Pipes of peace - отсыревший табак в трубках мира

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести", приложение "Окна",
18 сентября 2008 г.


Дэниэл Пайпс – один из ведущих мировых специалистов по исламу и проблемам Ближнего Востока. Он убежден, что противостояние радикальному исламу – ключ к решению некоторых мировых конфликтов. Критики называют его «ведущим исламофобом нации». Для многих из них его имя подобно красной тряпке. Далеко не все согласны с его трезвой позицией. Им еще станется.

Роман Янушевский

Яблоко от яблони не падает далеко. У Дэниэла достойный отец - Ричард Пайпс, известный американский историк и публицист, специалист по СССР и постсоветскому пространству. В свое время он входил в особый форум советников тогдашнего директора ЦРУ Джорджа Буша, помогая оценивать исходящую от Советского Союза угрозу, где высказал точку зрения о том, что у одной шестой суши уникальный путь развития, отличный от траектории европейских стран. Уникальный, потому что Советский Союз – империалистическая держава, которая всегда будет стремиться к мировому господству, поэтому ее нужно остановить любыми способами.

Дэниэл - автор и соавтор восемнадцати книг, печатается в крупнейших изданиях, включая New York Times, Washington Post, Wall Street Journal и Jerusalem Post. Телеканалы неравнодушны к нему – «Би-би-си», «аль-Джазира», «Си-эн-эн» и многие другие приглашают его в свои новостные и аналитические программы в качестве особого гостя. Он нарасхват среди ведущих университетов мира, ему приходилось читать лекции в 25 странах мира.

Дэниэл Пайпс возглавляет некоммерческую организацию «Ближневосточный форум» - исследовательский центр, занимающийся анализом ситуации на Ближнем Востоке и выпускающем статьи и ревю в ежеквартальном журнале Middle East Quaterly. Цель этого центра – «определять и продвигать американские интересы на Ближнем Востоке».

Критики Пайпса обвиняют его в ненависти к исламу, но не все так просто. Дэниэл Пайпс посвятил немалую часть своей жизни, пытаясь понять сущность ислама – он защитил две научные степени по средневековой истории ислама в Гарварде, знает исламский мир не по наслышке, проведя три года в Египте и побывав практически во всех мусульманских странах. Насколько он выступает ярким противником радикального ислама, настолько он поддерживает его умеренную часть, считая единственным возможным противоядием против фундаментализма именно укрепление умеренных кругов.

Еще в 1995 году Дэниэл Пайпс предупреждал об опасности, исходящей от исламских радикалов, а буквально за несколько месяцев до терактов 11 сентября в журнале Wall Street Journal он писал о том, что «аль-Каида» готовит в Ливане террористов, тренируя их взрывать крупные здания. А сейчас он обращает внимание на угрозу постепенной инфильтрации исламистов в западные службы, приводя многочисленные примеры, когда это уже случалось.

Пайпс – сторонник сильного Израиля, основного союзника США на Ближнем Востоке. Такая неординарная личность посетила ежегодный «Мировой саммит по контр-терроризму: глобальное влияние терроризма», прошедший в Герцлии в первой половине сентября, на который съехалось немало именитых гостей, и газете «Вести» удалось взять у него интервью.

- На ваш взгляд, какова «ахиллесова пята» Израиля в борьбе с исламским терроризмом?
- Этот уязвимое место не имеет отношение к тактике. Не имеет оно отношение и к стратегии. Дело в политике. Основная проблема Израиля – в недостаточном понимании природы (ближневосточного – Р.Я.) конфликта. Не хватает понимания того, что война должна быть выиграна, а враг должен быть поражен. Сегодня израильский истеблишмент практически единодушен в том, что с палестинцами должно быть достигнуто соглашение, некий компромисс. Я же считаю, что это должна быть победа. Ведь палестинцы не заинтересованы в компромиссе, им нужна победа. И вот они-то как раз понимают природу конфликта, а основная масса израильтян – нет.

