Венды-вандалы среди словено-русов

Петр Золин
       
       
Адрес материалов для иллюстрации
под рисунками


По «Иоакимовской летописи» можно прочесть
После устроения Великого града (этот Велицеград, как и Старград давно привлекают исследователей Великого Новгорода: П.З.) умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.
Гардорик князь. Гунигард князь. Избор князь. Владимир. Столпосвят. Адвинда. После сего Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войсками славян, руси и чуди. И сии уйдя, многие земли завоевав, не возвратились. А Вандал разгневался на них, все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется.
Е. По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнях древних воспоминают (16).

О русском Гостомысле сотня летописных списков 17 века говорила примерно следующее
"Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и никим не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыслити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Илмеря и обновиша град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову яко поприща и боле, и нарекоша Новград Великий. И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша. И разыдошася кииждо с родом своим по широте земли, и овии же седоша в полях и нарекошася поляне, сиречь поляки, овии полочане речки ради Полоты, овии мазовшане, овии жмутяня, инии же бужане по реце Бугу, овии дреговичи, овии кривичи, овии чюдь, инии меря, инии же древляне, и инии морава, серби, болгари сих же от роды, и инии же северы, и инии лопи, и инии жн мордва, и инии же мурама, инии же в различная именования прозвахуся.
И тако начаша разширятися страна она вельми, а общим же имянем прозывахуся. Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре. Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом. Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели ру-ския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: "О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти". И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом".

Чаще историю королей вендов-вандалов начинают в 4 веке.
В начале 5 века наиболее известен Радагайс (Радогаст), которому позже на острове Рюген был - верноятно - посвящен идол Радогоща.
Германская ветвь вандалов наряду с аланами (их связывают с осетинами) отличилась в Африке
(первые генеалогические таблицы).
Затем
Альберт П [1] Последний король вандалов, основатель династии королей вендов и ободритов. Указание на преемственность родословных вандалов и вендов очень интересно. Латом, повторяя А. Кранца, говорит, что титулы у вендов существовали со времён раздела Римской империи. (Franck D. Des Alt — und neuen Mecklenburgs anderes Buch. — Gustrow-Leipzig, 1754. — S.16).
Витслав П [2] Король вендов и ободритов, умер в 700 году. Это имя часто встречается в генеалогиях вандалов и вендов вплоть до 1325 г. Этимологический прототип известного имени Вацлав.
Траскон (Траско) [3] Князь вендов и ободритов на острове Рюген.
[4] Ценное сообщение для изучения корней правящей династии в Померании. К сожалению, не известны конкретные имена. Ф.Я. Спенер, к примеру, отмечал, что в Померании издревле правили короли вандалов (Spener P.J. Theatrum nobilitatis Europae tabulis progonologicis. — Francofurti, 1668. — Р. 176,178).
[5] Король вендов и ободритов, умер в 724 году. Был женат на Вундане из Польши. После Ариберта I некоторое время, возможно, правил кто-то из его братьев.
[6] Замужем за швабским или шведским князем.
[7] Король вендов и ободритов, умер в 747 году. Был женат на дочери Ульфреда Английского.
[8] Князь вендов и ободритов, был женат на Хильдегарде, возможно, из Бургундии. Предположительно, основатель династии князей вильцев, его потомки соперничали с королями ободритов.
[9] См. сноску 7.
[10] Король вендов и ободритов, умер в 795 году. Хроники франков также упоминают его как равноправного союзника Карла Великого и противника вильцев и саксов.
[11] Король вендов и ободритов, убит в 809 году шпионами датского короля.
[12] Князь вендов и ободритов, повешен датским королем в 808 году после взятия Рерика.
Ф.Виггер систематизирует данные английских и датских источников, которые называют Годлиба (Годелейба) князем варягов (Wigger F. Mecklenburgische Annalen bis zum Jahre 1066. — Schwerin, 1860. — S.105-106).
[13] Король вендов и ободритов, умер в 821 году. Воевал против франков.
[14] Король вендов и ободритов, умер в 830 году.
[15] Самое важное указание, которое проливает свет на происхождение варяжских братьев-князей, призванных, согласно летописной легенде, править на Руси. Это ещё одно подтверждение версии об ободритских корнях Рюрика.
[16] Король вендов и ободритов, умер в 844 году. Впервые Гостомысл упоминается во франкских хрониках под 838 годом. В источниках находим многочисленные свидетельства о его борьбе с Людовиком Немецким. Упоминание Гостомысла в вендо-ободритских генеалогиях очень важно для полного осмысления Легенды о призвании варягов.
[17] Король вендов и ободритов, умер после 862 года. Есть сведения, что на нём эта ветвь династии пресекается.

