Новая Ушица. В прошедшем

Анатолий Штаркман
Глаза открываю:
Как синь высока!
Полей широта - без предела!
Лишь в памяти
Прадедов наших тоска
Надолго занозой засела.

Г. Диамант.

Новая Ушица в прошедшем….

Обширная территория, изрезанная долинами и мягкими холмами, между реками Днестром и Бугом называлась Подольской землёй или Подольем. Богатая земля, относительно мягкий климат, наличие водных и сухопутных дорог, связывающих центр Европы с морскими портами и восточными странами, притягивали человека. Поэтому не удивительно, что на протяжении веков местность эта переходила из рук в руки многих народов и империй – хазаров и росов, татар, литовцев, поляков, турков, россиян.
Хазарский Каганат появился в противовес Исламу в середине седьмого века. Его официальной религией была провозглашена Иудейская, письменность и счёт велись на языке иврит. Факт принятия хазарами иудейской религии всегда возбуждал и возбуждает интерес мировой науки. Многие российские историки, в том числе и советские в прошлом, не могут примириться, что на территории будущей России длительное время существовала империя с иудейским мировоззрением. Основатель русской школы востоковедения В. В. Григорьев (1816-1881) писал в 1876 году: «Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду».
Определение «народ Хазарский» обязывает, но никаких следов этого народа, ни письменности, ни литературы, археологами не обнаружено до настоящего времени. Зато Еврейский народ, живые люди, на территории этой империи оказался непререкаемым доказательством существования её, а гонимые за веру – это и есть евреи, спасающие свою жизнь от кровавого шествия Христианства и Ислама.
Слово Россия появилось вместе с Каганатом. Первый историк России Татищев писал: «В еврейском же языке «рос» значит главу или верховность. И так видимо, что оное слово переводчик славянской Библии, приняв за название, не переведённым оставил…». (В. Татищев. История Российская. т.1. с. 355)
Каганат простирался от Волги и Каспийского (Хазарского) моря с Востока на Запад, включая Крым, Днепр, Буг и Днестр и Дунай.
Во второй половине 10-го века под военным давлением её северного соседа Руси начался распад Хазарской Империи, но не Каганата. Длительная борьба продолжается практически до сегодняшних дней, но не с Хазарами, а с иудаизмом. Проявлением её может служить расправа с течением Жидовствующей ереси в 14-ом века, Хмельнищина в 16-ом, ну и, конечно, Фашизм и Советизм в 20-ом.
Евреи поселились в Подолье согласно актовым данным в середине 15-го века. Однако найденные в разных городах края надгробные камни указывают на более раннее время. В Польше обнаружено множество монет 12-13 веков с польскими надписями ивритскими буквами. В конце 19-го века польские деревни (ранее – Подолье) сохраняли названия хазарского происхождения – Козары, Козара, в которых проживали, бог знает с каких времён, землевладельцы и земледельцы евреи. Летописец Деций (начало 16 века) отмечает, что в Подолье еврейское население многочисленнее армянского. В Краковском пинкосе (с иврита - книге записей) от 1606 года Подолье записано как административная единица под названием Еврейская область.
В 1793 году часть Подолии была присоединена к России и на её территории образована Подольская губерния, в которой проживало христиан – 6987, а евреев – 16276 душ.
Новая Ушица, одно из сотен еврейских поселений в Подолии, в прошлом называлась Литнёвцы. Судя по названию, история его уходила корнями в историю Литвы (на еврейском – Лита), когда её территория занимала пространство между Балтийским и Чёрным морями (14-й век). Впервые название Литнёвцы упоминается в 1439 году в королевской грамоте на передачу села во владение шляхтичу Сеньке.
Единственная сухопутная дорога, связывающая Литнёвцы с городами Каменец-Подольский с Могилёв-Подольским, в те времена была непроходимой большую часть года. Удалённое от политических центров и основных водных дорог Днестра и Буга селище представляло для евреев относительно спокойную лагуну в бушующем море антисемитизма. Окружающие глухие леса помогали еврейскому населению прятаться от опасностей типа кровавых походов Богдана Хмельницкого, Федора Болоцкого.