- Учитывая мнение мировой общественности, международное давление, оказываемое на Израиль, обязательства нашей страны согласно международному праву, какой вы видите эту победу?
- На мой взгляд, с Израилем гораздо больше считались, и его больше уважали в остальном мире, когда он добивался победы, то есть до 1993 года. Но это постепенно сходит на нет с тех пор, как Израиль переориентировался с победы на компромисс в качестве конечной цели. Мнение мировой общественности меня волнует гораздо меньше, хотя оно и играет определенно важную роль, конечно, если уметь использовать его в свою пользу. Война должна быть выиграна, но Израиль не прикладывает особых усилий, чтобы выиграть эту войну.

- И что же мы можем сделать, чтобы выиграть войну?
- В первую очередь осознать, что нет иных альтернатив победе. Чтобы палестинцы, арабы, мусульмане поняли и приняли, что конечная цель – уничтожение Израиля – недостижима. И им нужно снова и снова показывать, что у них ничего не выйдет. Но израильтяне даже не пытаются сегодня двигаться в этом направлении.

- Как можно победить в партизанской войне? Ведь сегодняшние террористы ведут именно такую войну, потому очень сложно определить цели для поражения.
- Бунт сильно отличается от конвенциональной войны. Речь уже не идет о создании крупных арсеналов и мощных армейских подразделений. Важно осознавать, что именно происходит, принять новые правила игры, идентифицировать врага, изолировать его и бить. Такая война может быть выиграна, и тому было немало прецедентов в истории. Но для победы требуется иная ментальность, такую войну нельзя вести так же, как конвенциональную, опираясь только на танки, авиацию и корабли. Тут необходимо иное мышление.


Дэниэл Пайпс знает, как можно разрешить ближневосточный конфликт, в отличие от многих специалистов по Ближнему Востоку – ученых и политиков. Он выглядит на их фоне «белой вороной», утверждая: «то, что дала Израилю война, дипломатия забрала обратно». Его рецепт прост: нет места ведению переговоров, не стоит строить надежды на компромисс и никакой дипломатии! Единственное разрешение конфликта – разрубить Гордиев узел, что приведет к изменениям «в сердцах» палестинцев как на Западном берегу Иордана, так и в Газе. Необходимо сломить волю палестинцев, привести их к полной капитуляции. «Как добиться изменений в их сердце? Победой израильтян и поражением палестинцев. Палестинцы нуждаются в том, чтобы быть побежденными более, чем Израиль нуждается в том, чтобы их победить», - заявляет Дэниэл Пайпс.

Забавно, именно Пайпса делегировал в председательский состав Американского Института мира Джордж Буш. Сие учреждение суть исследовательский центр, получающий финансирование от Конгресса, основная задача которого – всемерно способствовать «мирному разрешению международных конфликтов». Тотчас поднялась буря – американские мусульманские организации и либеральные еврейские лидеры в один голос принялись склонять и спрягать имя американского президента, сделавшего такой неудачный на их взгляд выбор. «Дэниэл Пайпс – не миротворец», - заявляет Сюзанна Хешель, профессор иудаики в университете Дартмута и со-председатель либеральной еврейской организации «Тиккун», - «это как если бы меня назначили бы главой центра ядерной физики в Лос-Аламосе». Когда его каденция в Институте мира завершилась в 2005 году, Буш не решился ее продлить.


- Каким вы видите будущее американо-израильских отношений? Претерпят ли они какие-либо изменения в ближайшее время?
- Если верх возьмет Джон Маккейн, не стоит ждать каких-то существенных сдвигов к худшему. Если победит Барак Обама, США станут относиться к Израилю иначе – примерно так же, как это делает сейчас ЕС – более отстраненно и взвешенно.


