Школьная история в работе

Дмитрий Кащеев
       Школьная история
       Детская остросюжетная повесть.
       (Приключения Мотьки и Сережки – 3)


       Горе мое было беспредельным! Сережка Алдакимов, мой лучший друг, уезжал жить в другой город! И поделать с этим нельзя было совсем-совсем ничего.
       Мы сидели на кушетке в моей комнате и потеряно молчали, стараясь не глядеть друг на друга.
- Но ведь это не навсегда, Мотька, - сказал Сережка.
И мы снова замолчали.
Моя мама заглянула в комнату.
- Ребята, давайте чаю попьем. Сидите, как на похоронах…
- Уже идем, тетя Ира! – отозвался Сережка и толкнул меня кулаком в бок. – Пошли, брат Мотька! А то как девчонки ведем себя! Только слез не хватает.
Я вздохнул, если бы я был помладше, то были бы и слезы…
- Ладно тебе, Мотька, не на всю жизнь ведь уезжаю, - попытался ободрить меня Сережка. – Летом вернусь. Всего-то три четверти осталось!
Я поплелся за ним на кухню…

       Сережкиного папу вызвали на стажировку в город Екатеринбург. А это целых двое суток пути на поезде. Самое ужасное, что уезжал он почти на целый год! И поэтому Сережка с мамой ехали вместе с ним.
       А у нас столько планов было намечено! И каких! Вдобавок, у нас в доме провели компьютерную сеть, и мы теперь могли не просто играть в разные игры, но и пользоваться Интернетом! И все это рухнуло в один момент! Утешало меня только то, что теперь мы с Сережкой могли общаться через Интернет хоть каждый день.
 

- Я тебе сразу же напишу, Мотька, как устроимся, - пообещал мне мой друг перед отъездом.
       Мы пожали друг другу руки, крепко обнялись и Сережка вскарабкался по лестнице в свой вагон. Поезд тронулся, я побежал рядом с ним, махая прилипшему к вагонному окну Сережке рукой. Слезы-предательницы все-таки потекли по щекам.
       Когда мы шли к нашей машине, мама обняла меня.
- Не грусти так, Мотя. Друзья всегда возвращаются. Особенно, если они настоящие, как вы с Сережей.
       Я ничего не ответил, а только благодарно уткнулся в мамин бок носом. Мы с Сережкой настоящие, это точно.


       Дома я не находил себе места. Казалось бы, четверг – самый здоровский день в неделе. Завтра пятница, совсем мало уроков, а потом два свободных дня.
Но это меня совсем не радовало.

       В пятницу в школу я пришел с ужасным настроением. Нехотя поздоровался с одноклассниками и бросил школьную сумку на стул.
Неожиданно мое внимание привлекла группа ребят, которые облепили первую парту. Я пошел посмотреть, чего это они там такое интересное обнаружили.

- Сейчас, осторожненько…- с этими словами Витька Линев приподнял сумку Женьки -Ушастика, лежавшую возле парты.
       В руках Витька держал маленький яркий тюбик с суперклеем. Судя по всему, он собирался намазать этой штукой дно сумки. А клей этот непростой! Один раз, я неосторожно капнул себе таким же на пальцы и потом едва разлепил их. Мне стало жаль бедного Женьку. И я схватил Витьку за руку.
- Ты чего делаешь, Витек? Офонарел?!
- Отвали, - ответил мне Линь, поглощенный своим занятием. – Вот поржем-то!
- Ты дурак совсем?! – не выдержал я. – Зачем вещи-то портить?!
Я стал выкручивать руку Линева. Возле нас собрался уже почти весь класс.
- Осторожней, Некрылов, идиот! – завопил тот. – Клеем капнешь! Он же насмерть клеит!
- Мальчишки, перестаньте! – закричал кто-то из девчонок, видя, что сейчас в классе вспыхнет драка. – Алевтина идет!
Я отпустил Витьку и поспешно занял свое место.
- Мы еще поговорим! – угрожающе прошипел мне вслед Линь.
Настроение мое стало еще хуже.
       Дело в том, что класс у нас, на самом деле, очень дружный. Мы всегда друг за друга стоим, чтобы не случилось. И ребята у нас все как на подбор. И девчонки и мальчишки. А Женька-Ушастик – новенький. Пришел к нам в начале года и как-то сразу не вписался в наш коллектив. Был он какой-то весь маленький, кругленький, нескладный. Носил смешные круглые очки и имел огромные уши! А еще он был отличник! И не просто отличник, а настоящий «ботаник». Задачки по физике и математике щелкал так, что учителя только за голову хватались. Все бы это ничего, но была у него одна черта – не давал никому списывать!
       На все просьбы он отвечал одинаково – если хочешь, объясню как решать, а списать не дам. За это его особенно не любили. Бить его, конечно, никто не бил, но издевались и подшучивали над ним почти все. Особенно старался Линев, сидевший позади Ушастика. Витька парень нормальный, самый лучший футболист в нашем классе, но в точных науках ни бум-бум.
       Я Ушастика не трогал, но и дружбы между нами никакой не было. Так, пару раз вместе из школы шли, болтали о разных компьютерных играх и исторических книжках. Оказалось, он не только в математике спец, но еще и в этих вещах.
       Но, чтобы поссориться из-за Ушастика с Витькой! Этого я от себя не ожидал. Мы с Витькой вместе с первого класса, а тут какой-то Ушастик!