В середине 18 века в Литнёвцах уже существовала еврейская община со сложившейся цеховой организацией еврейских ремесленников и торговлей. Поэтому, а также в результате хорошо оплачиваемого еврейского ходатайства, король Речи Посполитой Август Третий жалует Литнёвцам право на самоуправление и статус местечка.
В 1793 году уже под протекторатом России местечко Литнёвцы вливается в Ушицкий уезд. По сведениям 1803 года в Литнёвцах проживало 1658 евреев и 780 христиан.
Местечко Ушица было расположено на берегу речки Калюси при впадении её в Днестр. Его историческая известность начинается с 12 века, а название заимствовано из Талмуда по похожему названию города Уша. Его археологические следы и рядом с ними действующий кибуц Уша расположены в Верхней Галилеи - северной холмистой части Израиля. Город Уша остался в еврейской памяти пребыванием в нём Синедриона – Высшего Еврейского суда. Сразу же после падения Иерусалима Синедрион находился в Явна, а потом был переведён в город Уша, который стал центром духовной и религиозной жизни евреев. В память об Уше названы города Польши и Украины: Ушачь, Ушполь, железнодорожная станция Уша – недалеко от Минска.
Ушица была не одинока своими еврейскими корнями на берегу Днестра, в прошлом Тираса – по имени седьмого сына Йэфэта, внука Ноаха. Ямполь, Могилёв, Сороки, Резина (правильно Резена), Дубоссары, Карагаш – еврейские местечки со времён греческих и хазарских.
В 1826 году Российские власти переводят администрацию Ушицкого уезда в Литнёвцы. Ушица получает название Старая Ушица, а Литнёвцы – Новая Ушица. Вот как звучал царский указ: «1826, ноября 13. Повелено: по неудобству существования поветого города в Ушицах, на самом краю повета стоящего, перевести поветовый город из Ушицы в казённое местечко Литнёвцы – 1829 августа 12».
Ушичане передавали из уст в уста, от поколенья к поколенью такую легенду. Однажды Российский царь объезжал со свитой свои еврейские владения в Подолии. Увидев россыпь домиков, прилепившихся к горе над речкой, царь спросил: «Что это? Ушица??» «Нет, Ваше Величество, это Литнёвцы». Царь не мог допустить, что ошибается и изрёк: «С сего дня это селище будет называться Новой Ушицей, а Ушица – Старой Ушицей».
Архитектура городка, дошедшая к нам, жителям 20-го века, напоминает еврейские местечки Германии и Польши времён 10-го века. Небольшая торговая площадь, плотно окружённая одно и двухэтажными домиками. Плавно поднимающаяся вдоль правого берега речки дорога из Могилёв-Подольска вливалась в эту площадь-базар и оттуда разветвлялась: одна сворачивала на девяносто градусов круто вверх в сторону Миньковцы; вторая, огибая ту же площадь, круто падала вниз, пересекала стремительную Калюси и убегала в город Бар.
В 1838 году, в период так называемой Николаевской рекрутчины, Новая Ушица получила известность в еврейском мире и в России по нашумевшему делу об убийстве двух евреев, которые доносили властям о скрытии количества душ по «ревизской сказке». Ушицкое дело тянулось до 1840 года; 80 человек были преданы суду и приговорены к наказанию шпицрутенами, тридцать из них не выдержали и скончались на месте экзекуции. Оставшихся отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Не обошлось без злоупотреблений: исправник Ново-Ушицкого уезда Софронович, стряпчий Осликовский, штаб-лекарь Афанасьев за жестокие противозаконные действия при ведении следствия были лишены дворянства и разжалованы в солдаты.
Во время следствия арестовали раввина Михеля из Дунаевцев в подозрении, что ему было известно о решении убить доносчиков. Во время перевозки по этапу евреи отбили его у конвоя и переправили за границу.
В 1841 году «для возвышения благосостояния городов в Подольской губернии, дарованы льготы мещанам и вообще людям свободных состояний». Новая Ушица начинает развиваться более интенсивно. Строятся дороги и мосты через речки Калюси и Смотрич (подрядчики – евреи Зикланд и Гольденберг) почтовая станция (смотритель еврей Айзенгарт Аарон) ….
