Два предисловия

Борис Сибиряк
Предисловие Александра Чеха к повести "Летопись одного турпохода". Литературный альманах НГТУ. 2003 год.

То, что сегодня читателю Литературного альманаха НГТУ предлагается «Летопись одного турпохода» Бориса Скворцова (Б. Сибиряка) замечательно по многим причинам.
Прежде всего, это волнующий эпизод истории нашего университета, пусть даже он разыгрался в семистах километрах от Новосибирска.
 
И в составе участников, и среди лиц, связанных с ним на «большой земле», преобладали студенты и сотрудники НЭТИ. Более того, «Летопись...» как нельзя лучше отражает ранний романтический этап в становлении Эрлагола - туристического лагеря в Горном Алтае, который уже тридцать лет остается исключительно своеобразным и привлекательным явлением в жизни НЭТИ-НГТУ.

Далее, нельзя не сказать о литературной стороне «Летописи... » Конечно, сам жанр делает как бы второстепенными чисто художественные аспекты повествования, а «поэзия документа» решительно выходит на первый план. Однако зачастую, читая о самых интригующих событиях в прессе, ловишь себя на мысли, насколько впечатление снижается от неудачного изложения. И то, что меня, как и многих других читателей, повесть Б. Скворцова по-настоящему захватывает, лучше всего подтверждает, что качество передачи здесь достойно материала.

Конечно, я не могу быть беспристрастным критиком - меня связывают с автором давнее знакомство и товарищество по многим горным походам. Но и в самой жесткой читательской среде - в Интернете - «Летопись...» пользуется огромным успехом. И то, что первыми в открытой печати ее получают читатели НГТУ, и закономерно, и отрадно

Последнее, о чем нельзя не упомянуть (поскольку Альманах НГТУ все же литературный), это - художественные «скрытые параметры» документальной повести. Уже при первом прочтении меня поразило, как многое в ней перекликается с родоначальником так называемой черной фантастики - «Повестью о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По. В «Летописи...» Б. Скворцова многое развивается схожим образом: радостные предвкушения отправляющихся в путешествие юношей, романтические переживания первых дней, несравненная красота весенней природы, непредвиденные трудности, словно бы померкшие от голода и напряжения краски, трагический исход... Даже Белая Мгла, заволакивающая в произведении Э. По его последние страницы, здесь возникает уже на первых... И все это - не порождение необузданной и болезненной фантазии «Безумного Эдгара», но написано самой жизнью. Так что и я не смею долее отвлекать внимание читателя от самого текста.

А.Чех


Предисловие А. Каспера к книге "Здравствуй, Эрлагол!"

В Горном Алтае у слияния двух горных рек – Чемала и Кубы раскинулся спортивный лагерь НЭТИ (теперь НГТУ). Своё название лагерь получил от одной из ближайших гор – «Эрлагол». Сюда в места, расположенные за пятьсот шестьдесят километров от Новосибирска ежегодно в летние каникулы приезжают на отдых студенты и сотрудники университета. И те, и другие (но в основном, конечно, студенты) на третий-четвёртый после приезда группами, руководимыми инструкторами, уходят в походы. Продолжительность этих походов – от трёх до двенадцати дней. Некоторые отдыхающие, преимущественно сотрудники, предпочитают однодневные походы: уходят в горы ранним утром, а к ночи возвращаются на базу.

Находясь в «Эрлаголе», интересно видеть, как меняются приезжающие сюда и внешне, и во взаимоотношениях. Вот новый заезд отдыхающих: прибывают напудренные, накрашенные, в белых брючках, чопорные девушки. Юноши – бледнолицые, полнеющие, медлительные «очкарики». Разговаривают тихо, вежливо. В столовой по одному, по два стоят в очереди друг за другом.

В течение первых трёх дней инструктора набирают в свои группы походников, и все настороженно, недоверчиво относятся к каждому новичку в своей группе. Наконец, все экипировались, нагрузились рюкзаками, и ушли в горы.

Проходит время, и возвращаются совсем другие люди. Ватага худых, заросших, загорелых решительных парней вокруг своего кумира-инструктора. Девушки впереди, уверенные в себе, говорливые, с облупленными носами.

Теперь они везде своей походной группой: в столовую, на танцы, в село Чемал, расположенное в семи километрах вниз по реке. Вместе загорают, вместе купаются в холодной речке. Потом, уже в городе, они вместе встречают праздники, дни рождения. Часто женятся.

В походе выявят себя эгоист и нытик, и высветится чьё-то благородство. Как-то складывается, что «плохиши» и «слабаки» повторно в Эрлагол не приезжают. Однако большинство даже после окончания учёбы приезжают сюда хоть на недельку, хоть через десятки лет. В единое целое людей объединяют походные трудности, красота гор, ночные песни у костров, взаимопомощь на подъёмах и спусках, взаимовыручка при переходах вброд горных рек.

Интересны и радиальные выходы. В течение двенадцати – четырнадцати часов, а иногда и более того, походники успевают преодолеть многие километры по очень красивым, совершенно диким, труднопроходимым местам, когда за час продираешься не более чем на четыреста метров. Обо всём этом читатель узнает из предлагаемого сборника.

Сборник написан человеком, который уже многие годы влюблён в горы, исходил по ним тысячи километров, как инструктором, так и просто туристом.

Предлагаемые рассказы написаны в особом жанре – это «запись» достоверных событий с сохранением действительных имён и названий, но «запись» осуществляется в художественной форме.


Каспер А.Э. – начальник Эрлагола
в 1989-1990 г.г.,доцент НГТУ

PS. "Летопись одного турпохода" - http://proza.ru/2002/03/18-90