Светила из-за туч луна

Ольга Реймова
 
Прощались мы
Светила из-за туч луна.
Расстались мы
И снова я одна.
Да, я одна.
Расстались мы.

 Земфира  любила петь это танго. У неё голос – сопрано, сильный и душевный.

Она была обворожительна. Ярко голубые глаза, кошачий разрез глаз. Волосы чёрные волнистые, косы и огромные банты.

Фигурка выточена. Как будто работал талантливый скульптор над её созданием. Она пришла в наш класс из другой школы. Мы с ней подружились в девятом, из-за математики. Она мне говорила:

— Я в математике не в зуб ногой. Ты не объясняй долго, просто покажи как надо решить. Не трать на меня время.

У неё были свои собственные смешные фразы, которые кратко выражали её мнение и мысль.

Мы сидели за первой партой прямо у стола учителя впритык.

Обе были смешливые, хохотушки, всегда весёлые и жизнерадостные, хотя жизнь нас совсем не баловала.

Она жила в подвале, куда их определили после репрессии отца. Подвал был тёмный, неуютный. Об этом она не любила ни говорить, ни вспоминать. Мама её, очень маленького роста, всегда молчала, не улыбалась. И, когда бы я ни пришла к ней, мама всегда у корыта или на кухне. Воду носили с колонки, мусор и отходы всякие выносили далеко на улицу, на помойку.

А Земфирка вся светилась радостью жизни. И непокорная была!

Читала стихи, пела песни, про которые я только от неё узнавала. И обязательно душещипательные романсы.

Приходила ко мне всегда неожиданно и говорила:

— Садись за пианино и подбирай романс, который сейчас тебе спою. Оль, а это твоя мама? Какая красивая! Ох, и давала она, наверное,по мозгам!

И смех. Смех её неподражаем. Раскатистый. А когда смеялась, то слегка касалась указательным пальцем своего очаровательного носика.

— Так, начали, — говорила она,—

А почемуууу, мой милый друуууг, ты перестаааал ко мне ходиииить?
Оставил тыыыы меня оддднууууу,
А почемуууу, не знаю яааа.

Прошло уже очень-очень много лет с тех пор, а я его играю и пою. И теперь, когда пою этот романс, то слёзы заволакивают глаза и ком в горле.

А как она декламировала стихи!

Она выходила отвечать урок по литературе, читая стихи, стояла около учительского стола, слегка выставив свою чудесную стройную ножку, и читала, с выражением, с чувством.

Все в классе лежали на партах, чтобы не рассмеяться вслух. Стеснялись читать с выражением почему-то.

Вот она читает, а я её слушаю, затаив дыхание, и смотрю на неё, не отрываясь..

— Погиб поэт!— невольник чести, — декламирует она пафосно.
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,

— Антонина Архиповна, скажите Оле, чтобы она на меня так не смотрела!

— Оля, не смотри на Земфиру!

Но тут и я не выдержала и смех начал меня душить.

— Оля, выйди из класса.

Давясь смехом, я выскочила вон из класса. И пошла в кабинет живого уголка, мы там всегда прятались. Минут через пять слышу:

— Девочка, к вам не заходила девочка из …

— Да тут я!

И обе громко завершали тот начатый в классе смех.

По улице невозможно было с ней идти. Ребята толпами за ней увивались.

— Земфира, я не могу с тобой ходить. Какой-то ужас. Ну что тебя на каждом углу останавливают, — говорила я ей.

— А ты надень юбку покороче и за тобой пойдут!

И всё это с юмором, улыбкой!

Земфира была целеустремленная, настойчивая и упорная.

Училась хорошо, поступила в университет, на исторический. Стала преподавателем истории, этики и эстетики.

Встречались редко, но всегда неожиданно.

У неё было очень  плохое зрение. Ещё в школе было минус одиннадцать. Но очки не носила. Никогда никого не видела. Кто видел и хотел с ней поговорить, сам её останавливал.

Защитила кандидатскую.
 
Однажды иду и вдруг слышу:

— Оля! Привет!

— Земфирка, ты? Как ты меня увидела?

— Жизнь движется, Оленька, вперёд. У меня теперь линзы! Заметно?

— Нет, совсем не заметно! Здорово! Как хорошо-то. Я помню, ты где-то прочитала про линзы и всё мечтала о них. А удобно?

— Очень удобно!

Шли годы. Жизнь и так, и эдак поворачивала. Кто сдавался, унывал. Ныл. Но не она!

Перенесла много болезней, операций. Но всегда в форме. Пришла ко мне на шестидесятилетие. Так пела! Так танцевала! Стройная, красивая! В этом возрасте стала ещё красивее.

В 80-ые годы выучилась на психолога. Заведовала в институте кафедрой. Потом ещё курсы по психотерапии. И открыла свой кабинет. Помогала людям выпутываться из сложных ситуаций.

Говорила очень убедительно, много знала, много читала. И обладала уникальной памятью.
***
Недавно только узнала, что её не стало. Очень переживаю, что перед отъездом не смогла с ней повидаться. Отложила на потом. А потом её не стало.
***
Земфирка милая моя! Ты улетела.
И мы с тобой не попрощались.
Как хорошо всегда ты пела!
Теперь навеки мы расстались.
Я виновата пред тобой:
Уехала, забыв с тобою повидаться.
Откладываем встречи на потом,
И вот потом... не удалось нам повстречаться.