Шаг в пустоту!..

Николай Прохоров
Павел проснулся рано. За окном была темнота октябрьской дождливой ночи и она еще совсем не собиралась уступать свои позиции хмурому, ненастному утру. Рядом мерно сопела жена. Дети спали в соседней комнате. Нашарив на тумбочке телефон, он нажал на первую же попавшуюся кнопку – без пятнадцати четыре. Весь дом будет спать еще минимум часа два. А потом начнется привычная кутерьма со сборами в детский сад, требовательным писком новорожденного и суетливостью невыгулянной собаки.
Он уже давно не спал, как все нормальные люди. Глубокий, здоровый сон стал такой же роскошью, как и, собственно, само здоровье. Но ночной подъем также не был в его стиле. Обычно Павел честно мучался и ворочался до шести, и лишь потом позволял себе выпить утренние лекарства, начать новый день. Он всеми силами старался хотя бы внешне соответствовать устоявшемуся ритму. Так что же заставило в неурочное время подняться и взяв сигареты пройти на кухню?
Лишь после нескольких глубоких затяжек, Павел понял что именно. Сегодня у него ничего не болело! Непривычное и уже практически позабытое ощущение. Он знал, что это ненадолго. Пройдет еще полчаса, может час, и боль вернется, как возвращалась уже сотни и тысячи раз. Сначала она будет как бы ласково поглаживать его по всему телу, потом требовательно тыкать, то в один, то в другой орган, а потом схватит своей железной лапой сердце и беспощадно сдавит его, выдавливая последние силы. А он будет пить таблетки, метаться на постели и по комнате и ждать, ждать, ждать… Ждать такого же момента, как сейчас. Когда боль утихнет и можно будет хотя бы час уделить делу.
Дел у него уже практически не осталось. Впрочем, и то, что осталось воплощать было все сложнее и сложнее…

Павел закурил вторую сигарету. Врачи говорят – бросай срочно. Но для него сигарета - единственное оставшееся удовольствие. Затянуться и почувствовать, как расслабляются мышцы, мозг обретает ясность, мышление четкость. Даже, когда совсем плохо, сигарета, как своеобразный стоп-кран, кнопка паузы на проигрывателе жизни. Нажал, и имеешь две минуты на обдумывание и анализ ситуации. Да уж, ситуации…
О такой ситуации он никогда не думал и не гадал. Молодой, сильный, целеустремленный мужчина всегда был уверен, что умрет в один момент, где нибудь на бегу, так и не успев понять, что же все таки произошло. Тем большей неожиданностью для него стала болезнь.
Впервые, когда мир «поплыл» перед глазами и вдруг развалился на мелкие части, заставив ненадолго "выключиться«, он подумал, что просто устал и надо отдохнуть. Отдышавшись, он не стал сдаваться врачам, а направил свой «Вольво» к ближайшему офису туристической компании. Лишь только взяв путевки и усевшись обратно в машину, Павел вспомнил, что скоро у них с женой, пусть и небольшой, но юбилей совместной жизни. И он подарил жене путешествие, естественно, умолчав об истинных его причинах.
О, это было одно из самых памятных событий в его жизни. Теплое море, пустынные пляжи, первоклассное обслуживание и почти полное отсутствие соотечественников на слабо известном в России куррорте, подарили им две недели райского блаженства! И только за несколько часов до отъезда, Павел ощутил второй «приступ». На этот раз все было гораздо тяжелее. Жена обеспокоенно бегала по номеру, пытаясь сформулировать на английском, что мужу плохо и в номер срочно нужен врач. Однако, приступ прошел и, придя в себя, Павел успокоил жену тем, что это скорее всего давление шалит из-за смены климата и долгого отдыха.
Потом они, счастливые, прилетели в Москву. Привезли подарки и сувениры детям и родственникам. Смотрели фотографии, видеозаписи, а сами в это время вспоминали то, что на пленках изображено быть никак не могло. А через девять месяцев, осенью, у Павла родился долгожданный сын…