Все уточнения по источнику

Версия о происхождении средневековых славян Приильменья от прибалтийских славян – по сути – принята официальной академической наукой (В.Л.Янин, А.А.Зализняк – у него наблюдается усиление объективности, В.В.Седов, отчасти «неонорманисты»). Лингвстически, археологически, общеисторически… Но дальнейшие шаги оказываются крайне робкими. Никаких конкретизаций. Никаких многовековых тенденций. Мы, академики, помрем – тогда и идите дальше и глубже. Подальше – даже сейчас.

По Тациту к 1 веку нашей эры «венеды переняли многие из их (германцев) нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; всё это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов - поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет питание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей...»
http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/4.htm
Возможно, фенны – это не финны, но иных претендентов на созвучный античный ононим нет. Венеды (пращуры антов и скловен) «сооружали себе дома», похожие на прибалтийских германцев. Дома неизбежно объединялись в какие-то поселения. Наряду с певкинами венеды были заметны неопрятностью у всех, праздностью и косностью у знати. Косность ныне бы трактовалась как спасительный консерватизм.
Стоит подчеркивать и подчеркивать, что здесь – почти за 8 (восемь !!!) веков до Рюрика и варягов – описание воинственных пращуров славян, доходивших до Балтики.

В книге к.и.н. В.И. Меркулова «ОТКУДА РОДОМ ВАРЯЖСКИЕ ГОСТИ? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам)», предисловие к которой написал известный историк проф., д.и.н. А.Г. Кузьмин, дан обильный материал по реалиям участия вандалов (как части вендов-венедов) в истории словено-русов.


У истоков проблемы
Что за источник перед нами?
Несколько замечаний о терминах
Немецкие хроники о Руси и варягах
Начало Руси по польским документам
Шведские источники и зарождение норманизма
Политическое сближение России и Германии
Г.В. Лейбниц о варягах
Дискуссия о мекленбургских генеалогиях
Идейные предпосылки немецкого норманизма
Норманнская теория Г.З. Байера
Миллер и его «диссертация» о происхождении Руси
Эволюция норманизма в России
Современный взгляд на старые проблемы
Версия о Рорике Фрисландском
Реален ли летописный Рюрик?
«Русские» имена в немецких генеалогиях
Европейские Руссии по генеалогическим данным
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Об одной немецкой генеалогии
Родословные таблицы
Гюстровская ода

Можно соотнести с устаревшей

Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.:Госдарственное издательство политической литературы, 1956 г. - с.900.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml
Разложение первобытно-общинного строя у племен Европы и Сибири (I—III вв. н. э.)
; Кельты и германцы
; Придунайские племена и царство Децебала
; Древнеславянские племена
; Племена Северо-Восточной Европы
; Сарматы. Племена Северного Кавказа
; Племена Северного Казахстана и Сибири