       После уроков я поплелся домой. Конечно никаких «разборок» с Витькой не последовало. По силе мы примерно равны и выяснять кто сильнее не хотелось никому. Просто разошлись по домам, даже не попрощавшись. Хотя обычно договаривались поиграть в выходные в футбол. Ну и ладно! Еще помиримся!
       За мной семенил Женька. Вот прилипала, наверное, теперь думает, что мы с ним лучшие друзья! Я специально ускорил шаг. Ушастику пришлось бежать, чтобы поспеть за мной.
- Мотька, постой! – крикнул он.
- Чего тебе? – хмуро спросил я.
- Сегодня в школе дискотека, может сходим?
Я хотел было послать его далеко-далеко, а потом передумал. Действительно, чего это я так злюсь на него. Никто меня за язык не тянул с Витькой ругаться, а Женька, конечно, «ботаник», но парень компанейский. Можно после дискотеки к нему заглянуть, книжку какую-нибудь взять почитать или диск с новой игрой.
- А давай! – отозвался я. – Если меня отпустят, а то у меня «трояк» по математике в среду был. Мама может не пустить.
- Это поправимо, - отозвался радостно Ушастик. – Я все улажу!
- Это как? – удивился я.
- Я с твоей мамой поговорю! В четыре, зайду за тобой!
- Давай, - растерянно ответил я, мучительно соображая, как он собрался уговаривать мою маму.

Ровно в четыре в дверь позвонили. Я открыл, на пороге стоял Женька с целлофановым пакетом.
Мне стало смешно.
- Сменную обувь на дискотеку взял, что ли?!
- Неа, - ответил тот. – Здесь тетрадки!
- Это зачем? – подозрительно спросил я.
- Заниматься будем математикой!

Когда моя мама пришла с работы, мы увлеченно «щелкали» уравнения.
- Ну, вы даете, ребята! – восхищенно сказала мама. – Мотя, познакомь меня с мальчиком.
- Это Уша… - начал я. – То есть Женя! Новенький наш, помнишь, я рассказывал!
- Конечно, помню. На родительском собрании, Людмила Александровна столько хорошего о нем говорила.
- Вот это он и есть!
- Я очень рада, Матвей, что ты с ним подружился! А то, как Сережа уехал – ходишь, как в воду опущенный.
Женька весь покраснел от смущения. Особенно его огромные уши!
- Позанимаетесь, приходите чай пить. Я такой рулетик купила – пальчики оближешь!


За чаем мама сказала:
- Вообще-то хватит, дома сидеть, мальчишки. Идите погуляйте. Сегодня такой вечер теплый. Даже не верится, что ноябрь на улице.
- А на дискотеку можно? – с замиранием сердца спросил я.
- Конечно, - отозвалась мама с улыбкой. – Я убедилась, что вы, молодые люди, очень сознательные. Математикой занимаетесь вместо того, чтоб у компьютера глаза портить. Так что дискотеку разрешаю! Но, чтоб, в полдесятого были дома.
Мы выскользнули из-за стола и кинулись одеваться.
- Вот видишь, - заговорщицки прошептал Женька. – Я же тебе говорил, что отпустят.