В 1863 году в Новой Ушице жили 1136 евреев в 76 отдельных домах, была синагога, бейт-мидраш, баня. В 1889 году в сборнике «Подольская губерния» Новая Ушица характеризуется как населённый пункт, который «никакого промышленного значения не имеет, ярмарок в городе не бывает, базары установлены каждые две недели». По переписи 1897 года в Новоушицком уезде проживали 25426 евреев, в том числе в Новой Ушице – 2213, работали 105 ремесленных еврейских мастерских, 140 портных, 20 металлистов и столяров.
В 1912 году еврейское население Новой Ушицы выросло до 2819 человек. В городе действовали две еврейские библиотеки, еврейский книжный магазин, пять еврейских аптек, частное еврейское общеобразовательное училище, ремесленное училище, общественный приют при синагоге, двадцать пять бакалейных лавок, шесть заезжих дворов, пятнадцать мануфактурных магазинов, шесть магазинов по продаже муки и круп, пять галантерейных магазинов, шесть кожевенных мастерских, пять мясных магазинов…. Базары собирались по четвергам, ярмарки – с 3 по 6 августа.
Может показаться странной статистика только еврейского населения. В книге «Весь Юго-Западный край» 1913 года в разделе «Новая Ушица» приводятся такие данные: православных – 4588, католиков – 681, евреев – 2747 и поясняется, что данные включают жителей предместья Филяновки. Там где Филяновка, там и Каскада, которую из-за близости вообще не указывают. Сколько же евреев в самой Новой Ушице? Истинная Новая Ушица – это торговая площадь и дома вокруг неё, это улицы Почтовая и Ветеринарная и бесчисленное множество переулков по 2-3 дома вокруг них. Православное население не жило среди евреев, как и еврейское среди христиан.
В российский период Новая Ушица поползла вверх по дороге в Дунаевцы, особенно в советское время. Там-то и поселялось смешанное население, в основном, из приезжих русских, украинцев и лишь иногда евреев.
Жизнь местечка в конце девятнадцатого начала двадцатого века бурлила политическими страстями, среди которых сионистское движение занимало весьма почётное место. Однако наибольшим влиянием пользовался «Всеобщий еврейский союз» - социал-демократическая партия под названием «БУНД», отрицающий сионизм и эмиграцию. Иногда бундовцы мирились с сионистами. В 1913 году они совместно организовали митинги протеста по поводу антиеврейского процесса Бейлиса.
Во время Первой Мировой войны российское командование, подозревая евреев в шпионаже в пользу Германии, переселяет их из прифронтовых деревень и местечек в Новую Ушицу. Еврейское население увеличилось более чем в три раза.
На короткое время Новая Ушица была оккупирована германскими войсками. Оккупация осталась в еврейской памяти новоушичан событием, не принёсшим вреда населению. Спустя почти двадцать пять лет этот короткий по времени эксперимент взаимоотношений между евреями и германцами сыграл свою роковую роль.
Во время революции 1917 года власть в городе перешла к большинству населению, то есть к евреям. В смутное время становления советской власти много ушичан-евреев воевали в Красной Армии, в частности, в бригаде Котовского. Еврейский кавалерийский отряд во главе с коммунистом М. Дайчманом наводил страх на рыскающие вокруг Новой Ушицы банды петлюровцев.
В 1920 году после изгнания армии Петлюры в Новой Ушице устанавливается советская власть. Главой Революционного комитета, а затем Совета Рабочих и Крестьян избирается М. Дайчман. Новая Ушица получает финансовую поддержку от еврейской общины эмигрировавших в Америку ушичан. Открываются профессионально-техническое училище, еврейская семилетняя школа, в городе появляется электричество.
Вскоре на смену надеждам приходит разочарование. Борьба с нэпманами, закрытие синагог и еврейской школы, насильственная коллективизация привела к уменьшению еврейского населения. Если в 1923 году в Новой Ушице проживало 1991 евреев, то в 1939 – только и1547.
Во время Второй Мировой войны большинство евреев Новой Ушицы не эвакуировались и, за исключением единиц, были уничтожены германскими оккупантами при самой активной поддержке нееврейского населения, то есть украинцев и русских. Братская могила замученных коренных жителей ушичан-евреев, более 3000 человек, находится рядом с Новой Ушицей в урочище Трихов. В первые годы после войны власти не разрешали оставшимся в живых родственникам даже установить надгробный памятник. На пропитанных кровью могилах пасли скот. В конце двадцатого века в Новой Ушице жило всего два еврея.