Интересны подробюности
Павел Тулаев Вандалы - венеды - славяне
Большим событием для отечественного славяноведения стал выход в свет книги известного философа, публициста и историка Павла Тулаева "Венеты - предки славян". Оно представляет собой и самостоятельное историческое исследование, и солиднейший историографический очерк, и своеобразную энциклопедию по истории древнейших славян.
П. Тулаев стоит на той точке зрения, что древнейший этнос, от которого произошли восточные, западные и южные славяне, именовался венетами и под таким именем был хорошо известен античным авторам. Он считает возможным говорить о глубокой древности народа венетов, о его расселении по огромным пространствам Северной и Центральной Европы - там, где историки обычно не находят места нашим предкам.
Тулаев обращает внимание на новейшие наработки словенских ученых (М. Бора и др.), приводящих множество данных в пользу того, что славяне являются автохтонами Центральной Европы. Венеты, по их мнению, еще до создания Рима создали сильное государство в район будущей римской провинции Норик - на землях к северо-востоку от Апеннинского полуострова, рядом с Дунаем. Их центр находился в приальпийской области. У венетов существовало развитое плужное земледелие, они практиковали обработку железа на самом высоком уровне. Наблюдается наличие у альпийских венетов мощной армии и влиятельной знати. Даже будучи завоеван римлянами Норик играл огромную роль в истории античности - именно оттуда начал свое наступление на Рим знаменитый "варварский" полководец Одоакр, занявший римский престол. Норик стал основой одного из мощнейших славянских государственных образований - "державы Само".
Книга Тулаева содержит множество интереснейших наблюдений и гипотез. Крайне интересны его мысли по поводу легендарного народа ванов, описанного в эддической традиции. Весьма плодотворным является рассмотрения славяно-венедской традиции на фоне традиций фракийской, хеттской, урартской, вандальской и т. д. Многое проясняет исследование этноса прабалтов с точки зрения его двусоставности. Тулаев отмечает наличие в нем мощнейшего славянского элемента.
Публикуется отрывок из книги Тулаева.
В эпоху заката римской империи всемирную известность получило племя (или племенной союз) вандалов. Они прошли с завоевательными походами через всю Европу и создали в Северной Африке знаменитое Вандальское государство. В современной историографии прочно утвердилось мнение о германском происхождении вандалов, хотя это отнюдь не бесспорный факт.
Мавро Орбини, например, автор упоминавшегося нами сочинения о происхождении славян (17 в.), сам хорват из Далмации, считал, что вандалы не были германцами. Опираясь на более древние источники, в частности, не дошедшую до нас "Историю вандалов" Альберта Кранция, он пишет, что "вандалы и славяне были одним народом". Названные так по имени реки, где они проживали, предки славян расселились по всей Европе. Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне, и, наконец, валы. Среди славянских вождей он называет Радигаста, Раймира, Санко, Одоакра и других, чьи деяния описаны в различных источниках. В качестве наиболее убедительного аргумента Орбини приводит сравнительный словарь вандальских и славянских слов из книги Карла Вагрийского, который дает красноречивые лингвистические параллели.