Дискотеку обычно в нашей школе проводили или в спортзале или в актовом зале. В актовом зале мне нравилось больше, потому что на стенах там есть настоящая светомузыка и стоят очень современные колонки! Звук – закачаешься!
Один раз я подобрался к колонкам очень близко, так меня звуковой волной чуть не отбросило! А потом еще два дня ничего не слышал и переспрашивал!
Сегодня дискотека проходила именно в актовом зале. Жаль, Наташка Аникушина уже вторую неделю болеет гриппом и сидит дома.
       Людей на дискотеку пришло немного. Что и понятно, начало новой четверти, многие после каникул успели нахватать плохих оценок. Мы с Женькой пристроились в кружок к девчонкам из параллельного класса, так как из наших никого не нашли. Дискотека была просто замечательная! Вот, Наташке будет обидно, крутили ее самые любимые песни. Я не заметил, как пролетело больше двух часов. Под конец ведущий объявил медленный «белый» танец. Это когда девчонки приглашают танцевать мальчишек. Я потянул Ушастика к выходу, чтобы успеть забежать к нему домой за дисками.
       В этот момент меня кто-то ухватил за руку. Маринка из парллельного!
- Потанцуем, Мотя? – спросила она.
- Угу, - ошалело согласился я.
       Дело в том, что мы с Маринкой почти не знакомы. Я, вообще, девчонок- «бэшек» знаю плохо. Другое дело пацанов! Мы с ними постоянно играем в футбол и иногда деремся. О Маринке я знал только то, что она дружит с Сашкой Старовойтовым и седьмого класса. Сашка был бедой школы! На каждом общешкольном собрании его постоянно «разбирали». Но Маринка прекрасно с ним ладила, о чем знала вся школа. Было удивительно, что на дискотеке она без Сашки.
       Пока мы танцевали медленный танец, я пытался выспросить ее, где Сашка, но она в ответ лишь загадочно улыбалась.
После дискотеки мне не осталось ничего другого, как провожать Маринку домой. Хорошо еще, что никого из нашего класса не было, а то мигом бы доложили Наташке. А она очень бы разозлилась!
Ушастик засобирался с нами! Маринка, увидев это, рассмеялась.
- А это кто, Мотя? Твой оруженосец? А я-то думала, что ты взрослый уже!
Мне стало стыдно и я сказал Женьке.
- Давай-ка, иди домой! Завтра я тебе зайду за дисками.
Женька грустно вздохнул, пожал мне руку и отправился восвояси.
       Я же пошел провожать Маринку, которая жила достаточно далеко от школы. Маринка оказалось довольно-таки остроумной девчонкой и мы всю дорогу обсуждали учителей и некоторых ребят. Мы так хохотали, что нас было слышно за несколько кварталов. Дошли мы до Маринкиного дома очень быстро. Я даже пожалел, что очень быстро, так нам было весело.
       Маринка попрощалась со мной и забежала в свой подъезд. Я глянул на часы! Ого! Еще вполне успею забежать к Женьке, если потороплюсь! Настроение у меня было отличное и я прыгал через лужи, как кузнечик.
- А ну иди сюда, попрыгун! – окрикнул меня чей-то голос, когда я пропрыгивал мимо школы.
       Я оглянулся и остановился. Возле школьной стены маячило несколько темных силуэтов и светились огоньки сигарет.
       То, что это Сашка Старовойтов с дружками я догадался сразу. Сердце отчаянно заколотилось, а внутри стало холодно-холодно. «Вот я попал.»- мелькнуло в голове.
- Оглох что ли?! – раздался тот же голос. – Давай сюда, Некрылов! Поговорить надо…
Первым моим желанием было задать деру, но… Тогда Сашка просто подкараулит меня после школы. Или, вообще, вызовет разбираться в школьный туалет.
       Я шагнул к компании.
- Шевелись! – засмеялись из темноты. – Или ты только девчонок чужих отбивать смелый?!
Сашка стоял, куря сигарету. Рядом с ним были двое верных оруженосцев. Вовка Грачев, по кличке Грач, и Данила Смирнов. Не самая приятная компания.
- Ты что, Некрылов, совсем нюх потерял? – грозно спросил Сашка. – Женишок.
Я попытался что-то сказать в свое оправдание, но слова почему-то застревали в горле, поэтому получилось какое-то невнятное клокотание.
- Чего ты там шепчешь? – почти закричал Сашка. – Ты чего к Маринке клеишься?
- Да врежь, ты ему, Санек! – посоветовал Грач. – Пусть будет, наука этому щеглу.
- А может он на коленях прощения хочет попросить? – глумливо спросил Смирнов.
Я молчал.
- Не, не хочет, - разочарованно произнес он противным голосом. – Он у нас гордый! Правда, Некрылов?
       Старовойтов отбросил сигарету и начал приближаться ко мне.
Мои руки сжались в кулаки. Драться я не любил, но другого выхода не было! Просить прощения на коленях? Да на это не согласился бы даже первоклашка!
Я следил за Сашкиными руками, готовясь поставить блок. Все-таки, мы с Сережкой не зря посещали все эти спортивные секции!
       Готовясь к драке с Сашкой, я проворонил момент, когда Грач подкрался ко мне сбоку и ударил меня в ухо! У меня перед глазами вспыхнули тысячи искорок – такой это был сильный удар! Я сделал шаг назад и споткнулся об ногу Смирнова! Как только я оказался на земле, по мне замолотили шесть ног!
Это был полный разгром!
- Аааааааааааааа! – закричал вдруг кто-то страшным голосом. – Сволочиииииииии! Отпуститееееее!
       Сашка с приятелями остановились. Я открыл один глаз… И увидел Женьку! Он, с какой-то палкой наперевес летел на моих противников! При этом глаза его были зажмурены! Сашка засмеялся и вырвал палку у Ушастика! Смрнов ударил его ногой в живот. Женька пискнул и стал оседать на землю. Но тут уже поднялся я! И кинулся на Старовойтова! Свалил его на землю и стал заламывать руку, проводя болевой прием.
       Разогнала нас семейная пара, которая прогуливалась возле школы! Сашка, со своими оруженосцами, кинулся в одну сторону. Мы с Женькой в другую!
Возле моего подъезда мы остановились отдышаться.
- Ну, Женька, спасибо! – с чувством сказал я. – Не ожидал! Как ты вообще там оказался?!
- Скучно было, - пожал плечами Женька. – Решил тебя подождать. Ты же все равно через школу бы возвращался…
- Выручил, ты меня! А то точно бы убили! – признался я. – Теперь, правда, дискотек нам не видать, наверное…
       Себя со стороны я не видел, но Женькин вид был ужасен! Одно его ухо было совершенно бурого цвета, а нижняя губа распухала прямо на глазах. Одежда была в таком виде, точно он с увлечением исследовал мусорные баки!
Мне даже зеркало не понадобилось, чтобы понять очевидное – дискотек в ближайшие два месяца у меня не будет.
- У тебя фингал, - сообщил мне Женька. – Здоровенный.
- А где твои очки? – спохватился я. – Потерял?
- В кармане, в футляре, - успокоил он меня. – Я перед дракой снял.

