Метаморфоза

Елена Виверра
…Они превращаются в куколок, заключенных в изящнейший шелковый кокон.

Наступала осень, осыпалась, спадала, падала - с тихим шепотом слетающих с веток листьев, с глухим стуком падающих на землю яблок, со сладким дымом, плывущим над садовыми участками, с толстыми желтыми тыквами, свившими гнездо возле забора… Было хорошо ходить по саду, кутаться в бабушкину пуховую шаль, смотреть на внезапно открывшийся горизонт, пить на веранде чай с малиной, вдыхать - едва уловимый запах краски, сладковатый – дерева; пахнущий черносливом дымок от сухих веток.

…Стадия куколки, называемая иначе стадия покоя или перестройки. Куколка беспомощна против неблагоприятных влияний внешней среды и не в силах защитить себя от засухи, болезней или хищников. Поэтому они инстинктивно размещаются в самых недоступных и скрытых от постороннего глаза местах – за пределами садов, в надежных убежищах, в свернутых трубочкой листьях, в надежных коконах; куколки же без коконов именуются хризалидами.

Она чувствовала себя сонной, неповоротливой и беспомощной; впервые за всю жизнь – усталой и слабой; нежной, бессильной, мягкой; словно отдающейся волнам, ступающей на цыпочках в неожиданно прохладную, с раскиданными справа и слева кувшинками воду; она плыла в ней, легко, как перышко, поворачивалась к солнцу одним боком и другим; ложилась на спину и смотрела вверх, только вверх, и видела сны, которые забываешь, едва подымая голову от подушки, - сны цветные, неповторимые, необъясняемые…

…У различных видов стадия куколки имеет различную продолжительность. Летом имаго выходит на свет уже спустя одну-две недели (за исключением видов с одной генерацией в году); если же куколку застигнут зимние холода, то приходится ждать иногда и несколько месяцев, прежде чем покинуть твердую оболочку куколки можно будет, ничего не опасаясь. Иногда так могут пройти два или даже три года…

Была работа; были книги, друзья и привычный цикл жизни; и вместе с тем был покой, ожидание и эти поющие во снах кувшинки… Было нежелание слышать громкие голоса, но внутри тихонько разворачивалась и крепла уверенность, маленькая теплая сердцевинка, которая вела и вела ее между кувшинок, танцующих снежных хлопьев, наряжаемых елок и детей на санках, - по осторожно вытоптанным в свежем снегу тропинкам; эти осень и зима были сон, покой и тепло, - и приходящие силы, - осторожно наполняющие каждую ее жилку, каждую клеточку…

…Пусть эта стадия представляется внешне покоящейся, - именно на стадии куколки происходят радикальные преобразования, названные метаморфозою. …Прежние системы органов словно распадаются или растворяются и формируются имагинальные, присущие взрослым особям структуры.

Порою она думала, что способна меняться, как никто, в кратчайший промежуток времени; иногда – проходя через отчаяние и боль, иногда – потому что ее ведет что-то выше и сильнее, чем она сама; иногда – словно засыпая и просыпаясь другой, необъяснимой, изменившейся, новой, словно вся душа и тело оказались необратимо переплавлены в маленьком тигле над язычком пламени; и невозможно оглянуться назад, - там, где она прежняя, с заломленными руками, слабая другой слабостью – а впереди весна, хрустальные корочки на сугробах, под которыми начинает таять снег; собираемые в обшитую ситцем корзинку бабушкины и мамины елочные игрушки и совсем другое счастье – настоящее и живое, у которого есть руки, глаза, губы и имя любимое, нежное, повторяемое бессчетно.

...Спустя некоторый период времени, зависящий как от вида, так и от внешних условий, из куколки выходит взрослая особь (имаго), которая расправляет крылья, нагнетая в них кровеподобную жидкость – гемолимфу, которую проводят жилки крыла, что в дальнейшем утолщаются и затвердевают, превращаясь в прочный каркас и опорные элементы крыльев.

Небо было теплое, словно опустившееся к земле и укутавшее ее ватой, как елочную игрушку. Сердце билось, сильно-сильно – от радости, нежности и ожидания – и возможности торопливо и торжествующе ощутить себя – новую, иную, другую, - осторожно разворачивающую еще неяркие, еще влажные и теплые…

…еще несмело расправляющиеся…

…почти прозрачные, слабые, нежные…

…Крепнущие, оживающие, горделивые, загорающиеся под солнцем синими, шоколадными, оранжевыми пятнами…

Она расправила крылья –

- и полетела.