Всемирную известность вандалы впервые получили в начале 5 в.(405 год), когда они в союзе со свевами и бургундами пошли войной на Рим. Вандальское войско возглавлял их вождь Радигаст (Радогайс). Его имя связывают с известным божеством ободритов (бодричей) Радогостом, чей идол находился в культовом храме Ретры, религиозного центра балтийских славян. Авангард Радигаста составлял 12 тыс. отборных воинов, а все силы Радигаста насчитывали от 200 тыс. до 400 тыс. человек вместе с женщинами и рабами, которые присоединились к его армии во время массового переселения с берегов Балтики и Дуная. В 406 г. варвары обрушились на Северную Италию, где ограбили и разрушили многие города. Радигаст, поклявшийся обратить Рим в груду камней и принести знатных римских сенаторов в жертву языческим богам, дошел почти до самых ворот Рима, где погиб, предоставив армии завершить военный поход.
Дело Радигаста продолжили другие вожди вандалов: Гунтерих и Гейзерих. Их соплеменник Стилихон (365-408) был опекуном юного императора Гонория, служил сначала главнокомандующим римскими войсками, а в последние голы своей жизни возглавил правительство Западной Римской империи. Стилихон боролся с армией готов, способствовал нападению вандалов на Галлию, их руками разбил франков и направил варварские войска в пределы Пиренейского полуострова.
Соединенные войска аланов, вандалов и свевов под предводительством короля Гунтериха, сына Годогизела, в 409 г. перешли через Пиренеи и заняли Испанию. Здесь они разгромили силы римлян и установили свою власть, поделив захваченную территорию. Вандалам досталась часть Галисии, которую они разделили со свевами, и Бетика (нынешняя Андалусия). Гунтрерих стал первым вандальским королем и правил в Галисии 18 лет. (В. Н. Татищев считает, что Гунтерих - это латинская транскрипция славянского имени Гонсорок, "гусенок", что требует проверки). Вандалы во главе с Гунтерихом под давлением соперников переместились в Бетику, откуда совершили вместе с союзными аланами военный поход в Северную Африку, переправив через Гибралтар (в 428 г.) 80 тыс. воинов.
Существует предположение, что название южной испанской провинции Андалусия возникло в период похода вандалов и антов. Его высказывает Г. В. Вернадский в книге "Древняя Русь", впервые изданной в США на английском языке. Дополнительные свидетельством данной гипотезы служит существование на Пиренеях города Антия, упомянутого средневековым географом из Равенны. Вернадский считал победы вандалов и аланов над Западным Римом важнейшим событием древнерусской истории, поскольку "западная экспансия аланов была, в определенной мере, первым русским вторжением в Европу".
В 447 г. королевство наследовал Гейзерих, брат Гунтериха. Разместившись сначала на северо-западном побережье африканского континента, вандалы затем неожиданно напали на Карфаген. Это был древний город, соперник Рима, с развитой цивилизацией и разветвленными торговыми связями. Аристократия Карфагена утопала в роскоши и излишествах. Разрушив "африканский Рим", варвары построили рядом новый город, где открыли церкви арианской веры, школы, гимназии, театры. Вандалы, оказывается, были весьма строгих нравов; огнем и мечом они насаждали Евангелие, трактуя его в свете доктрин Ария. Рядом с новой столицей вандалы построили порт и создали мощный флот. Освоив тактику морского боя, варвары совершили несколько победоносных рейдов Средиземноморье: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. В 445 г. вандалы захватили Рим, который незадолго до этого, в 410 г. атаковали вестготы. Гейзерих (правил в 428-477) был одним из самых знаменитых варварских вождей и слава его имени гремела по всей империи.
