О фильме Тень воина, реж. А. Куросава

Сергей Трухтин
О фильме «Тень воина», реж. А. Куросава

В средневековой Японии, в одном из ее феодов, правит искусный воин. Но вот его тяжело ранили и он, чувствуя свою смерть, завещает своим ближайшим соратникам держать тайну его смерти три года. После того, как он умер, для выполнения завещания на его место ставят его двойника – бывшего воришку, но пожелавшего по своему доброму согласию (конечно, не без колебаний – не без этого) помочь выполнить заветы «отца» клана. Он хорошо исполнял роль правителя, тень прежнего хозяина не отличалась от него самого, так что враги не решались по настоящему напасть на «его» земли и только пугали наступлениями. Они, конечно, имели некие смутные сомнения относительно жизни самого государя, но двойник был столь хорош, что страх перед памятью о нем оказывался сильнее. В конечном счете, в течение трех лет исполнения завета клан был мощным и непобедимым.
Но три года прошло (несколько меньше). Формально завещание правителя был практически выполнен и двойника выгнали. Выгнали того, кто последнее время олицетворял собой власть, кого защищали как власть, кого любили (от имени внука) как власть. Олицетворяя правителя, двойник стал олицетворением почтения к прошлому, говоря шире – почтения к своей культуре, традициям. И вот его, т.е. традицию, в угоду сиюминутных настроений излишне резвых голов, изгнали и даже закидали грязью. Вся власть перешла к сыну правителя, который не пожелал учитывать мудрость отца, и пошел войной на врагов за пределы своей земли. Мудрость не смогла войти в его плоть и кровь, хотя, судя по всему, именно для того, чтобы это произошло, и следовало, по задумке правителя, ждать долгих три года. Нет, не получилось. В итоге, вся его армия оказалась уничтоженной. В том же бою убили и двойника, который со стороны наблюдал за мясорубкой и в конце сражения один побежал на врагов: культура исчезает последней.
Вывод прост: не порывай с традициями, не забывай о мудрости стариков, храни культуру своего народа, которая является необходимым условием для того, чтобы этот народ смог выжить на этой земле.