       Влетело мне дома на всю катушку! Капитально! Но в душе я был доволен. Во-первых, Сашку побаивались даже некоторые восьмиклассники. Во-вторых, Ушастик оказался неплохим товарищем.
Единственное, что омрачало мое настроение это возможность мести со стороны Сашки Старовойтова! А это была серьезная угроза!
       Все выходные я просидел дома над учебниками! Несколько раз мы созванивались с Женькой, обсуждая подробности драки. Женька признался, что попал впервые в такой переплет.
- Меня даже мама не поругала, - рассказывал он. – Только чуть «Скорую помощь» не вызвала! Я ведь не дрался никогда в жизни!
- Ничего, - утешил я его. – Я тоже давно не дрался.


       В понедельник в школу я пришел с огромным синяком вокруг глаза. Даже мамин специальный крем не помог! Вид Ушастика был еще хуже. Если раньше его огромные уши и так привлекали к себе внимание, то теперь… Одно из них еще и было другого цвета, словно он обмакнул его в черную краску.
Естественно все обступили нас с расспросами. Даже Витька Линев!
       Я рассказал все по порядку, подчеркнув геройское поведение Женьки. Ну, про себя я, вообще, расписал все как надо! Витька, услышав, что мы схватились с самим Старовойтовым, только головой покачал.
- Ну, вы даете, пацаны! Ты, Женька, прости, что я к тебе докапывался раньше. Я ж не знал!
- Все это хорошо, Витек! Только теперь нам житья от Старовойтова не будет… – поделился я опасениями.
- Да ладно! Я брату скажу, он с ними поговорит! – ответил Витька. – Не беспокойся!
Это было замечательная новость. Старший Линев учился в десятом классе и был хулиганом почище Витьки.
- Но сегодня придется вас до дома всем классом провожать, - продолжил Витька. – А то мало ли что…

