и прочими прелестями от узких специалистов. И это непременно будет, потому что сегодня у узкого специалиста нет цели – излечить пациента (маленького или большого – все равно). Сегодня цель – довести до инвалидности и так будет и со следующим поколением, потому что всем все ясно – система не оправдывает себя, но ничего не делается для выздоровления пациента. Может уже стоит весь этот кошмар изменить?


Несколько советов от Виктории

Любое обследование начинайте с эндокринной системы (голова, шея, надпочечники), и состояния своего микробиоценоза.
Вспомните, как часто в вашей жизни повышалась температура (от 37, 2 градусов и выше), и как часто вас беспокоит ЖКТ. Если это повторяется несколько раз в год, необходимо посетить знающего инфекциониста и эндокринолога и выявить причину. С этого необходимо начинать, чтобы вас не беспокоило (усталость, бессонница, раздражительность, плохой аппетит, недомогание, подъемы АД, боли в суставах различной интенсивности (мне рассказывали случай, как пациент три года ходил на костылях, никто не мог ему помочь (растирания, инъекции, процедуры не помогали) потом сам пошел (его так никто и не направил) к инфекционисту, тот выявил у пациента иерсинеоз, и пациент полностью выздоровел после лечения), боли в сердце, плохая память и прочие беспокойства.
Все это регулирует состояние вашей иммунной системы.
Следите за состоянием вашего позвоночника (если провели курс лечения, и не стало лучше, или проблема возобновилась, есть повод посетить инфекциониста, некоторый вид вирусов поселяется в ликворе (можно проверить, если пропить, например, анаферон, если боли из позвоночника уходят, значит в ликворе есть вирусы (в периферической крови их может не быть).
Старайтесь не делить организм на гайки и винтики. Организм – это целостная система, и только понимание его тесных взаимосвязей может привести к излечению (болят суставы? но мы не состоим только из костей и хрящей; если помогает, например, фурозолидон (препарат с ТПД!) – в организме инфекция, и, скорее всего ее источник – нарушение микробиоценоза, не помогает – тщательно обследуйте эндокринную систему (узкие специалисты, естественно, будут фыркать – они этого всего не знают, так что вы по их наитию долго будете покупать мази и ходить к невропатологу, до конца своих дней).
Соблюдайте режим дня и питания.
Не нервничайте, старайтесь решать проблемы трезвым умом и цивилизованным путем (не надо этого: всех перестреляю!).
Не будьте агрессивны. Помните, вокруг вас тоже люди со своими проблемами.
Стремитесь к красоте душевной и внешней. Красота возвышает (особенно, когда другие вас гнобят), улучшает самочувствие, дает прилив энергии, бодрость, успокаивает нервы, стимулирует к жизни.
Занимайтесь физкультурой или спортом, желательно самыми любимыми для себя видами, теми, которые приносят наибольшее наслаждение и радость, когда каждого следующего занятия вы ждете как праздника.
Даже если вы тяжело больны и наслушались гадостей или равнодушия от узких специалистов, стройте планы на будущее. Лучше всего, если это будут планы о любимом деле, увлечении, или подъеме в жизни детей, помощи своим старикам (куда ж они без вас). Положительное планирование и целеустремленность продлевают жизнь, так как для поставленных вами перед ним благородных задач организм начинает подключать дополнительные резервы, чтобы помочь вам достичь целей.
Стремитесь к позитиву. Успокойтесь и поймите: безвыходных ситуаций почти не бывает, нужно взять себя в руки, «лазейка» обязательно найдется. Разговаривайте мысленно со своим организмом: потерпи, мы еще можем подождать, жди, туда мы всегда успеем, давай еще посмотри на этот мир, а что там будет завтра – разве нам не интересно, а как же мы оставим детей, а как же без нас мама, надо ждать, терпеть, все будет хорошо, ты хороший. Такие спокойные добрые мысли о жизни должны быть.
Покажите близким, что вы их любите и умеете прощать, и ваши близкие ответят вам тем же.
Не забывайте о родителях, когда их не станет, придет позднее прозрение.
Не разводите дома дедовщину, каждый член семьи равноправен. Все хозяйство нужно вести дружно, сообща. Умейте поговорить дома по душам.
Если вы инвалид, старайтесь выйти на улицу, окультуривайтесь и следите за собой. Помните эта жизнь и для вас, и культурные ценности, и блага, как и для всех. Завтра каждый может оказаться на вашем месте, и вы не виноваты, что с вами так случилось.
Берегите природу, общайтесь с природой и братьями нашими меньшими. Они лечат (вспомните, какой душевный подъем вы ощущаете в лесу, за городом, или когда даете животным или птицам корм).
Если вы автомобилист, не будьте заносчивы перед остальными, поверьте, те, у кого нет автомобиля, или автомобиль не такой, ничем не обделены и не хуже вас. И не каждому нравится быть шофером.
Любите людей, помните, все в этом мире зависит от нас.
До встречи.