Техника безопасности

Борис Сутырин
Техника безопасности

В стройбате, между прочим, от солдата требуется не только высочайший профессионализм, но и знание техники безопасности!
Как я уже рассказывал, наша строительная часть располагалась недалеко от Брянска, под защитой героических брянских лесов. Если бы в ваши руки попала секретная топографическая карта местности, то, вероятно, вашему вниманию предстали бы все объекты военного городка, а именно: войсковая часть строителей, войсковая часть связистов, строящийся военный объект, командный пункт связистов, строящаяся баня, гараж, общежитие для холостых военных, недостроенная офицерская столовая и единственная «высотка» - пятиэтажный жилой дом.
Однако на момент описываемых событий самым высотным сооружением в округе был башенный кран, который использовался при строительстве офицерской столовой. Сама столовая, как ей и полагается, находилась в центре военного городка.
К башенному крану настолько привыкли, что многие могли довольно точно определить время законного перекура, обеда или окончания работ. Кран являлся стабильностью и основой городка в течение многих месяцев. На него равнялись солдаты и офицеры, прапорщики и старшины, а также должностные гражданские… 
Крановщик был прикомандирован к нашей части из Брянского автобатальона. Поэтому догляд за ним со стороны командования был слаб. Да и припахать к наряду его никто не мог, так как все прямые начальники находились на значительном расстоянии.
Относительно свободное перемещение по территории городка было выгодно как самому крановщику, так и нам - его временным сослуживцам. Он наладил связи с гражданскими лицами, которые работали на строящемся объекте, но жили в городе. Благодаря этому «мостку» мы иногда делали заказы на какие-нибудь редкие в армии продукты питания, сигареты, периодику - вплоть до гражданской одежды для самоволок. Крановщик был ценным агентом, и его всячески берегли...
Как-то раз апрельское солнце грело нашу часть с самого утра. Разморённые дембеля бродили из угла в угол, не зная, куда себя приткнуть. Командование части и в эти очередные выходные почти никого не отпустило в город, так как чем ближе мы становились к своему дому, тем развязнее вели себя в гостях. Обычно после увольнительных, начиная с утра понедельника, в штаб части шли телефонограммы из комендатуры Брянска о правонарушениях наших солдат.
Отобедав, наш взвод вышел из столовой на построение. Пушкин удивлённо произнёс:
- А где кран?
Всё посмотрели в то место неба, которое привычно было занято крестообразным остовом крана. Небо синело чистым полотном.
Тут мы заметили движение по всей части. Оказывается, не только мы обнаружили пропажу. Кто-то бежал из курилки, кто-то выскакивал из штаба, кто-то вылезал из-под одеяла. Весть облетела всю округу за какие-то считанные секунды. Прихрамывая, вышли из лазарета симулянты и действительно больные бойцы. Свой пост покинули даже дежурные на КПП. Все устремились к крану, невзирая на окрики прапорщиков и офицеров, которые, впрочем, также бежали туда.
Когда мы, запыхавшиеся, подбежали к месту предполагаемой трагедии, то увидели множество связистов и другого люда, которых чувство любопытства привело к месту происшествия раньше нас. 
Картина была одновременно страшна и комична. Гигантский кран лежал на земле, как поверженный титан. Его стрела выгнулась дугой и вошла в землю метра на полтора концевым блоком. Рельсы остались нетронуты, но широкие лапы с колёсами неестественно вывернулись наружу и смотрели кверху. Весь этот металлолом был опутан тросами толщиной с руку. Кабинка крановщика (в просторечье - «скворечник») благодаря противовесу каким-то чудом не ударилась о землю, но лишилась всех стёкол.
Теперь - внимание! Под кабинкой стоял наш крановщик и отряхивал одежду от стёклышек! Он был, вероятно, слегка контужен, потому что совсем не обращал внимания на окружившую его толпу и что-то приговаривал себе под нос.
- Лёха, ты жив?! - послышалась реплика из наших рядов.
- Бля, п…ц, - только и смог молвить Лёха.
Тут его обступили со всех сторон. Кто-то хлопал по плечу, кто-то спрашивал о здоровье. Он как-то отвечал. Но, пожалуй, наиболее удачно он ответил на вопрос:
- Ты как вообще живой-то остался?
- А у нас, по технике безопасности, во время падения крана запрещено (!) покидать кабину!
Уже потом, в части, Лёха рассказал о неисправности тормозной системы, которая и привела к падению крана. А также о том, каково почувствовать себя «падающим ангелом», приземляясь на землю в брызгах битого стекла…
Из ста дней, которые оставались до моего дембеля, я точно пару-тройку раз всерьёз задумывался о важности такого серьёзного дела, как инструктаж по технике безопасности!
 

Ноябрь, 2007г.