       На этом обсуждение наших подвигов и закончилось. На перемене появилась Наташка Аникушина. Девчонки сразу собрались вокруг нее, я даже не успел поздороваться и поздравить с выздоровлением. После общения с подружками, Наташа повела себя очень странно! Вместо того, чтобы занять свое законное место рядом со мной, она уселась рядом с Ликой Ивановой. При этом даже не посмотрев в мою сторону! Ничего себе!
       Начался урок и поэтому спросить у Наташки об ее странном поступке я не смог. Поэтому мне пришлось написать ей записку. Наташа, получив ее, разорвала даже не разворачивая. Я вертелся как уж на сковородке до конца урока.
       На большой перемене я хотел подойти, чтобы узнать, в чем дело, но Аникушину подхватили под руки подружки и они все вместе убежали в буфет.
Мне осталось только растерянно смотреть им вслед.
- Эх, Мотька, ну и чудак ты, - раздался сзади голос Маши Мухиной. – Наташке доложили уже как ты Маринку провожал после дискотеки! И даже дрался из-за нее со Старовойтовым!
- Все не так было! – возмутился я. – Она сама меня пригласила…
- Ты это Натахе объясни попробуй, - засмеялась Маша.
- Слушай, Маш, а может ты объяснишь, - попросил ее я.
- Нет уж! – отмахнулась Маша. – Еще не хватало, чтоб она и на меня надулась!

- Я объясню, - услышал я голос Ушастика. – Все будет окей!
И Женька убежал в сторону буфета. Не знаю, о чем он говорил с Наташкой, но, вернувшись из буфета, она пересела ко мне.
- Теперь рассказывай! – потребовала она.
Пока я рассказывал, она очень переживала за меня. Только про то, как мы танцевали с Маринкой ей очень не понравилось.
- Дурак, ты Мотька! – сказала она. – Все знают, что Сашка с Маринкой постоянно ссорятся, и она делает вид, что теперь другого себе нашла! А ты попался на эту удочку!
- Да, - сокрушенно кивал я. – Да я ничего такого и не думал! Просто проводил ее, смеялись много.
- Вот ты и досмеялся! – ехидно сказала Наташка. – Не дай Бог, тебя моя мама такого красивого увидит! Никуда больше с тобой не отпустит.
- Это точно, - уныло согласился я.
Но душа моя пела! Как хорошо все-таки мириться!

Со школы мы шли почти всем классом, опасаясь нападения Сашкиной банды! Сначала проводили Ушастика, он жил дальше всех, потом меня.
- Завтра все будет нормально, - пообещал мне Витька на прощание. – Брательник сегодня с ними побеседует! Не напрягайся, будь спок!

