стремление к музыке

Александр Махнев
Что есть искусство? Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
В каких образах? Двигательных, звуковых, изобразительных - начертательных. То бишь, очень упрощая, существуют: «искусство музыки», «искусство танца (пластики)», «искусство живописи», «искусство архитектуры», «искусство литературного слова».

Что есть цель искусства? Что является задачей художника, как проводника искусства?
Путём неких внешних воздействий (движение, звук, письмо, форма) вызвать определённый внутренний отклик у окружающих. Тем самым добившись внимания к собственному творению.

А есть ли некая иерархия у этих родов искусств? Какое из них наивысшим образом оказывает влияние на потребителя (простите за цинизм)?

Поэзия?
Вечное стремление к созвучию, к ритму. Никогда тупая рифмовка не рождала великого. Только нечто приближающееся к музыке.
Танец? Даже без музыки – это звук тишины.
Архитектура – застывшая музыка.
Живопись?
Импрессион, впечатление. Не прямое восприятие изображения, но поиск отзвука на увиденное, в душе.
Музыка есть высшее из искусств?
"Величие чувств наиболее полно проявляется в музыке». – не знаю кто сказал, но почему-то склонен согласиться.
Она не требует перевода, как литература, она не требует зрения как искусства форм, и она как теперь выяснилось даже слуха, в самом прикладном значении не требует. Существуют музыкальные театры глухонемых. Как то они воспринимают музыку всем телом, но отнюдь не банальными слуховыми перепонками.
Так может и в самом деле: музыка есть высшее из искусств?
Лично у меня, не так много сомнений на этот счёт. НО! Если у кого-то их существенно больше, отложите их на пару тройку минут в сторону и послушайте.
Если согласиться с вышеизложенным утверждением, то все прочие искусства должны стремиться к музыке.
То есть по естественному принципу: от низшего к высшему.
Но мы то естественно о «своих баранах», о литературе.

У кого получить подтверждение? У кого-то разумеется более бесспорного чем я сам.
Феномен Чехова, на мой взгляд, как раз и заключается в том, что в его текстах (пардон за очередной «цинизм») очень много «воздуха», музыки если угодно. «Между строк» заложено едва ли не больше чем в них самих. Как ему это удавалось?!!! Одному Богу ведомо. Но ведь это так!!
«Литература – это искусство избегания слов» - сказал мой любимый Жванецкий и тут же пожаловался:
- Ну как передать паузу? Многоточием? А оттенок паузы?...
А , кстати, на самом деле: чем характерна графомания? – словоблудием. А литература она же её антипод? Следовательно… ))) ага: «Литература – это искусство избегания слов».
Или другими, пардон, словами – стремление к музыке.
Слов должно быть меньше и самое главное между словами должен быть воздух, живое пространство, мелодия позволяющая привлечь читателя к сотворчеству. Только тогда это и становится литературой, то есть родом искусства.
Есть такой композитор Глеб Сидельников. Больше тридцати лет назад он написал оперу «под квартет» по «Бедным людям» Достоевского. Я право в музыке не силён, но знаю, что до тех пор это считалось почти невозможным – опера на такое малое количество действующих лиц.
А ещё он был немножко поэтом. Композитор, не попсовый какой, а совсем классический и поэт. Очень своеобразное сочетание и стихи такие же:

«От августа так тихо, так тепло.
От августа так вечерно, так вечно!..
Так луково, капустно, огуречно…
Так опьяняют августа уста!..»

Или

«Твоя тишина нарушает мою тишину…»

Чувствуете музыку слова? Чувствуете продолжение и предисловие?

А ещё он написал совершенно замечательно:

«Вновь накопилось тишины на слово».

Вот именно этой накопленной тишины нам часто не хватает, вот именно этого упорного, но неторопливого СТРЕМЛЕНИЯ К МУЗЫКЕ.