Мой дедушка. Часть1

Оллета
Мой дедушка. Часть 1.
       
В моих воспоминаниях дедушка Саша, отец моего отца, остался бодреньким сухоньким старичком
с седой совершенно головой, белой небольшой бородкой и усами. Ходил дед всю жизнь с палочкой.
Над большим письменным столом висела его большая фотография в рамке под стеклом, где он еще
совсем молодой в студенческой тужурке с черными волосами и усами. Рядом висели фотографии
бабушки с дедушкой уже пожилых и фотографии их детей: двоих сыновей: Льва и Михаила и дочки
Нины, большой семейной фотографии, где были все вместе и дети и внуки.
 Жили дедушка Саша и бабушка Таня в то время в городке Луге на самом юге Ленинградской области.
 В Заречной части города, где находились частные домики с участками и домами.
Сама улица называлась Заречной. Начиналась улица с большого деревянного моста, который соединял
Заречную часть города с главной частью города Луги с невысокими кирпичными домами. С другой
стороны улица кончалась лесом. Дома по улице были построены с одной стороны по берегу реки,
а потом уже улица отходила от реки и прямо шла к лесу. Там она уже была двухсторонняя с домами
по обе стороны.
Сосновый и еловый лес в десяти минутах ходьбы от дома, в нем всегда есть ягоды и грибы. Мы туда
ходим собирать чернику и бруснику, есть малина,ежевика, костяника, голубика. В нашем лесу много
всяких грибов, особенно шампиньонов. Насобираешь лукошко,а потом на сковородку. Вкуснотища!
Выйдешь из дома, перейдешь дорогу, встанешь на обрыве, а там в низу низина и течет большая река
Луга,которая делает крутой поворот и уходит дальше из города в лес. А по реке в моем детстве
ходили большие белые пароходы.
В низине на берегу реки есть песчаная отмель. Все люди приходили купаться на этот природный
 пляж. Летом вода в реке теплая, купайся хоть весь день. Она такая прозрачная, что видно как
резвятся мальки. Рядом в кустах сидят рыбаки. В Реке Луге водятся щуки, караси, плотва, лещи,
сом и всякая мелкая рыбешка. Даже раки есть. Уточки плавают у моста.
Описываю все подробно, так очень люблю свою родину и с благодарностью вспоминаю свое детство.
       
Дед жил в большом деревянном доме, на участке был большой яблоневый сад и огород. Сам участок
был угловой, сад выходил на другую улицу. В саду дедушка посадил сливы и вишни, много ягодных
кустарников: черная смородина, красная смородина, крыжовник большой и маленький. Он прививал
к диким яблоням веточки от хороших пород. И теперь эти яблони до сих пор дают
вкусные изумительные яблоки.Теперь я понимаю, что он был селекционер. И выводил новые сорта
яблонь. А еще в саду росла большая рябина с крупными красными ягодами. По бокам участка росли
акация, шиповник, сирень, жасмин, кусты роз. Помню, что мы с братом еще сажали маленькие клены,
дубки, липу. Каких только деревьев не было на участке, кроме больших сосен. Когда деревца
подросли, мой отец часть деревьев пересадил за забор. Теперь это огромные большие деревья.
В Луге из деревьев преобладают сосны, они растут везде.
Среди яблонь в саду стояли ульи. Дедушка держал пасеку. Мед получался у деда очень вкусный и
прозрачный. Помню на веранде всегда висели восковые соты, и дед их менял при необходимости.
Зимовали пчелы на чердаке дома. За ними надо было следить и подкармливать и укутывать в
холода. Он мне так и запомнился с черной сеткой на голове у пчелиного улья. Дед нас приучил
с детства не подходить близко к ульям, не махать руками перед пчелой, полетает и сама улетит.
 Пчелы летали везде и на веранду и в дом залетали. Но что интересно, своих жителей дома они
 не кусали, такое впечатление, что знали лично всех в лицо.
По бокам забора шла тропинка, которую дедушка обсадил маленькими елочками, принесенными
из леса. Эти елочки прижились, и растут до сих пор. Никто их не срубил. Сейчас это уже довольно
большие деревья, растут себе, как память о моем дедушке.
Рядом через забор жила с мужем дядей Петей моя тетя Нина с тремя детьми. У тети Нины были
две взрослые дочки и сын Саша, мой ровесник, с которым мы расставались только на ночь.
 В заборе была сделана калитка и колодец на два участка по середине, и можно было ходить
друг к другу прямо через сад.
Вода в Луге минеральная с привкусом железа, очень вкусная, долго стоит и не зацветает. Есть
даже источники, куда люди приходят специально с ведерками, бидончиками за этой водой.
Наш дом стоял на одной улице, у тети Нины на другой. В доме было две большие комнаты,
кухня и большая веранда, выходящая на юг. Там всегда было солнце. На одной стороне веранды
у деда была своя мастерская, стоял верстак и небольшая кровать, на которой дед отдыхал.
Сколько себя помню, дедушка всегда что-нибудь мастерил. Даже сделал с дядей Петей
огромную лодку.
На другой половине веранды мы играли с братом. Она считалась детской половиной. Там был
большой стол, скамейка и небольшой диванчик. Лежали наши игрушки. Дед сделал для нас
такой большой ящик на колесах. Очень было удобно.
Когда я родилась, все уходили на работу. А мой дед оставался в няньках со мной. Как потом
бабушка рассказывала, дед, чтобы я не плакала, макал соску в сахарный песок и мне в рот.
Так и выросла у него на руках. В детстве я любила больше дедушку, чем бабушку. Залезала
к нему на колени, и он мне читал сказки из больших красивых книжек с яркими картинками.
Помню раннее детство отрывками. Зима, топится печка, а я сижу в большой комнате под
столом, а рядом ходит дед с одного конца комнаты в другую. И так минут двадцать.
Вечерний обязательный моцион, чтобы организм не застаивался. Бабушка на кухне моет
посуду, дверь открыта в комнату, и все чего-то ругает деда. Дедушка был очень спокойным
человеком и голоса никогда не повышал. Бабушка ругается, а дед ходит себе и ходит...
и молчит, ни слова бабушке в ответ.
По вечерам перед сном дедушка мне всегда рассказывал сказки. Очень интересные. Я так и
засыпала под его негромкий голос. И большой серый кот Пушок был всегда рядом и мурлыкал
свои бесконечные песенки.
Зимой бабушка уезжала в город навещать моих родителей. И мы оставались с дедом вдвоем.
Вот нам было раздолье без бабушки. Дед топил плиту и подогревал еду. Бабушка нам готовила
много всего вкусного и все наставляла деда, что есть сначала, а что потом. А мы ели, что хотели.
И дед катал нас с братом на салазках и санках. Так было весело!
 Часто на мопеде к деду приезжал его друг дед Андрей. Они садились на кухне и обязательно пили пиво. . Дед Андрей на своем мопеде ездил везде, особенно любил рыбачить и всегда привозил нам свежей рыбы. А потом деды очень долго играли в шахматы на веранде. Расставались всегда довольные.
Жила я с дедушкой и бабушкой до самой школы. А потом приезжала к ним каждое лето.
Они меня очень любили. Все воспоминания моего счастливого детства я помню до сих пор.