       Дома в электронном ящике меня ждало письмо от Сережки. Сережка, счастливчик еще не был устроен в школу и сидел дома. Он писал, что очень скучает и вспоминал разные смешные случаи из наших летних приключений. Я написал ему ответ, в котором рассказывал в юмористической манере о моей стычке с Сашкой и его «бандой». Подумав, я щелкнул себя на фотоаппарат и прикрепил к письму свою фотографию с фингалом. Пусть Сережка посмеется!
       Я вспомнил как Сережка придумывал названия для наших ящиков электронной почты. Мой ящик Сережка назвал nemo1995@ bk.ru, что означало, Некрылов Мотя, а свой as_1995@bk.ru. От этих мыслей я почувствовал, что ужасно соскучился по своему другу! А ведь не прошло еще и недели, как он уехал.
       Горестно вздохнув, я принялся за уроки. Домашнее задание по математике не получалось, хоть волком вой! Я заглянул в ответы и понял, что справиться с решением мне будет трудновато. Придется звонить Женьке. Женька бодро сообщил мне, что готов немедленно прийти ко мне и помочь!
И точно, через полчаса он был у меня!
       Объяснять Ушастик любил и умел! В два счета он вывел меня на верное решение.
- Ты, Мотя, не умеешь обобщать, - важно сказал он. – А в точных науках это самое главное! Если ты умеешь решать одну задачу, то, значит, умеешь решать все, которые на нее похожи. И ерунда, что в них разные цифры и условия! Они совершенно одинаковы, на самом деле. Вот попробуй сделать эту!
Я попробовал и почувствовал себя гигантом мысли! Действительно, прав Женька! Главное научиться делать одну задачу из темы, остальные идут как по маслу! Как я сам не додумался до такой простой мысли.
- Представь, что домашнее задание – это вражеский отряд, который надо разгромить! – продолжал делиться со мной Женька. – И отступать нельзя!
Оказалось, что одерживать победы над задачками тоже бывает интересно.
Я даже почувствовал азарт, словно действительно был полководцем!
Когда пришла мама, мы были так увлечены «битвой» с уроками, что она даже не стала у нас ничего спрашивать.
«Разбив» армию уроков, мы включили компьютер. Женька притащил с собой диск, на котором были пробные версии самых новых игр. Целых два часа мы играли в новинки. Но тут мама не выдержала!
- А ну марш на улицу! – шутливо приказала она. – А то сейчас заберу у вас «мышку» и выкину!
Я выключил компьютер, и мы пошли погулять. Делать на улице было совершенно нечего, и мы с Женькой слонялись как два пенсионера по тротуару. Я рассказывал ему про Сережку и наши приключения. Женька восторженно ухал как филин.
- Уххх! Ну, вы даете! Жалко, что Сережка уехал! До смерти люблю всякие приключения.
- Не волнуйся! Мы уже с тобой попали в приключение с этой дискотекой… Лишь бы продолжения не было.
- Это что! – отмахнулся Ушастик. – Вот с Сережкой у вас как в книжках приключения были. А у меня не жизнь, а скука. Уроки, компьютер, шахматный клуб…
- Это исправимо, - отозвался я. – Ты чего в футбол за класс не играешь, например?!
- Так не берете, - развел руками Женька.
- А хотел бы?
- С радостью! – отозвался Ушастик.
- Тогда завтра бери с собой «спортивку». И маме скажи, что придешь со школы попозже.
- Обязательно! – радостно ответил Женька.
Мы еще погуляли с ним и разошлись по домам.


На другой день в школе ко мне подошел Старовойтов. На душе у меня стало тоскливо-тоскливо. А в живот словно провалился ледяной комок. Но Сашка был настроен вполне миролюбиво и даже отводил глаза, словно стеснялся чего-то. По глазом у него багровел брат-близнец моего фингала.
- Некрыл, мы с Маринкой разобрались. В общем, держи краба, неправ я был.
Сашка пожал мне руку и удалился своей расхлябанной «приблатненной» походочкой.
Я облегченно вздохнул, значит Линев старший провел с ним воспитательную беседу! Молодец, Витька, сдержал слово!

По окончании уроков мы остались погонять мяч в спортзале, так как на улице было слякотно.
Витька с удивлением покосился на Ушастика, который вместе со всеми зашел в раздевалку, но ничего не сказал.
- Пусть с нами поиграет, - попросил я Витьку, увидев сомнение на его лице.
- Пусть, - согласился Витька. – Если он и на поле будет таким же боевым.
Ушастика поставили в защиту. Я беспокоился за его очки, но, оказалось, что зря. У Женьки были специальные очки для занятий спортом, на резиночке, как у пловцов. Он одел их и стал похож на летчика, только шлема недоставало.
Игроком Ушастик оказался не очень умелым, но очень упорным. И однажды спас ворота в безвыходной ситуации.
- Женька, а ты молоток, - похвалил его Витька после игры. – Пожалуй, к зимнему чемпионату, возьмем тебя в команду.
Ушастик радостно улыбнулся во весь рот и показалось, что даже его очки празднично засверкали!
- Знаете что, ребята! – обратился он ко всем. – У меня в субботу День Рождения! К четырем все ко мне! Идет?
- Договорились, Женька! – раздалось со всех сторон. – Готовь торт!


Домой шли всей гурьбой. Когда мы остались с Ушастиком вдвоем, я спросил:
- А ты какой подарок хочешь?
- Мне все равно, - сказал Женя. – Но… мне бы руль к компьютеру или джойстик…