Когда президентская гонка в США только началась, Дэниэл Пайпс выступал советником бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани. Тот показывал в опросах прекрасные результаты на протяжении всего 2007 года, но в конце года неожиданно его популярность стала падать. Заняв третье место на праймериз во Флориде, в январе 2008 года Джулиани сошел с дистанции, выразив безоговорочную поддержку Джону МакКейну.

Свое мнение о кандидате от Демократической партии Дэниэл не раз высказывал в своих статьях. По его мнению, если Барак Обама выиграет на выборах, то «различие в мусульманских и американских взглядах на религиозную принадлежность создаст проблемы». По американским понятиям Обама – христианин, но мусульмане по-прежнему продолжают считать его мусульманином.


- В чем же заключается природа ближневосточного конфликта?
- Начиная с 1948 года корень конфликта заключался в существовании Израиля. Палестинцы и арабы в целом отрицали существование еврейского государства, в то время как евреи, напротив, желали, чтобы их признали. И данное противоречие нужно разрешить окончательно - так, чтобы не оставалось сомнений – либо Израиля нет, либо он есть. Пока одна из этих двух опций не будет реализована, война так и будет продолжаться. А израильтяне все еще так и не понимают, что они находятся на войне. Они считают, что могут отдать деньги, оружие, территории, добрую волю и взамен получить признание.

- Какова основная угроза Израилю на данный момент?
- У Израиля есть столько угроз, что даже непросто выбрать главную. Я бы отметил, наверное, в первую очередь все же иранский проект по созданию ядерного оружия.

- А не может быть такого, что его значимость сильно переоценена?
- Не думаю. Иранцы уже прошли большую часть пути к производству ядерной бомбы, и существует множество свидетельств тому, что скорее всего они воспользуются этим оружием против Израиля.

- С какими еще угрозами сталкивается Израиль?
- Угрозы бывают различных уровней опасности – от высшей до низшей. И одна из них, находящаяся уже в краткосрочной перспективе – конвенциональная война. В частности, с Египтом. Налицо недостаточная защищенность Израиля перед терроризмом, экономической войной, демографической, идеологической. Израильтян постоянно убеждают в том, что им на самом деле не нужны еврейское государство и сионизм.

- В последние годы в израильской политике преобладает концепция, по которой делаются различные уступки и смягчения палестинцам, отдаются территории. Как можно преломить эту тенденцию, и кому это по силам?
- Не думаю, что на современной израильской политической арене имеется такой игрок, который захочет это сделать. Потребуется серьезный кризис или даже катастрофа, только она приведет к пересмотру нынешней концепции, разбудив израильтян и заставив их осознать истинную природу конфликта.


Дэниэл Пайпс считает, что Израиль сильно изменился с 2000 года: «Удачно расположенное стратегически, пусть и экономически недостаточное государство первых лет своего существования превратилось в нечто противоположное. Выдающиеся умы прошлых лет, заправлявшие шпионажем, военные гении и политические тяжеловесы ушли, по-видимому, в компании, занимающиеся разработкой высоких технологий, оставив государство в руках коррумпированных, недальновидных пигмеев мысли, умственных карликов». Одним из свидетельств этого является освобождение Самира Кунтара, рационал которого Пайпс не может понять и принять. Но больше всего его поразила реакция оппозиции – Ликуд просто молча сидел в уголке и даже не пытался опротестовывать освобождение матерого террориста.

И все же Дэниэл Пайпс не махнул рукой на Израиль. Он считает, что еще не все потеряно:
«Израиль остаётся мощной страной, которая может позволить себе делать ошибки; согласно одной несколько неожиданной оценке, Израиль выживет при обмене ядерными ударами с Ираном, а Иран не сумеет выжить».

А Кунтар, выйдя из тюрьмы, опять превратился в легитимную мишень, и Израиль больше не обязан защищать его. «Мы не дадим этому человеку думать, что он может оставаться безнаказанным за убийство четырёхлетней девочки», - ссылается на слова какого-то чиновника в израильских государственных ведомствах Пайпс.
Что ж, время рассудит, кто прав.