Государство вандалов в Северной Африке между тем клонилось к закату. Оно просуществовало до 6 в. , пока полностью не истощило силы в войнах и не было разгромлено императором Юстинианом с помощью византийского флота и европейских союзников. Юстиниан (483-565) был по происхождению также славянином и с гордостью называл себя "Антическим", хотя вел последовательно антиславянскую политику и, помимо прочего, прославился тем, что укрепил границу на Дунае, чтобы остановить продвижение славян в пределы Византийской империи.
После разгрома вандальского государства варвары в Африке не исчезли, не растворились, а вошли в качестве воинской касты в систему местной знати. В научной литературе эти варвары, потомки вандалов и аланов, рожденные от смешанных браков с римлянами, известны как берберы (арабский вариант названия "варваров"). Антропологически они были ближе к европейцам, высокого роста, светловолосые и голубоглазые, а по религии - частично язычники, частично мусульмане. Губернатор Муса, задумавший в начале 8 в. поход в Испанию, смог набрать на службу от 12 до 30 тыс. молодых варваров (берберов). Эту миссию он выполнил при помощи арабского полководца Тарика, вместе с которым разбил готов и овладел крупнейшими городами Испании. То, что среди берберов было немало славян, подтверждает знаменитая "Песнь о Роланде", где описывается их битва с войсками франкского короля Карла Великого (742-814), союзника католического Рима, завоевавшего наряду с другими землями словенскую Карантанию в Восточных Альпах (788 г.). В 778 г. армия короля франков предприняла поход в Испанию, где столкнулась с сопротивлением басков. В "Песне о Роланде" есть сюжет о генеральном сражении христиан с "неверными" и язычниками. Во главе христиан сражается франкский маркграф Роланд, а войском варваров командуют "перс, король Торле, и Дапамор, князь лютичских земель". Лютичи - это ляхи, западные славяне, живший в Поморье (нынешней Померании), по берегам реки Лабы. Вероятно, именно они основали на берегу реки Сены город Лютецию, выросший со временем в Париж. Вот отрывок из этой сцены:
Эмир спешит объехать конный строй,
За ним наследник - ростом он высок.
А перс Торле и лютич Дапамор
Выводят рать из тридцати полков.
Далее среди воинов третьего, четвертого и пятого полков перечисляются русы, боруссы, славяне, сорабы, сербы, а также словенцы, угличи, прусы и другие "африканцы". Литературоведы считают, что это художественная метафора. Мол, против христианского мира объединился весь некрещеный мир. Однако исторические данные показывают, что для данной гиперболы были вполне определенные основания.
Арабские источники упоминают об особом классе "славян" (сакалиба), состоящих у мусульман на службе. "Из славян, - как пишет испанский историк Альтамира-и-Крева, - формировалась особая гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг-рабов, которым они платили жалование. Это была своеобразная аристократия, неоднократно принимавшая активное участие в решении важных политических вопросов и которую называли иногда "белой партией". По сведениям арабских авторов в армии мавританского правителя Испании Абдаррахмана III насчитывалось 13750 славян. При Аль-Мансуре вожди "сакалаба" совершили военный переворот и власть перешла от арабов к славянам-берберам. Следы этой партии, которую Альтамира-и-Крева назвал "аристократией меча", мы находим позже в различных провинциях Пиренейского полуострова.
http://www.nationalism.org/rr/slavia/tulaev.htm