Да уж, фотографии… Вот и на стене висела фотография. Ей всего десять лет. Кто-то из компании щелкнул всех, когда они усталые после похода ожидали катер на широкой реке. Гитара, палатки, молодые, счастливые лица. «Ребята! Мне вас так не хватает!» - уже в который раз подумал Павел. За десять лет половина «ребят» стали уже солидными дядями и тетями, не всегда имевшими время даже созвониться между собой. Нескольких человек уже не было в живых. Но с фотографии они все также улыбались, буквально искрились счастьем и молодостью.
Павлу вдруг захотелось выпить. «Нельзя» - завопили все врачи вместе взятые. «Цыц! Можно!» - сказал себе Павел, налил стакан и выпил, глядя на фотографию. «А я ведь после похорон ни у кого из них даже на могиле ни разу не был» - подумалось ему…

После поездки на курорт, жизнь Павла изменилась. Но, совсем не в лучшую сторону. Он уже понимал, что с ним происходит что-то, выходящее за рамки обычной простуды, но никак не мог решиться прийти к врачу. Терпел, мучался, пытался самостоятельно подобрать себе таблетки, но не показать, что болен, слаб, а значит уязвим. Бизнес – штука жесткая. Слабость нельзя показывать даже своим, иначе постепенно окажешься на обочине жизни.
Вскоре тяжелый приступ случился с ним на важных переговорах. Вызвали «скорую помощь» и Павел пришел в себя лишь в больнице. Его обследовали – долго и тщательно. Результаты ошеломили. Считавшийся и считавший сам себя вполне здоровым Павел, износил свой организм почти до предела. Приговор врачей обжалованию не подлежал: «Хочешь жить – будешь долго лечиться!..». Вот, только какой она будет, последующая жизнь. Об этом Павел тогда спросить забыл.

Со всей своей энергией он взялся за лечение. Ходил на процедуры, пил лекарства, делал зарядку по утрам, ежевечерне проходил несколько километров пешком. Но шли месяцы, а лучше не становилось…
Однажды, посмотрев на себя в зеркало, он понял, что из сильного, уверенного в себе человека неуклонно превращается в трясущегося старика с дряблой кожей, слабыми ногами и руками. Болезнь побеждала.
После этого он удвоил усилия. Буквально истязал себя упражнениями, консультировался у всевозможных врачей, даже гадалок и экстрасенсов не оставил в стороне. Если уж Павел брался за дело, то доводил его до конца…

До конца. Вот он и настал – конец. Вчера, не вовремя повернувшись, он поймал усталый и жалостливый взгляд жены. В один момент он понял, что она знает нечто, о чем ему неизвестно. Однако, все расспросы оказались тщетны и в итоге привели лишь к какой то истеричной ссоре, которых раньше в доме никогда не бывало. А невольная жалость до сих пор выжигала душу похлеще самой концентрированной кислоты!
А что ты хотел? Неужели ты сам не чувствовал, что все не совсем так, как тебе говорят и ты пытаешься представить? Чувствовал, но верить не хотел? Ну во и не верь! Иди и мучайся дальше! Мучайся сам и мучай других!
Нет! – взыграла оставшаяся гордость. Не будет этого! Лихорадочно Павел вытащил из сумки давно разрядившийся ноутбук, подключил его к сети и начал писать…

Вот и все. Компьютер почищен, письма написаны. Самые подробные инструкции по бизнесу оставлены. Нежные слова жене и детям написаны. На часах без пятнадцати шесть. Через четверть часа начнется новый день. Привычная кутерьма со сборами в детский сад, требовательным писком новорожденного и суетливостью невыгулянной собаки. Но его день уже начался и кончился. Надо торопиться, чтобы никто и ничто не нарушило его решения. Последнего решения сильного человека. Решения остаться. Остаться в памяти людей молодым, сильным, уверенным и решительным.
Павел закурил третью за утро сигарету. Еще несколько минут. Еще можно выкурить четвртую. Есть время! Он открыл окно. Остатки водки слил в раковину, а стакан помыл и поставил на место. Закурил. С наслаждением вдохнул свежий, утренний воздух, перемешанный с табачным дымом…
Он не любил сериалы. Не было слез, обратного отсчета и неожиданно возникшего спасителя. Просто ноги вспомнили молодость и, как когда то, упруго сделали шаг! Шаг в пустоту…