Но вернемся к добротной книге Меркулова
Можно согласиться с мнением М.А. Алпатова, который писал, что «варяжский вопрос родился не в сфере самой науки, а в сфере политики». [Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVIII — первая половина XIX вв. — М., 1985. — С. 9.] Вплоть до сегодняшних дней научное изучение варяго-русской проблемы сохраняет прямую связь с основными политическими и национальными проблемами современности. Её научная актуальность определена ещё и тем, что в последнее время снова обострилась дискуссия вокруг вопроса о роли варягов в русской истории. Это вызвано и обусловлено различными причинами, в том числе на высоком государственном уровне. [Имеются в виду, например, торжества в Старой Ладоге летом 2003 года, в которых принял участие Президент РФ В.В. Путин. См.: Меркулов В.И. Битва за «русское наследство» начинается на политическом поле... // Роман-журнал XXI век. 2004. № 8. — С. 104-106.]
Польские источники важны для понимания причин и истоков формирования историографии варяго-русского вопроса не меньше, нежели собственно немецкие материалы. Многие польские средневековые документы доносят до нас свидетельства о Руси и русах. Наиболее ранние документы локализуют Русь (называемую Рутенией) на южном побережье Балтики. [См.: Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники. — М., 1990.]
С конца XIV века польские короли в поисках поддержки в борьбе против экспансии немецких рыцарей начинают рассматривать сближение с русскими землями, как приоритетное направление своей внешней политики. Эти события послужили стимулом для польских историков, которые начали проявлять всё больший интерес к прошлому русского народа и тогдашнему состоянию русских земель. В польской исторической литературе вопрос происхождения Руси дискутировался весьма активно, что нашло отражение в большом количестве хроник и трактатов, изданных в Польском королевстве.
Первая польская гипотеза начала Руси была тесно связана с версией древнерусского летописания и изложена в хронике Яна Длугоша в конце XV века. [Dlugoss J. Historia Polonica. — Dobromili, 1615.] По ней, происхождение русских следовало связывать с историей польского народа. Главный аргумент Длугоша состоял в том, что основателями русской государственности были поляне, которые в силу сходства своего имени с именем поляков (по-латыни — poloni) признавались польским племенем. По генеалогии Длугоша, легендарный прародитель Рус был внуком первопредка поляков Ляха. [Похожий сюжет о братьях-родоначальниках славян впервые появился в Великопольской хронике. См.: Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. — М., 1987.] В этом явно чувствовались политические мотивы — значительность Польши в эту историческую эпоху была несопоставима с ролью русских княжеств, потерявших независимость и вошедших в состав Литвы, которая также всё больше ориентировалась на Краков.
Последователем Длугоша был Матвей Меховский (Меховита), который приобрёл наибольшую известность среди польских авторов начала XVI века. В 1517 году он опубликовал в Кракове «Трактат о двух Сарматиях», где подробно описывались земли, населенные восточными славянами, но в то же время указывалось, что во главе русского народа стоят знатные люди из поляков. Однако в отличие от Длугоша, Меховский допускал существенную оговорку, называя русскими только подданных Литвы (Rusini), но не жителей Московского государства. Процитируем эпизод из сочинения этого польского хрониста, который непосредственно касается нашей темы:
«[Рассказ о немецком завоевании винделиков (вандалов, — В.М.) в Поморье] Тем не менее, до сего дня винделики и славы остаются в тех местах около Любека, Ростока, Мисны, но не в городах, а в сёлах и деревнях, особенно те, что называются сарбы и винды. Остаются ещё и старые имена поляков и винделиков в названиях мест, замков и городов: ведь и Любек и Росток и Мекельсбург (Мекленбург, — В.М.) — имена польские». [Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. — М.; Л., 1936. — С. 75.]
Миллер, конечно, знал немецкие, польские и шведские источники по истории Руси. Но перед ним вставала проблема достоверности исторической информации, известий иностранцев. Он полагал, что иностранные авторы «не знали сами довольно о том, что писали». [Миллер Г.Ф. Предложение, как исправить погрешности, находящиеся в иностранных писателях, писавших о Российском государстве // Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. — М., 1996. — С. 15.] И немецкий академик, по сути, предлагал ввести в источниковедение обыкновенный подлог в качестве исследовательского метода, способного разом решить все противоречия источников. Миллер предлагал (как это не чудовищно звучит!) переписать источники и переиздать их в «новом», переправленном виде. [Там же. — С. 15-18.] Сам он был далеко не всегда корректен в работе с историческими документами. А.Б. Каменский отметил как «досадную ошибку», что в исследовании «Повести временных лет» академик доверился переводчику, который приписал авторство летописи игумену Киево-Печерского монастыря Феодосию. [Каменский А.Б. Судьба и труды историографа Герарда Фридриха Миллера (1705-1783) // Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. — М., 1996. — С. 378.] Именно поэтому, вероятно, были объективные основания запретить Г.Ф. Миллеру заниматься генеалогиями со стороны руководства Академии наук.
Благодаря изучению немецких генеалогий можно конкретизировать проблемные рамки варяго-русского вопроса и рассматривать его как часть важнейшей проблемы вандальской и вендской этнокультурной общности на южном побережье Балтийского моря. На немецком материале можно поставить и целый ряд других проблем, касающихся древних русов. Далеко не до конца очевидна этническая карта раннесредневековой Европы, не совсем ясна роль русов в Великом переселении народов. Более детального изучения требуют взаимоотношения варягов и русов со славянами.
Новое изучение начала Руси может «испортить» всю существующую картину исторических событий. В связи с этим возникает острая необходимость в мультидисциплинароном исследовании проблемы.
Если у Вас возник интерес к этим исследованиям, получите немало важных доказанных фактов при непосредственном знакомстве с ними.
Адреса Интернета указаны.